Другие материалы рубрики «Политика»
-
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко… -
По Беларуси бродит призрак перестройки
Способен ли на нее Лукашенко? Позволит ли Москва Беларуси новый курс?
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Вашингтон ищет пряник для Минска
Прилет в Минск заместителя помощника госсекретаря США Эрика Рубина вызвал ряд вопросов. И в первую очередь — означает ли это намек на возможность хотя бы некоторого улучшения взаимоотношений.
Без видимых предпосылок
Визит высокопоставленного представителя Госдепартамента, прошедший 11-12 декабря, оказался внезапным, двусторонних контактов на таком уровне не было уже давно.
Хотя то, что белорусским властям очень хотелось бы добиться нормализации отношений с ведущей мировой державой, сомнений не вызывает. Одним из наиболее ярких свидетельств тому стала нашумевшая январская встреча Александра Лукашенко с делегацией американских политологов.
Даже введение Вашингтоном в феврале санкций против компании «ТМ Сервисиз» и КБ «Радар» по подозрению в причастности к «разработке оружия массового уничтожения или крылатых или баллистических ракет» не вызвало привычной бурной реакции белорусской стороны. Более того, в марте белорусские власти трижды выражали соболезнования Соединенным Штатам в связи с разного рода трагическими инцидентами.
Наконец, выступая 19 апреля с посланием Национальному собранию, Лукашенко сообщил: «Недавно США предупредили нас, что не будут политизировать наше вступление в ВТО, блокировать его и противостоять этому процессу».
Вслед за этим Владимир Макей передал через временного поверенного в делах США в Беларуси Итана Голдрича новому госсекретарю Джону Керри послание, в котором излагались перспективы развития белорусско-американских отношений.
Можно предположить, что глава белорусского внешнеполитического ведомства надеялся на личную встречу с американским коллегой во время предполагавшегося визита в Нью-Йорк для участия в работе Генассамблеи ООН.
Примечательно, что двумя годами ранее Керри, тогда еще сенатор, с коллегой Джо Либерманом в опубликованной в The Washington Post статье призвал Запад ответить на послевыборные репрессии в Беларуси адресными экономическо-финансовыми и визовыми санкциями.
Договориться, по-видимому, не удалось, так как в Америку Макей в итоге не полетел. Тем не менее, в конце мая Соединенные Штаты отменили введенные в 2011 году санкции против ОАО «Белорусское оптико-механическое объединение» и ЗАО «Белтехэкспорт».
Впрочем, это решение не было ответом на какие-то положительные перемены во внутриполитической ситуации в Беларуси, а объяснялось просто истечением изначально установленного срока действия соответствующих санкций.
В этих условиях продление 13 июня Бараком Обамой еще на год действия известных американских ограничений против большой группы белорусских официальных лиц было вполне ожидаемым.
В общем, явных признаков хоть какого-то улучшения ситуации на белорусско-американском направлении не было. Потому-то приезд Эрика Рубина и вызвал у ряда обозревателей недоумение. А у некоторых сторонников максимально жесткой реакции Запада на белорусские реалии — даже откровенное недовольство…
Шанс на сдвиг?
Если говорить о формальной стороне, то можно вспомнить, что в конце марта в Вашингтоне состоялись переговоры начальника отдела США и Канады белорусского МИД Сергея Рачкова с представителями Госдепартамента, Конгресса и американского аналитического сообщества, на которых обсуждались «актуальные вопросы политических и экономических отношений». Там также была достигнута договоренность об обмене рабочими визитами, поэтому, возможно, нынешний приезд как раз и был осуществлен в рамках того соглашения.
При этом важно знать, кто был инициатором визита. На основании высказанной гостем благодарности «за возможность находиться здесь» складывается впечатление, что инициативу проявила американская сторона.
Что же ею двигало? Ведь, судя по многочисленным заявлениям из-за океана, главным и непременным условием возобновления взаимодействия остается освобождение политзаключенных. Между тем никаких сдвигов в этом вопросе до сих пор не наблюдается. Белорусское руководство не пошло на этот шаг даже в преддверии недавнего Вильнюсского саммита Восточного партнерства, когда, казалось, сделать это было весьма целесообразно.
Не исключено, что Вашингтон пытается как-то ускорить данный процесс. Во всяком случае, именно так можно расценить заявление Рубина, что прогресс в сфере прав человека и демократии в Беларуси облегчил бы поддержку Америкой ныне чрезвычайно актуального для Минска сотрудничества с Международным валютным фондом.
Трудно дать однозначный ответ насчет правильности подобного подхода. Есть мнение, что тем самым белорусский режим стимулируется к продолжению своей сегодняшней политики.
С другой стороны, известно, например, что в период с 1963 по 1989 годы ФРГ вульгарно выкупила из ГДР 33 755 политзаключенных за деньги и товары на сумму, эквивалентную 33 млрд. евро.
Как бы там ни было, начало диалога с учетом, разумеется, накопленного опыта, вероятно, можно приветствовать. Особенно если при этом возобновят нормальную деятельность дипломатические представительства.
Что же касается приверженности ценностям, то американцы, пожалуй, меньше многих других заслуживают упреков в их забвении.
Последние Комментарии