Другие материалы рубрики «Политика»
-
Оппозиция решила ударить по Лукашенко гендером
В медиапространстве тут же устроили виртуальное дефиле вероятных претенденток на бросание дамской перчатки бессменному президенту… -
ЦИК призвал оппозицию поактивнее готовиться к президентским выборам
Действующая белорусская власть активно работают над подготовкой к выборам, чего не скажешь об оппозиции...
- Лидия Ермошина и Светлана Кацубо поедут на выборы в Казахстан
- Лидия Ермошина уехала в Узбекистан наблюдать за выборами
- Президент Латвии готов встретиться с Лукашенко на саммите Восточного партнерства в Риге
- Мясникович пообещал президенту Туркменистана два беспилотных комплекса
- «Народный референдум» может выдвинуть кандидатом в президенты женщину
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
НА «РУБИКОНЕ». 3. Справится ли Лукашенко с «русским кандидатом»?
Предыдущие материалы цикла:
НА «РУБИКОНЕ». 1. Лукашенко консервирует страну ради власти
НА «РУБИКОНЕ». 2. Станет ли Кремль менять Лукашенко?
По традиции сюжет выборов в Беларуси рассматривается в системе координат «власть — оппозиция», хотя некоторые эксперты на конференции «Рубикон-2014» в Таллинне заявляли, что оппозиции в стране фактически нет.
Во всяком случае, проблемы политических противников режима за последний год усугубились, считает аналитик Юрий Дракохруст. По его словам, украинские события «нанесли удар по базовым ценностям белорусской оппозиции».
Оппозиции не обойтись без апгрейда идей и лозунгов
В частности, под вопросом оказался тезис «Плошча — инструмент перемен». Ставка на Площадь как аналог Майдана — это риск получить свою «небесную сотню», отметил Дракохруст. Он привел данные мартовского национального опроса НИСЭПИ: только 3,6% белорусов хотят, чтобы в их стране произошли события, подобные тем, что происходят сейчас в Украине.
Юрий Дракохруст (слева) и Алесь Михалевич
Далее, лозунг «Беларусь — в Европу!» на фоне украинских событий может выглядеть «как приглашение вежливым людям приехать на танках и преподать урок вежливости», с невеселой иронией отметил аналитик. Тем более что Запад не смог защитить даже Украину.
Кроме того, «идеология либерализма сильно поблекла в глазах не только народа, но и элит», добавил Дракохруст. Его вывод таков: «Оппозиции следует срочно придумывать что-то новое для упаковки своих базовых ценностей».
Что касается президентских выборов-2015, то их интригой, по прогнозу аналитика, может стать появление «русского кандидата», причем не такого, как некогда Александр Козулин или Михаил Маринич (их скорее подозревали в пророссийскости), а типа сепаратистских лидеров на востоке Украины. Кандидата, который скажет: «Беларусь — это Россия, айда домой!».
«Скрутить в бараний рог такого кандидата, с учетом России, будет сложно», — отметил Дракохруст.
Украинский фон работает на «сильную руку»
А вот экс-кандидат в президенты Алесь Михалевич, вынужденный эмигрировать после того, как прошел через тюрьму КГБ после выборов-2010, полагает, что президентские выборы 2015 года будут наименее интересными в белорусской истории.
Он не верит в единого кандидата от оппозиции, «так как это требует консолидации ресурсов». Ну, разве что договорятся между собой и нажмут на разрозненную оппозицию зарубежные спонсоры.
Не верит Михалевич и в появление российского кандидата. Россия живет своим политическим графиком, к тому же «имеет возможность заменить Лукашенко и без всяких выборов», пояснил выступавший.
Политолог Сергей Николюк также не ожидает сюрпризов от грядущих выборов. Он считает, что российская подпитка в принципе удерживает режим от краха, а «украинские события дали Лукашенко новый шанс». В частности, не имея возможности повысить зарплату до обещанной некогда к 2015 году тысячи долларов, белорусский официальный лидер получил возможность вновь восхвалять стабильность, которой нет на Украине.
«В 2010 году оппозиция делала все то, что было нужно власти. В 2015 году она тоже, скорее всего, сыграет роль спарринг-партнера», — полагает Николюк.
Социолог Олег Манаев отметил, что, согласно опросам, украинские события подняли показатели власти. В частности, повысился электоральный рейтинг Лукашенко. «Люди прильнули к власти, «батьке» и России», — сказал Манаев.
Андрей Вардомацкий
Об «эффекте Украины» говорил и социолог Андрей Вардомацкий: «Украинские события, как ни парадоксально, являются фактором стабилизации экономического, а не только общеполитического ощущения белорусов».
Иначе говоря, под впечатлением украинских потрясений отечественные обыватели стали больше ценить хоть и не слишком богатую, но относительно спокойную, стабильную жизнь в родных пенатах под началом сильной руки.
Грядет авторитаризм 2.0?
Но белорусская стабильность висит на волоске российской помощи. И потом, так или иначе, Лукашенко не вечен. Что ожидает страну после него? Участники дискуссии на «Рубиконе» не верят в чудесный приход эры демократии и процветания.
Скептически смотрит на шансы оппозиции войти в будущий властный расклад руководитель аналитического проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников: «А что она положит в общий котел?».
По мнению бизнесмена, основателя крупнейшего в Беларуси портала TUT.BY Юрия Зиссера, «у нас это будет перемена сверху. Из этой верхушки кто-то и придет». Он прогнозирует период более мягкого авторитаризма, когда, по крайней мере, «экономику отпустят».
Юрий Зиссер
Беларуси «второй авторитарный режим гарантирован», убежден российский политолог Андрей Суздальцев. Право же на власть будет иметь тот, кто «умеет решать вопросы в Москве», поскольку «зависимость от Москвы колоссальная».
В борьбе за власть после Лукашенко на вытоптанном политическом поле Беларуси «правил не будет», считает Юрий Дракохруст. К тому же при слабой национальной идентичности белорусов усилится вызов в виде концепта «русского мира».
Оппозиция, в среде которой наблюдается радикализация, по мнению аналитика, вряд ли сможет перестроиться в случае перемен. Попытка же реванша с ее стороны может привести к неприятным последствиям «по модели языкового закона на Украине» после победы Майдана. Конечно, отметил эксперт, не только этот шаг спровоцировал дальнейшие события в Крыму и на юго-востоке Украины, но и он в том числе.
По прогнозу Дракохруста, после Лукашенко наиболее вероятна «кучмистская модель» (по фамилии Леонида Кучмы, президента Украины в 1994–2005 годах), когда у власти окажутся «те же люди», номенклатура, а часть идей оппозиции будет инкорпорирована во властную систему.
В общем, вырисовывается тот же более мягкий авторитаризм.
Олег Манаев: Будущее Беларуси открыто
А самое главное — Москва ведь не оставит «младшую сестру» наедине с собой в ту критическую минуту, когда возникнет вакуум власти! Эта мысль так или иначе фигурировала в целом ряде выступлений на конференции в Таллинне.
По словам Михалевича, «Россия будет иметь огромные рычаги влияния в момент смены власти». Российский аналитик Аркадий Дубнов еще более категоричен: «Тема, если ее ставить серьезно, будет решаться не в Минске, а в Москве». Все очень просто: де-факто вопрос о власти в Беларуси — «это сфера интересов Кремля». Потому «ситуацию, особенно на фоне Украины, никто в Кремле на самотек не пустит».
Аркадий Дубнов (слева), социологи Андрей Вардомацкий и Олег Манаев
И в этом контексте, отмечает, со своей стороны, Юрий Дракохруст, для части оппонентов нынешнего режима «возникает дилемма — Лукашенко или зеленые человечки. Это непростой выбор».
Основатель НИСЭПИ профессор Олег Манаев свои щедро оснащенные социологической цифирью выкладки увенчал выводом, что перспективы страны после Лукашенко могут быть противоположными «в силу незавершенности самого «проекта Беларусь». «Будущее открыто», — резюмировал Манаев.
***
«Вызов Украины и региональное сотрудничество Запад — Восток в контексте Беларуси» — так была сформулирована тема четвертой ежегодной конференции «Рубикон», которая проходила в Таллинне 21–22 мая. Ее организовало сообщество «Третий путь» при поддержке МИД Эстонии, группы поддержки демократии в Беларуси эстонского парламента и ряда других структур.
Фото автора и Татьяны Януцевич.
Таллинн — Минск.
Последние Комментарии