Партийный билет рядом с военным носить не будут
Белорусских военнослужащих могут привлечь к ответственности за участие в деятельности политических партий…
8 октября Палата представителей в первом чтении приняла проект новой редакции закона «О статусе военнослужащих». Этот закон, определяющий права, обязанности и ответственность военнослужащих, впервые был принят еще в 1992 году и с тех пор не претерпевал существенных изменений (в 1995 году несколько пунктов закона были приостановлены в соответствии с указом президента).
Наибольший резонанс вызвала одна из статей законопроекта, вводящая ответственность военнослужащих за участие в деятельности политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Следует отметить, что подобный запрет существовал и ранее. В частности, он прописан в ст. 6 нынешней редакции закона «О статусе военнослужащих», в ст. 36 Конституции, а также в ст. 21 Пакта о гражданских и политических правах, который ратифицирован Беларусью. Однако ни один из этих документов не содержал в себе упоминания о мерах ответственности за нарушение запрета.
Комментируя новый законопроект, министр обороны Беларуси Леонид Мальцев подчеркнул, что граждане, призываемые на военную службу, должны будут приостановить свое членство в политических партиях и иных организациях, преследующих политические цели, а отказавшиеся это сделать солдаты «будут привлечены к ответственности в соответствии с законодательством».
Как пояснил «Белорусским новостям» главный специалист отдела по обеспечению деятельности комиссии по национальной безопасности Игорь Лапеко, в принятой сегодня в первом чтении редакции нового закона не ведется речи об уголовной либо административной ответственности военнослужащих. «В настоящий момент можно говорить только о дисциплинарной ответственности, которая регулируется воинским уставом», — отметил Игорь Лапеко.
Также он отметил, что «законопроект не дает механизма контроля за исполнением статьи о запрете». Следить за тем, приостановил ли солдат членство в партии, участвует ли он в партийных мероприятиях будет, судя по всему, командование воинских частей и вышестоящие органы вплоть до Белорусской военной прокуратуры.
Кроме того, в новой редакции закона более четко разделены категории военнослужащих, которые будут обязаны приостанавливать свое членство в политических партиях на время прохождения службы, чего нет в ныне действующем законе.
«В статье 9 проекта закона говорится о том, что приостановить членство в политических партиях и общественных объединениях, преследующих политические цели, обязаны граждане, призванные на срочную службу, и поступающие на службу по контракту, — пояснил Игорь Лапеко. — Хочу особо отметить, что под запрет не подпадает такая категория военнослужащих, как проходящие службу в резерве. Они в соответствии с нормой закона должны будут приостанавливать членство в партии только в том случае, если их вызовут на сборы в воинские части. По возвращении же со сборов данные граждане могут вновь вернуться к политической деятельности».
Как отметил специалист, при подготовке законопроекта изучался мировой опыт, в частности, соответствующий законодательные акты России, Украины, Казахстана, Германии, Франции и США. «Запрет на политическую деятельность в армии — это общемировая практика», — подчеркнул Игорь Лапеко.
Однако ряд правозащитников уже высказали опасения, что введение ответственности за участие военнослужащих в деятельности партий может быть продолжением политики так называемого «политического призыва». За последнее время на срочную службу было призвано, с многочисленными нарушениями, как утверждают сами призывники, порядка десяти активистов молодежных демократических объединений. Правозащитники предполагают, что введение ответственности для военнослужащих за политическую деятельность направлена как раз против этой категории солдат.
«Своей активной позицией они доставляют большие проблемы начальству, — считает правозащитник Олег Волчек. — Франак Вячорка, благодаря своему «Армейскому дневнику», добился ремонта бани, туалета и телефонного автомата в своей части. Иван Шило недавно также публично озвучил некоторые проблемы белорусских войск. Да и сам разговор по-белорусски в армии — это уже вызов и альтернативная точка зрения. Введение ответственности за участие в политических организациях, прежде всего, направлено на то, чтобы лишить этих людей свободы высказываний, свободы мнений и свободы участия в общественной жизни страны».
Вместе с тем, как отметил главный специалист отдела по обеспечению деятельности комиссии по национальной безопасности Игорь Лапеко, в законопроекте «О статусе военнослужащих» появилась новая статья 8, которая гарантирует военнослужащим право на свободу мнений, свободу получения и хранения информации.
Также данная статья разрешает военнослужащим участие в любых видах массовых мероприятий (митинги, шествия, пикеты, демонстрации), если они проходят не на территории воинской части и военнослужащие участвуют в них в свободное от служебных обязанностей время.
«Характер данных мероприятий законом не конкретизируется. Это могут быть и политические мероприятия, — подчеркнул Игорь Лапеко. — Главное, чтобы они проводились в соответствии с законодательством, и участие в них военнослужащих не нарушало законодательство, в том числе и нормы закона о статусе».
В общем, однозначно утверждать, что в законопроект «О статусе военнослужащего» заложена антиоппозиционная «бомба», несколько преждевременно. Можно даже сказать, что новая редакция закона по сравнению со своей предшественницей более либеральна по отношению к правам военнослужащих. По крайней мере, в той части, которая регулирует общегражданские права. Читать «Нашу ніву» и отказаться от просмотра «Панорамы» солдаты смогут в полном соответствии с законом.
Однако очевидно, что истинный характер нового закона о «Статусе военнослужащих» можно будет оценить лишь тогда, когда он начнет применяться на практике. Ведь, как известно, практика применения законодательства в наших реалиях даже более важна, чем сами законы.
По словам Игоря Лапеко, если от заинтересованных ведомств в ближайшее время не поступит концептуальных замечаний по поводу законопроекта, то второе чтение может пройти еще в ходе нынешней сессии. То есть Палатой представителей данный законопроект может быть принят до конца года.
Обсудим?