Другие материалы рубрики «Политика»

  1. По Беларуси бродит призрак перестройки
    Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
  2. «Убийц белорусского легпрома» помиловали до выборов
    Государство вроде бы и готово чем-то помочь ипэшникам, но — со своей слоновьей грациозностью…


Политика

Рабочая группа по Беларуси последнего слова еще не сказала?

 
Оппозиционная коалиция «Талака» решила обратиться к председателю Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ с призывом сохранить в составе ПА рабочую группу по Беларуси. Несмотря на весьма невысокую эффективность этой структуры, продолжение ее работы все же представляется целесообразным.
 
Между тем, как сообщил председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько, представители властей начали проводить в ПА ОБСЕ кулуарную работу с целью ликвидации группы.
 
 
 
Когда надежды были большими
 
В середине октября текущего года группа может отметить 15-летие: она была сформирована в 1998 году для того, чтобы «поддержать и интенсифицировать содействие Беларуси в выполнении и окончательном приведении в соответствие ее обязательств перед ОБСЕ».
 
Надо сказать, что в первоначальный состав группы вошли отнюдь не ординарные личности. Возглавил ее бывший министр иностранных дел Румынии и депутат Европарламента Адриан Северин, ставший впоследствии председателем ПА ОБСЕ. Кроме того, три члена группы — Киммо Кильюнен (Финляндия), Игорь Осташ (Украина) и Нино Бурджанадзе (Грузия) — в разное время занимали посты вице-председателей ассамблеи, а пятый участник — Герт Вайскирхен (Германия) — возглавлял третий Общий комитет ПА — по демократии, правам человека и гуманитарным вопросам.
 
Основной целью группы стало налаживание диалога между властями и оппозицией, и на первых порах казалось, что здесь открываются определенные перспективы.
 
Так, по инициативе Северина летом 1999 года в Бухаресте должны были состояться соответствующие переговоры. С обеих сторон уже были определены участники, причем от официального Минска — такие высокопоставленные персоны, как тогдашние председатель Конституционного суда Григорий Василевич, вице-спикер Палаты представителей Владимир Коноплев и замглавы президентской администрации Александр Абрамович. Однако встреча фактически была сорвана, так как все официальные лица по разным причинам от участия в ней отказались.
 
И хотя активная челночная дипломатия Северина продолжалась, и ему даже удалось дважды встретиться с Александром Лукашенко, никаких сдвигов так и не произошло.
 
 
Как горох о стену
 
В конце 2001 года группу возглавила депутат бундестага Ута Цапф. Ее также никак нельзя было упрекнуть в пассивности — в течение достаточно длительного времени Цапф посещала Беларусь три-четыре раза в год.
 
К тому моменту иллюзии Запада по поводу возможности быстрого проведения в Беларуси демократических преобразований уже развеялись, и на повестку дня встал вопрос о достижении хотя бы небольших позитивных сдвигов.
 
Вследствие этого группа пришла к заключению, что, возможно, следует несколько смягчить подходы. Во время Эдинбургской сессии ассамблеи в 2004 году проект очередной резолюции по Беларуси, содержавший ряд критических замечаний в адрес белорусского руководства, был неожиданно исключен из повестки дня.
 
Вместо него появилось совместное заявление рабочей группы и делегации Национального собрания, в котором стороны продекларировали свое желание, чтобы предстоявшие в Беларуси осенью парламентские выборы соответствовали стандартам ОБСЕ.
 
Кроме того, в документе говорилось о намерении провести ряд семинаров с участием широкого спектра политических сил по вопросам повышения уровня прямых иностранных инвестиций в Беларуси, исследования возможностей для Беларуси в рамках Европейской политики добрососедства (ЕПД), а также развития независимых СМИ.
 
Многие наблюдатели расценили эти обещания как пустые. И впрямь, глава белорусского Центризбиркома сразу же отметила, что это политический документ, не имеющий юридической силы.
 
Затем же, по свидетельству самой Цапф, в день выборов ее с коллегами дважды фактически выбросили с избирательных участков в Минске. По ее заключению, для официальных наблюдателей от ОБСЕ было создано значительно больше препятствий, чем раньше.
 
Правда, весной 2007 года семинар на тему «Изучение возможностей для Республики Беларусь в рамках ЕПД» провести все-таки удалось. Еще через два года состоялся второй и последний — «Улучшение климата для привлечения иностранных инвестиций».
 
Примечательно, что на сей раз делегацию ассамблеи возглавлял ее председатель Жоао Соареш. По его словам, предполагалась встреча с Александром Лукашенко, но она не состоялась «из-за плотного графика главы государства».
 
После разгона Площади в декабре 2010 года отношение белорусского руководства к рабочей группе ПА ОБСЕ резко изменилось. В марте 2011-го оно посчитало визит группы в Беларусь «нецелесообразным». А в мае, когда Ута Цапф намеревалась быть наблюдателем на процессе обвиненного в организации массовых беспорядков экс-кандидата в президенты Николая Статкевича, ей просто отказали в визе.
 
В итоге на последней сессии ПА ОБСЕ, состоявшейся летом в Стамбуле, Цапф сообщила о своем уходе из политики и извинилась за невыполнение поставленной ассамблеей задачи.
 
 
***
 
Таким образом, очевидно, что пятнадцатилетняя деятельность рабочей группы не привела хотя бы к мало-мальски позитивным переменам. Впрочем, едва ли оправданно бросать в нее за это камни, когда того же не смогли добиться куда более влиятельные организации.
 
К сожалению, дальнейшие перспективы тоже не обнадеживают. Тем не менее, ликвидация группы нежелательна. Даже просто периодическое появление здесь официальных представителей европейских организаций пусть в крайне незначительной мере, но служит для белорусских властей сдерживающим фактором.
 
  
Оценить материал:
Средний балл - 4.64 (всего оценок: 11)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Как говорил герой одного фильма: "Далеко пойдёте"...
  • - Вот! Гитлерюгенд в действии... У Марка Захарова барон Мюнхгаузен восклицает что-то типа: - Господи, как же умирать надоело...
  • Последним словом былибы бомбы на головы несговорчивых белорусов,но мы не дураки и поэтому у нас есть с-300.А то что они прекращают попытки нас учить это настоящая победа!Я горжусь мудрым белоруским народом у нас у одних получилось противостоять этой либеральной чуме.
  • Ну последнее слово... сами знаем где предоставляется последнее слово.