Чиновники тащат белорусское образование в советское прошлое

В белорусской системе образования есть более важные проблемы, чем те, которые сегодня выносятся на широкое обсуждение.

Новый учебный год белорусская средняя и высшая школы встречают в атмосфере неопределенности. Над средней школой нависли угрозы различных формальных изменений, а система высшего образования находится между двух огней — советских подходов и модернизации на словах под соусом Болонского процесса.

 

Сначала — цели, потом — программы

1 сентября в белорусские школы пойдет около миллиона детей, в том числе в первый класс — 110 тысяч.

Большинство из них будет обучаться по новым программам, которые разрабатывались с 2015 года, сообщила БелаПАН заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Ирина Каржова.

По ее словам, именно тогда была заложена основа, и новые программы запускались в учебный процесс поэтапно.

«Нельзя сказать, что изменениями программ занимались только сотрудники Минобразования, — отметила Каржова. — В 2017 году по каждому учебному предмету были созданы рабочие группы, в состав которых вошли учителя, преподаватели университетов, ученые. В этом году школьные программы были еще раз пересмотрены и скорректированы. Теперь они утверждены по всем предметам и размещены на национальном образовательном портале».

Недовольство качеством учебных программ выразил Александр Лукашенко, выступая 21 апреля с ежегодным посланием народу и парламенту.

«Несмотря на мои неоднократные указания упростить учебные программы, приблизить их к жизни, улучшить качество учебников и пособий, не перегружать школьников излишними заданиями, в полной мере вопросы до сих пор не решены», — заявил глава государства.

Лукашенко потребовал тогда от министра образования в течение лета «дать учителям новые школьные программы», а затем — создать новые учебники. Спустя неделю на совещании в Министерстве образования было принято решение пересмотреть к 1 сентября содержание школьных программ.

На вопрос БелаПАН, стало ли главной целью пересмотра программ их упрощение, Каржова ответила: «Нельзя сказать, что программы были только упрощены».

По ее словам, суть изменений заключается прежде всего в том, что теперь программы «учитывают межпредметные связи, рациональность распределения времени на изучение отдельных тем». Это означает, что на какие-то темы количество учебных часов увеличилось, на какие-то — уменьшилось. Кроме того, принимаются во внимание полнота и последовательность изучаемого материала, а также целесообразность его изучения в определенном классе, добавила представитель Минобразования.

Так, в учебнике по истории для 6-х классов появилась тема «Исторические достопримечательности», а ряд тем курса биологии и математики будут изучаться теперь на повышенном, а не базовом уровне.

К созданию программ были привлечены более ста методистов и научно-педагогических работников изо всех регионов страны.

Однако при разработке программ не было их должного обсуждения с педагогической общественностью, утверждает заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич.

«Многие педагоги не удовлетворены результатом переработки программ. Например, речь шла о компетентностном подходе, однако они не видят этого в программах. По сути, учителя не понимают, зачем вообще что-то надо было менять», — сказала Мацкевич.

Она настаивает, что меняться программы должны после определения целей образования. Именно так происходит теперь в Украине, где поставили цели, под них написали программы, разработали методики, основанные на компетентностном подходе, проектном обучении. И только потом появились учебники, а методикам обучили учителей.

 

Обсуждается не самое важное

«Начали в Украине с целей образования и подготовки учителей. При этом процессами в образовании там руководят специалисты, а не политики, и ориентация идет на опыт Польши и Финляндии. При таком раскладе что-то с места двигается. У нас же получается, как в анекдоте про Брежнева — «закрываем шторки, раскачиваем поезд и создаем иллюзию движения», — сказала эксперт.

Она имеет в виду то, что обсуждаются не важные процессы в системе образования, а второстепенные.

Красноречиво в связи с этим содержание вопросов анкеты, которую просили заполнить учителей перед Республиканским педсоветом, прошедшим 23-24 августа. Помимо общих вопросов о том, что нравится или не нравится в системе образования и что надо улучшить, у педагогов спросили о предпочтительном времени начала занятий, а также попросили выбрать между десятибалльной (нынешней) и пятибалльной системой оценки знаний в школе. Спросили также о том, считают ли учителя необходимым при поступлении в вузы учитывать средний балл аттестата.

Мацкевич считает эти вопросы вторичными: «Например, до сих пор обсуждается, нужна или нет школьная форма детям и учителям. Давно уже проведены исследования и доказано, что ее использование никак не сказывается на результатах обучения. Я считаю несущественным вопрос, учить детей по пятибалльной или десятибалльной системе, хотя учителя говорят, что десятибалльная удобнее. Есть более важная проблема — завышение оценок в школе в связи с гонкой за показателями. В результате дети с очень высокими баллами в аттестатах показывают на централизованном тестировании низкие результаты».

Кроме всего прочего, отмечает Мацкевич, «в публичной сфере не идет речи о том, что в 2018 году Беларусь должна присоединиться к международной системе оценки качества образования PISA. В Украине, которая тоже впервые будет проводить обследование, идет большая информационная работа, а у нас молчат».

Поясним: международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — это тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике. Участие в PISA обойдется Беларуси примерно в 40 тысяч долларов. Финансирование будет осуществлено из денег, выделенных Всемирным банком на реформирование системы белорусского образования.

 

Дорожная карта не выполняется

По сути, из-за того, что знания и практика в белорусском образовании — разные миры, страдает и рынок университетского образования, и рынок труда.

Ежегодно десятки тысяч молодых людей поступают в университеты, а потом оказываются невостребованными на рынке труда. В этом году вузы Беларуси приняли на обучение 53,5 тыс. первокурсников — на две тысячи меньше, чем в 2016 году. Большинство — 26,8 тыс. (в 2016 году — 28,4 тыс.) будет учиться платно.

Невостребованность же возникает из-за отсутствия гармонии между образовательными и профессиональными стандартами. Для их сближения необходимо разработать национальную рамку квалификаций, «процесс принятия которой идет крайне медленно», отметил в комментарии для БелаПАН член Общественного Болонского комитета Владимир Дунаев.

По его словам, это нововведение необходимо для того, чтобы молодые люди учились в университетах тому, что им пригодится на практике, а не только получали общие теоретические знания.

Разработка рамки квалификаций прописана в Дорожной карте, которую Беларусь подписала при вхождении в Болонский процесс в 2015 году. Однако страна не выполняет это и другие положения из своих обязательств по Дорожной карте, цель которых — качественное улучшение системы высшего образования через реформирование, отметил эксперт. Этому препятствует, сказал он, то, что мышление белорусских чиновников сферы образования остается советским. В советское прошлое тащат они и систему образования.

Например, в Дорожной карте рекомендуется предельно сократить количество выпускников, которые подлежат распределению. Исключение могут составлять лишь те, кто обучается по дефицитным специальностям. Однако в Беларуси распределяют всех бюджетников, многих, по сути, насильно.

Правозащитники предлагают предоставлять рабочее место по запросу и желанию выпускника любой формы обучения, а статус молодого специалиста, а также все льготы и гарантии обеспечивать не только выпускникам бюджетной формы обучения, но и платной.

«Государство должно брать на себя обязательства, которые уравнивали бы выпускников в праве на труд, — отметил Дунаев. — Причем это должно происходить не путем навязывания рабочего места и принудительного труда, а через другие инструменты. Например, может использоваться квотирование рабочих мест, поощрение работодателя, который берет на работу молодого работника, например снижение размера отчислений в Фонд социальной защиты населения на определенный период».

«Задача государства — сделать все, чтобы повысить конкурентоспособность выпускников и помочь им получить место работы без насильственного трудоустройства и использования принудительного труда», — подчеркнул Дунаев.

Он отметил, что поскольку Беларусь не выполняет положения Дорожной карты, Общественный Болонский комитет считает необходимым продлить срок ее выполнения, чтобы страна имела возможность выполнить свои обязательства.


  • Согласен с Вами.
  • Кем принято считать, теми самыми чиновниками из советского прошлого? Ну не может страна с ЛУЧШИМ образованием в МИРЕ взять и развалиться, ну не может!!!
  • 1. "Кем принято считать, теми самыми чиновниками из советского прошлого?" СССР закончился в 1991 году, прошло уже 26 лет, так что "те самые чиновники", в лучшем случае, уже на пенсии. 2. "Ну не может страна с ЛУЧШИМ образованием в МИРЕ взять и развалиться, ну не может!!!" А с мощной армией, сильными спецслужбами и проч. - может?
  • "... что в 2018 году Беларусь должна присоединиться к международной системе оценки качества образования PISA." "... международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — это тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике." "... ориентация идет на опыт Польши и Финляндии." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- PISA проводит мировое тестирование уровня знаний 15-летних школьников раз в три года. В 2009 году школьники Эстонии были на 13 месте в мире. В 2012 году по результатам тестирования заняли 11 место. На последнем тестировании PISA в 2015 году эстонские ребята показали 3 результат в мире. Слудующее мировое тестирование школьников пройдет в следующем, 2018 году. Чем уважаемым специалистам не устроил опыт Эстонии? Результаты замечательные, прогресс на лицо. Результаты тестирования PISA. 2009 год. http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46619703.pdf 2012 год. http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf 2015 год. http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf Ну и для интересующихся, результаты тестирования жителей не англоязычных стран на степень владения английским языком. Безусловно самое непосредственное отношения к предоставленным цифрам имеет молодое поколение. Заканчивая учебные заведения, подавляющее большинство ребят в Эстонии, практически 100%, владеют английским языком. https://www.ef.ru/__/~/media/centralefcom/epi/downloads/full-reports/v5/ef-epi-2015-russian.pdf
  • "... что в 2018 году Беларусь должна присоединиться к международной системе оценки качества образования PISA." "... международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA — это тест, оценивающий грамотность 15-летних школьников и умение применять знания на практике." "... ориентация идет на опыт Польши и Финляндии." -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- PISA проводит мировое тестирование уровня знаний 15-летних школьников раз в три года. В 2009 году школьники Эстонии были на 13 месте в мире. В 2012 году по результатам тестирования заняли 11 место. На последнем тестировании PISA в 2015 году эстонские ребята показали 3 результат в мире. Слудующее мировое тестирование школьников пройдет в следующем, 2018 году. Чем уважаемым специалистам не устроил опыт Эстонии? Результаты замечательные, прогресс на лицо. Результаты тестирования PISA. 2009 год. http://www.oecd.org/pisa/pisaproducts/46619703.pdf 2012 год. http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa-2012-results-overview.pdf 2015 год. http://www.oecd.org/pisa/pisa-2015-results-in-focus.pdf Ну и для интересующихся, результаты тестирования жителей не англоязычных стран на степень владения английским языком. Безусловно самое непосредственное отношения к предоставленным цифрам имеет молодое поколение. Заканчивая учебные заведения, подавляющее большинство ребят в Эстонии, практически 100%, владеют английским языком. https://www.ef.ru/__/~/media/centralefcom/epi/downloads/full-reports/v5/ef-epi-2015-russian.pdf
  • Согласен с Вами.
  • Разговор о советском "социалистическом" мышлении, а его непросто выветрить даже спустя поколение(слово "тунеядец" родилось же в чьей то голове спустя 30 лет и это не только в Беларуси). Какая армия и спецлужбы могут быть с провальной СИСТЕМОЙ образования? Результат - экономическое фиаско, а остальное следствие.