Другие материалы рубрики «Политика»

  1. Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
    Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии…
  2. Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
    Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…


Политика

Аномалия-2014. На рейтинг Лукашенко работает эйфория «крымской победы»


Ничто так не консолидирует общество вокруг власти, как образ врага. Ничто так не способствует росту позитивного восприятия событий, как Победа. Белорусы в этом плане не исключение, что подтверждается национальными опросами НИСЭПИ.



Можно ли рассматривать белоруса в качестве рационального человека? Речь, разумеется, идет о среднестатистическом белорусе. Дать однозначный ответ на этот, казалось бы, элементарный вопрос не так-то просто.


Материальный фактор: относительная рациональность

Поместим для начала объект нашего изучения в так называемый ближний круг, в котором коммуникации осуществляются между знакомыми людьми (члены семьи, друзья, коллеги и т.д.). В ближнем кругу человек живет повседневными заботами.

Ответы на вопрос, указанный в таблице 1, позволяют нам оценить динамику социального самочувствия белорусов за последние четыре года.

Предлагаю начать анализ с последней строки таблицы. Доля респондентов, затруднившихся с ответами, не вышла за пределы статистической погрешности. Это верный признак «приземленности» вопроса.

Таблица 1. Как вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации? (%)*

вариант ответа

12’11

09’13

09’14

все не так плохо и можно жить

16

27

34

жить трудно, но можно терпеть

52

51

48

терпеть наше бедственное положение уже невозможно

30

19

15

затруднились ответить / не ответили

2

3

3

*Здесь и далее данные НИСЭПИ


В декабре 2011 года доля белорусов, декларирующих невозможность терпеть свое бедственное положение, почти в два раза превысила долю счастливчиков, которым и в условиях экономического кризиса жилось «не так плохо».

2013 год был отмечен в Беларуси двузначным ростом доходов и заработной платы. Индекс реально располагаемых денежных доходов населения за январь — август составил 118,8%, а индекс реальной заработной платы — 119,5%. Естественно, что при такой динамике доля оптимистов возросла на 11 пунктов, а доля пессимистов, напротив, на то же количество пунктов снизилась (опрос был проведен в первой половине сентября).

В текущем году индекс реально располагаемых денежных доходов населения за январь-август составил неприличные по белорусским меркам 103,6%, а индекс реальной заработной платы — 101,3% (в августе по сравнению с июлем реальная заработная плата уменьшилась на 2,2%).

Однако белорусы на столь существенное падение темпов роста своих доходов отреагировали дальнейшим ростом жизненного оптимизма. Воистину, не хлебом единым живы.

«Скрестим» ответы на предыдущий вопрос за сентябрь 2014 года с ответами на вопрос: «Как изменилось Ваше личное материальное положение за последние три месяца?» (таблица 2). Полученный результат не оставляет сомнений в рациональности белорусов. Среди респондентов, отметивших улучшение своего материального положения, позитивные оценки «сложившейся ситуации» встречаются почти в десять раз чаще пессимистических оценок.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?» в зависимости от изменения материального положения респондентов за три месяца (%)

вариант ответа

улучшилось

не изменилось

ухудшилось

все не так плохо и можно жить

64

36

15

жить трудно, но можно терпеть

26

52

49

терпеть наше бедственное положение уже невозможно

7

10

33


А теперь вновь «скрестим» ответы на вопрос из таблицы 1 за август 2014 года, но на этот раз с распределением респондентов по размеру ежемесячного дохода на одного члена семьи (таблица 3).

Если в предыдущей таблице восприятие «сложившейся ситуации» находилось в жесткой зависимости от восприятия респондентами изменения своего материального положения, то в проекции на размер ежемесячного дохода на одного члена семьи аналогичный уровень жесткости не просматривается. Более того, в группах с крайними уровнями доходов зависимость минимальная!

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Как вы считаете, какое из приведенных ниже высказываний более соответствует сложившейся ситуации?» в зависимости от размера ежемесячного дохода в миллионах рублей на одного члена семьи (%)

вариант ответа

до 1,4

1,4-2,1

2,1-4,2

свыше 4,2

все не так плохо и можно жить

41

31

32

43

жить трудно, но можно терпеть

35

52

49

41

терпеть наше бедственное положение уже невозможно

19

14

16

12


Подведем краткий итог. Даже оценивая изменения своего материального положения, респонденты проявляют относительную рациональность. Для специалистов в области институциональной экономики ничего неожиданного в этом нет. Не случайно они рассматривают профессиональных инвесторов, вне зависимости от их компетентности и образования, в качестве баранов, склонных поддаваться стадному чувству и паниковать при первых признаках проблем на рынках. Сомневающихся читателей отсылаю к соответствующему исследованию МВФ.


Пропаганда работает, когда попадает в нишу стереотипов

Переместим объект нашего изучения из ближнего круга повседневных забот в дальний круг, функционирование которого невозможно понять без опоры на минимальный набор знаний в области политологии, социологии и макроэкономики.

Понятно, что среднестатистический белорус подобным набором знаний не обладает. Свои представления о событиях, происходящих в дальнем круге, он черпает из СМИ. В авторитарных государствах (белорусский случай) СМИ, естественно, специализируются не на информировании населения, а на пропаганде.

Возможности пропаганды не следует преувеличивать. Она всесильна только когда отвечает запросам населения. Попробуйте убедить белорусов отказаться от употребления спиртных напитков. Даже если антиалкогольную пропаганду проводить 24 часа в сутки по всем телеканалам, результат окажется ничтожным.

Почему же тогда в сентябре 2008 года относительно июня доля белорусов, полагающих, что страна движется в правильном направлении, увеличилась на 5 пунктов, а в декабре вновь снизилась? Аналогичным образом повел себя и рейтинг Александра Лукашенко.

Причина аномалии — «маленькая победоносная война» России в Грузии. Война была быстротечной. Краткосрочным получился и эффект.

Культ Победы уходит своими корнями в догосударственные времена и догосударственную культуру. Поэтому для белорусов ни одно из событий XX века не может сравниться по своей значимости с Великой Отечественной войной.

За 2014 год электоральный рейтинг Лукашенко прибавил 10,2 пункта (декабрь прошлого года — 34,8%, сентябрь нынешнего — 45,2%). И это на фоне падения темпов роста доходов населения, при отсутствии целенаправленной мобилизационной кампании!

Именно эйфория, охватившая большую часть белорусов в связи с «Крымнаш!», является, на мой взгляд, главной причиной Аномалии-2014. Суммарный вклад прочих факторов (белорусская стабильность на фоне украинского хаоса и т.п.) с эффектом Победы соперничать не в состоянии.

Сомневающимся читателям рекомендую ознакомиться с еженедельной динамикой рейтинга президента России Владимира Путина на сайте Фонда общественного мнения.

До марта 2014 года рейтинг чертил прямую параллельную линию с отклонениями в пределах статистической погрешности. Ни Майдан, ни Сочинская олимпиада, завершившаяся убедительной победой сборной России, никак на рейтинге не отразились. Но за март он вырос на 18 пунктов!

Еще раз повторяю, ничто так не консолидирует общество вокруг власти, как образ врага. Ничто так не способствует росту позитивного восприятия событий в ближних и дальних кругах, как Победа. Не знаю, кто в свое время порекомендовал Лукашенко перенести празднование Дня Независимости на День освобождения Беларуси, но это решение, безусловно, способствовало укреплению власти авторитарного «батьки».

Не чувство страха от надвигающегося хаоса, а эйфория (внезапное чувство счастья, восторга) от Победы, восстановившей историческую справедливость, породили Аномалию-2014.

Можно долго приводить убедительные аргументы, подтверждающие как сходства, так и различия между белорусами и россиянами, но никуда не уйти от «человека советского», составляющего основу двух обществ.

Подкреплю мысль высказыванием известного российского политолога Глеба Павловского: «Базовый человек — его можно называть «советским», можно называть «сталинским», генезис его в любом случае не уходит за 1917 год — имеет несколько постоянных запросов: масштаб, держава, справедливость, уравнительность, тонус чрезвычайности (выделено мною. — С.Н.). Это, кстати, в целом проявляется и в его запросе на чрезвычайный тонус, который компенсирует недостаток всего в отдельности. Например, нехватку справедливости можно взбодрить за счет всплесков коллективной эмоциональности: «Гляди, а наш-то, наш!».

Способность тонуса чрезвычайности компенсировать справедливость иллюстрирует таблица 4.

Таблица 4. Чувствуете ли вы себя лично под защитой закона? (%)

вариант ответа

09’11 09’14
да 39 55
нет 53 37
затруднились ответить / не ответили 8 8

Общественное мнение — это взвесь различных по своему происхождению стереотипов, мифов и идеологических представлений, отлично уживающихся друг с другом в условиях «спящего» общества. Но под воздействием пропаганды общество способно перейти в возбужденное состояние, при этом отдельные элементы взвеси актуализируются, что сегодня мы и наблюдаем.

Аномалия-2014 (победа политики над экономикой) фиксируется уже на протяжении трех кварталов. Каковы ее перспективы? Оперативные опросы российских социологических служб отмечают постепенный «выход из тени» экономических факторов. В частности, «Ромир» зафиксировал в сентябре сокращение расходов на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса — за месяц на 17% при одновременном росте расходов на продукты питания на 1,5%.

«В условиях нарастающих экономических проблем люди вынуждены больше тратиться на повседневные нужды, в частности на продукты питания, и откладывать товарные покупки, особенно дорогостоящие, на неопределенный срок. Причем это коснулось и богатых, и бедных: экономят все», — так прокомментировал сентябрьские результаты ведущий эксперт «Ромир», президент Гильдии маркетологов Игорь Березин.

И в Беларуси экономическим факторам оставаться в тени с каждым месяцем становится все сложнее. Я не удивлюсь, если декабрьский опрос НИСЭПИ подведет черту под Аномалией-2014.

 

Об авторе

Сергей Николюк — аналитик, эксперт НИСЭПИ. В отличие от молодого поколения профессиональных политологов весьма скептически относится к западному гуманитарному наследию, будучи уверенным, что оно создано для описания иного типа общества. Отсюда склонность к цитированию российских авторов, в первую очередь социологов «Левада-центра».

Оценить материал:
Средний балл - 4.24 (всего оценок: 12)
Tweet

Ваш комментарий

Регистрация

Последние Комментарии

  • Аномалия-2014. На рейтинг Лукашенко работает эйфория «крымской победы» Таблица 4. Чувствуете ли вы себя лично под защитой закона? (%) вариант ответа 09’11 09’14 да 39 55 нет 53 37 === Наши Законы, наверное, в большей мере похожи на Воинский Устав. То есть, обязанности по исполнению и кукиш по требованию. Закон в юриспруденции — в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы[1]. Первый письменный свод законов был создан в Месопотамии царём Хаммурапи. Уста́в — свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определённой сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций — их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами.
  • Почему бы аффтару не объяснить, а за что, собственно, мы должны любить нынешнюю Украину? Потому что она против России, как и наши оппы? Враг моего врага? Ну так и Шамиль Басаев тоже был против России - ему симпатии выражать будем? === Слово-существительное есть всего-лишь клеймо-характеристика чего-то, которая еще может корректироваться, к примеру, частицей «не» или синонимом. Так, слово -клеймо «приятель» может перейти в «неприятель» и во «враг». А слово «датель» кремлинский может стать «недатель» или же «предатель». А, помнится, один из шамилей упорно воевал против царя, был пленен и стал другом царя. И не наша с вами вина, что Шамиль Басаев не стал другом кремлинцев, многие из которых, по мнению некоторых, очень как обогатились на чеченской войне.
  • Загадочная организация этот НИСЭПИ... Лет семь уже про неё слышу,но не встречал. И где это на проводит свои исследования и почему им можно доверять?
  • Почему бы аффтару не объяснить, а за что, собственно, мы должны любить нынешнюю Украину? Потому что она против России, как и наши оппы? Враг моего врага? Ну так и Шамиль Басаев тоже был против России - ему симпатии выражать будем?