Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Беларусь: для независимости нужна воля
    Если по уму, то это власть сегодня должна выводить народ на акции в поддержку независимости, а не ставить подножки остаткам оппозиции…
  2. Лукашенко хочет сделать Беларусь страной чутких бюрократов
    Попытками дебюрократизации президент пытается как-то компенсировать уничтожение гражданской, политической активности…


Политика

Беларусь склепает военную кооперацию Украины и России


Александр Лукашенко поставил задачу создать белорусский самолет и вертолет, организовать выпуск собственной бронетехники. Эксперты видят здесь и подводную часть айсберга: Беларусь может стать посредником в деле сохранения и развития российско-украинской кооперации в оборонке.

Это сотрудничество поставлено под удар конфликтом между Москвой и Киевом. Белорусская площадка способна спасти ситуацию при сохранении лица российскими и украинскими властями. Естественно, свой куш срывает и Минск.


Фото пресс-службы президента Беларуси


Решено производить свои самолеты и вертолеты

«В Беларуси должны производиться и самолеты, и вертолеты», — заявил глава государства, посещая 2 апреля ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» в Барановичах.

В частности, Лукашенко видит хорошую перспективу выпуска вертолетов на Оршанском авиаремонтном заводе, долю в котором купила украинская компания «Мотор Сич», делающая хорошие двигатели для «вертушек».

«Двигатель есть, еще купить пару-тройку сложных приборов, которые, может быть, и не надо у нас производить. А все остальное — бери и клепай, делай корпус», — так коротко и ясно обрисовал президент перспективный технологический процесс.

Показательна и такая ремарка: «Украину сегодня фактически развалили. А там оборонка приличная. Давайте попробуем с украинцами договориться и поработать вместе, чтобы не пропали их мозговые центры, интеллектуальные, инженерные, конструкторские, и собственно производство».

Резюме: «Сейчас момент подходящий, и этим моментом надо воспользоваться».

При этом Лукашенко видит Россию как еще одним партнером в выпуске авиатехники, так и рынком ее сбыта.


Рогозин про отмороженные уши

А теперь сложим мозаику. 1 апреля в Минск срочно прилетел Дмитрий Рогозин, российский вице-премьер, курирующий оборонку. Прилетел для того, чтобы, как он сам сказал открытым текстом на встрече с Лукашенко, «посмотреть, что еще можно сделать в сотрудничестве в сфере ВПК с учетом новой ситуации на Украине».

При этом московский гость откровенно пожаловался: «…Крайне обидно сегодня, что наработанное с украинскими партнерами режется украинской стороной по принципу «назло бабушке отморожу уши».

И вот буквально назавтра Лукашенко (который несколькими днями ранее также срочно встретился в полесской глуши с и.о. президента Украины Александром Турчиновым) делает амбициозные заявления о необходимости создать отечественный самолет, вертолет, а заодно и организовать выпуск собственной бронетехники.

Еще недавно он подчеркивал, что лишних денег на армию нет и нужно делать ставку на ремонт, модернизацию советской техники.

Эксперты, с которыми побеседовал автор этих строк, не сговариваясь заявили: на барановичские тезисы Лукашенко безусловно повлиял украинский фактор.


Треугольник с сохранением лица

«В условиях оккупации Крыма для украинских властей дело принципа — ввести эмбарго на военно-техническое сотрудничество с Россией. Этого требует общественное мнение. Но сам украинский ВПК требует денег, а они приходят из России», — так в комментарии для Naviny.by обрисовал коллизию Андрей Поротников, руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog.

По словам эксперта, «Беларусь может выступить своеобразной площадкой, где под украинским контролем, из украинских деталей и по украинским технологиям будет создаваться продукция с маркой Made in Belarus для последующей поставки в Россию».

Выигрыш Беларуси — в том, что она «получает свой кусочек бизнеса, некоторое перетекание технологий с Украины и углубленное сотрудничество с Киевом — не столько с Москвой, сколько именно с Киевом».

В принципе же, все стороны в этом треугольнике военно-технического сотрудничества (ВТС) реализуют свой интерес и сохраняют лицо в контексте крымского кризиса.


…И плюс бронетехника

Этой же версии — Беларусь как посредник в ВТС двух схлестнувшихся постсоветских стран — придерживается минский военный обозреватель Александр Алесин.

По его словам, «России трудно будет восстановить прямое сотрудничество с Украиной в сфере оборонно-промышленного комплекса» по политическим причинам. Оккупацией Крыма Москва резко восстановила против себя украинское общественное мнение. В то же время многие предприятия востока Украины традиционно тесно связаны с российской оборонкой и «больше ничего не могут».

«Мотор Сич» указал путь выхода: в Беларуси создается совместное предприятие, а продукция поставляется в Россию», — отметил собеседник Naviny.by. Он считает, что Лукашенко, который встречался и с Турчиновым, и с Рогозиным, получил добро на такую опосредованную кооперацию с обеих сторон.

Алесин напоминает, что еще 7 октября прошлого года состоялась встреча председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Сергея Гурулева и заместителя министра обороны Украины Артура Бабенко.

Тогда шла речь о перспективах совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области вооружения и военной техники. Драматическое развитие российско-украинских отношений, как видим, неожиданно актуализировало предмет тех договоренностей, открыло, как ни парадоксально, новые возможности.

В итоге, прогнозирует Алесин, на белорусской территории может получиться «нечто вроде свободной экономической зоны, где будут создаваться белорусско-украинские СП для поставок продукции военно-технического назначения в Россию».

При этом собеседник Naviny.by обращает внимание на серьезные наработки украинцев в авиастроении, производстве бронетехники: «Для танков там научились делать хорошую динамическую броню, пушки, ПТУРСы».

Показательно, что Лукашенко, кроме создания самолета в Барановичах, вертолета в Орше, хочет развернуть еще и производство бронетехники в Борисове, где сейчас ее только ремонтируют и модернизируют.

«Хватит уже красить и чистить наждачкой корпуса и что-то менять. Надо переходить на новый этап. Бронетехнику точно надо свою создавать, потому что частные компании, как мне доложили, уже делают суперсовременную бронетехнику. А крупные заводы почивают на старых лаврах», — заявил белорусский лидер и сообщил, что намерен наведаться вскоре на Борисовский танкоремонтный.

В общем, похоже, «свои» самолеты, вертолеты и бронированные машины окажутся не вполне своими по начинке и технологиям, но при этом все приличия будут соблюдены.


Держать порох сухим

Но только ли выгодный момент для военного бизнеса ловит Лукашенко на фоне российско-украинского конфликта?

Резко возросшее внимание президента к армии и вооружению имеет, по мнению Андрея Поротникова, и другую подоплеку.

Он отмечает: аннексия Крыма заставила пассионарную часть белорусского общества заговорить и об угрозе с востока для нашей независимости. Так что Лукашенко «фактически начал предвыборную кампанию с учетом запроса общества на тему защиты суверенитета».

Однако это не только пиар. Белорусская правящая верхушка тоже ощущает реальную опасность со стороны России, полагает аналитик.

«С одной стороны, Лукашенко твердит, что он всегда будет с Россией, с другой — в недавнем интервью упрекал украинцев за то, что без боя отдали Крым. То есть, по сути, спрашивал их: почему не стреляли в захватчиков? Иначе говоря, он де-факто не воспринимает Россию как союзника», — рассуждает аналитик.

Он приходит к выводу, что сегодня сложился негласный консенсус между большинством оппозиции и властью в том плане, что Россия — это угроза.

Так что рассуждения Лукашенко в Барановичах на тему сильной армии, до зубов вооруженной по последнему слову, — это демонстрация готовности держать порох сухим для отпора вероятным противникам по всем азимутам.

При этом Минск элегантно снимает сливки в сфере оборонки, поймав момент драки между Москвой и Киевом. Как говорят русские, кому война, а кому мать родна.

Если же без иронии, то здесь для Беларуси целый ряд плюсов: и рабочие места, и модернизация предприятий, и перспектива экспорта. Ну и, наконец, де-факто мы здесь видим симптом поиска компромисса между Россией и Украиной на белорусской площадке.


Оценить материал:
Средний балл - 4.00 (всего оценок: 26)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева