Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Александр Лукашенко вылетел в Казахстан
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
BISS: европейская интеграция выгоднее евразийской
Евразийская интеграция может принести Беларуси определенные бонусы, но в долгосрочной перспективе европейская интеграция была бы выгоднее. К такому выводу пришли авторы нового исследования Белорусского института стратегических исследований (BISS) «Евразийское обозрение».
Как сообщил аналитик BISS Андрей Елисеев на презентации исследования 14 мая в Минске, экономический эффект от евразийской интеграции есть: «Если реально проводить эффективную региональную интеграцию, экономический эффект в виде большего роста ВВП и благосостояния населения есть».
«Но, учитывая объем европейского рынка и его больший модернизационный потенциал, если бы Беларусь интегрировалась в ЕС, в долгосрочной перспективе результаты были бы еще выше», — добавил эксперт.
«Кроме того, европейская интеграция предполагает конкретные ценности: верховенство права, уважение прав человека, культурное многообразие, что для Беларуси очень актуально, учитывая все большее вытеснение белорусского языка из общественной сферы. Можно предположить, что в результате евразийской интеграции этот процесс продолжится», — считает Елисеев.
Третьей проблемой евразийской интеграции, по сравнению с европейской, аналитик назвал возможность выхода из того или иного объединения, если появится такое желание.
Аналитик пояснил: «В случае с ЕС, по крайней мере после принятия Лиссабонского договора, есть пункт о выходе из союза. Мнение страны уважается, можно по процедуре выйти. В случае с евразийской интеграцией последствия для Беларуси могут быть, мягко говоря, очень отрицательными».
«Россия, в общем-то, позарилась на суверенитет и территориальную целостность тех стран постсоветского пространства, которые хотят продвигаться по пути европейской интеграции. Грузия, Молдова, Украина — уже три примера», — сказал Елисеев.
Аналитик убежден, что в случае с Беларусью давление России будет еще сильнее.
Андрей Елисеев считает, что белорусская оппозиция имеет право спросить у власти, что Беларусь гарантировала России взамен на уступки последней в торговле нефтепродуктами и обещанный кредит.
По мнению эксперта BISS, Россия не могла пойти на полную отмену экспортных пошлин на нефть, как того требовала Беларусь, из-за больших финансовых потерь. Эксперт подчеркнул, что у Беларуси не было «мощного козыря о единым рынке без изъятий и ограничений, о котором многие говорили». По словам аналитика, Россия имела на этот случай «еще более мощный аргумент».
«Она сказала на переговорах: хорошо, мы готовы отменять всякие ограничения на поставки беспошлинной нефти. Но мы в таком случае понижаем резко экспортную пошлину до казахстанского уровня, до 80 долларов за тонну. Таким образом, реэкспорт нефти через Беларусь становится невыгодным. И, во-вторых, для того чтобы покрыть эти потери для российского бюджета, мы увеличиваем налог на добычу нефти», — отметил Елисеев.
Эксперт добавил: «Получалось, что Россия предлагает еще более единый рынок, чем Беларусь: гармонизируются даже экспортные пошлины. Но в таком случае резко повышалась цена на нефть, и наши НПЗ становятся убыточными, и наша маржа становится маленькой, возможно, даже отрицательной».
При этом аналитик отмечает, что этот так называемый налоговый маневр был невыгоден и России: «Это повышало цены на бензин для населения и вызвало бы ряд проблем для нефтедобычи». «Но это был запасной аргумент на случай, если Беларусь и Казахстан будут принципиально стоять на своем и откажутся подписывать договор без устранения изъятий», — добавил Елисеев.
Видя такой контраргумент России, Беларусь и согласилась на переходный период, убежден аналитик.
По мнению Елисеева, компромиссный вариант, к которому пришли стороны, а также решение о российском кредите, о котором объявил 9 мая Александр Лукашенко, означает, что «Россия фактически обеспечивает поддержку Лукашенко на выборах 2015 года».
«А если стороны договариваются о неперечислении всей суммы экспортных пошлин, то о долгосрочной поддержке — до 2020 года», — добавил эксперт.
По его мнению, такая поддержка «дорогого стоит». «Непонятно, что именно Беларусь гарантирует взамен. Лукашенко заявил о видимой части айсберга. Со стороны белорусской оппозиции было бы легитимным спросить, за какую цену идут уступки. Всего лишь за подпись под договором (о создании ЕАЭС)? Скорее всего, нет», — сказал Елисеев.
Возможной «ценой уступок» Елисеев считает прогресс в продаже части акций белорусских НПЗ российскому бизнесу и гарантии по пяти интеграционным промышленным проектам, а также более активную поддержку позиции Москвы в украинском вопросе.
Напомним, 9 мая Лукашенко заявил, что не будет блокировать подписание договора о создании ЕАЭС 29 мая. Глава государства отметил, что на встрече с Владимиром Путиным в Москве 8 мая достигнута договоренность о том, что уже в этом месяце Россия перечислит Беларуси два миллиарда долларов кредита для поддержания золотовалютных резервов.
Кроме того, президенты договорились о поставках российской нефти под полную потребность Беларуси и поэтапной отмене уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты.
«Мы постепенно будем их снимать. В будущем году примерно половина остается в Беларуси, а с 2016 года, я полагаю, мы решим и вторую часть. Примерно полтора миллиарда долларов в будущем году останется в бюджете Беларуси — около этого мы перечислим в бюджет России. А на 2016 год, как я сказал, мы вернемся к этому вопросу, и я уверен, что мы полностью в течение двух лет снимем эти пошлины и будем цивилизованно торговать», — сказал Лукашенко.
Последние Комментарии