Жалобы осужденных за Площадь рассматриваются в соответствии с традициями
Приговоры Халип, Северинцу, Статкевичу, Уссу и другим фигурантам «дела 19 декабря» Мингорсуд оставил без изменения…
Минский городской суд, рассматривающий кассационные жалобы осужденных по «делу 19 декабря», не находит оснований для изменения приговора. 15 июля Мингорсуд оставил в силе приговор, вынесенный Андрею Санникову и еще проходившим с ним одним потоком четырем фигурантам уголовного дела — Олегу Гнедчику, Владимиру Ерёменку, Илье Василевичу и Федору Мирзоянову. В ближайшие дни Санников должен быть этапирован из Минска в новополоцкую колонию. А 19 июля аналогичное решение было вынесено по жалобам других осужденных за Площадь.
Минский городской суд оставил без изменения приговоры, вынесенные судом Заводского района столицы журналистке Ирине Халип, супруге экс-кандидата в президенты Андрея Санникова, сопредседателю оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павлу Северинцу, который во время выборов руководил штабом кандидата в президенты Виталия Рымашевского, и Сергею Марцелеву, руководителю штаба кандидата в президенты Николая Статкевича. Такое решение приняла 19 июля судебная коллегия под председательством Владимира Степурко.
16 мая суд Заводского района приговорил Халип к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на два года, Северинца — к трем годам ограничения свободы с направлением в учреждение открытого типа, Марцелева — к двум годам лишения свободы с испытательным сроком на два года. После вынесения приговоров осужденные были освобождены под подписку о невыезде.
Халип, Северинец и Марцелев осуждены в рамках дела о массовых беспорядках в Минске 19 декабря 2010 года по ч. 1 ст. 342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них).
Павел Северинец в начале сегодняшнего процесса сказал, что лично судей, рассматривающих кассацию, не знает, но не доверяет судебной системе Беларуси в целом, и заявил ходатайство об отводе суда. Ходатайство удовлетворено не было.
«Меня судили как жену Санникова»
На суде Ирина Халип заявила, что не считает вынесенный ей приговор справедливым.
«До сих пор не могу поверить, что меня осудили за то, что я исполняла свой профессиональный долг. У нас вроде как журналистов за выполнение профессиональных обязанностей судить не могут. Так что меня судили как жену Санникова. Я считаю, что приговор крайне несправедлив, и прошу его отменить ввиду отсутствия состава преступления в моих действиях», — сказала она.
Павел Северинец отметил, что в любой стране главной задачей правоохранительных органов является обеспечение безопасности людей, которые собрались на мирную демонстрацию. «Большинство участников площади осудили по сути за то, что они вышли на проезжую часть проспекта. Я считал и считаю, что это было наилучшее решение, так как белорусы помнят, что такое Немига и чем может закончиться давка», — заявил Северинец.
Он подчеркнул, что действия властей 19 декабря не может назвать иначе как беззаконием. «Я понимаю, что суд справедливым не будет, но для истории, чтобы белорусы не повторяли подобных ошибок, и нужно рассмотрение этой кассационной жалобы», — отметил политик.
Его адвокат Вадим Мушинский заявил, что представленным доказательствам суд первой инстанции дал неверную и неполную оценку, что и стало причиной вынесения несправедливого приговора. По словам адвоката, кроме того что Северинец присутствовал на митинге 19 декабря, представленные материалы ничего не доказывают, в частности того, что Северинец активно призывал людей к нарушению общественного порядка. Мушинский подчеркнул, что за небольшой перерыв в работе общественного транспорта из-за того, что люди вышли на проезжую часть, несправедливо уголовно наказывать. «Напомню, что во время прошедшей недавно акции «Стоп-бензин» также останавливалось движение общественного транспорта, но уголовной ответственности за это никто не понес», — сказал защитник.
Адвокат Халип Анна Бахтина заявила, что в ходе предварительного следствия и судебного заседания не были соблюдены принципы объективного и беспристрастного рассмотрения всех обстоятельств дела. Она подчеркнула, что буквально через несколько дней после событий на площади Первым каналом белорусского телевидения был создан фильм «Железом по стеклу», который стал основой обвинения, в том числе и в отношении Халип. Бахтина отметила, что в фильм вошли оперативно-следственные материалы, обнародование которых недопустимо до вынесения приговора суда. В то же время адвокатов, которые сообщали журналистам о некоторых обстоятельствах дела, лишали лицензии, подчеркнула она.
Говоря о своей подзащитной, Анна Бахтина заявила, что как профессиональный журналист Халип часто задавала властям неудобные вопросы и заставляла людей задумываться. «Лауреат всевозможных международных премий, в нашей стране Халип получила единственную награду — звание «враг народа». Она также получила право на выбор транспортного средства — самолет или поезд, на котором она может покинуть страну», — сказала Бахтина.
Речь адвоката была очень эмоциональной. «Придет время, когда мы вновь вернемся к этому делу, и оно будет рассмотрено так, как положено, когда будут приняты во внимание все свидетельства», — в завершение отметила она. «Я прошу вас объективно все рассмотреть и принять единственно верное и справедливое решение, а именно то, о котором мы просим в кассационной жалобе», — подчеркнула Бахтина.
По окончании ее речи присутствующие в зале громко зааплодировали. Судья Владимир Степурко призвал их прекратить, сказав: «Вы же не на митинге находитесь».
Прокурор Мельник вновь заявил, что вина Халип, Северинца и Марцелева полностью доказана и оснований для отмены приговора нет. Выступление Бахтиной, особенно последняя его часть, по «личному мнению» прокурора, может расцениваться как угроза.
Халип и Северинец намерены дойти до ООН
Ирина Халип намерена обжаловать вынесенный ей приговор в Верховном суде, а затем обращаться в Комитет ООН по правам человека. Об этом она заявила журналистам 19 июля по окончании рассмотрения кассационной жалобы.
«У нас уже есть такая «хорошая» судебная традиция, когда ты заранее знаешь, как все будет, что скажут судья и прокурор, — сказала Халип. — Я не верю, что в Верховном суде рассматривать будут по-другому, но мы хотим пройти все инстанции, чтобы иметь все документы. Во-первых, для ООН, а во-вторых, для нашей последующей реабилитации, когда все изменится. А изменится все очень скоро».
Ирина Халип отметила, что хотела бы особо поблагодарить своего адвоката Анну Бахтину: «Ее выступление было блестящим. Она выступила не только как адвокат, но как человек и как гражданин».
Как сообщил БелаПАН Павел Северинец, он также намерен обжаловать приговор в Верховном суде, а затем обращаться в Комитет ООН по правам человека.
Доводы Статкевича и Усса суд не услышал
Сегодня же Минский городской суд оставил без изменения приговоры, вынесенные судом Ленинского района столицы экс-кандидатам в президенты Николаю Статкевичу и Дмитрию Уссу, а также еще пятерым участникам событий 19 декабря 2010 года — Александру Класковскому, Артему Грибкову, Александру Квяткевичу, Дмитрию Буланову и Андрею Позняку. Такое решение приняла 19 июля судебная коллегия под председательством Сергея Хрипача.
В своих кассационных жалобах осужденные за Площадь просили Минский городской суд отменить приговор и прекратить производство по делу либо отправить его на доследование.
Экс-кандидаты в президенты считают, что в суде не был доказан сам факт массовых беспорядков; в их действиях не было умысла организовать беспорядки. Адвокаты обвиняемых также считают приговор первой инстанции в отношении подзащитных несправедливым. Адвокат Статкевича Татьяна Станкевич отметила, что происходившее на площади 19 декабря можно квалифицировать не как массовые беспорядки, а как хулиганские действия разрозненных небольших групп людей. Адвокат также не считает доказанным причастность Статкевича к организации массовых беспорядков. По словам юриста, слова Статкевича приходить на площадь в день выборов говорят о призывах к участию в несанкционированном мероприятии, но никак не в организации массовых беспорядков.
Прокурор Антон Загоровский заявил, что считает необоснованными кассационные жалобы осужденных. По его словам, доводы защиты не обоснованы, так как опровергаются фактами в приговоре. Прокурор уверен, что участники массовых беспорядков пытались прорваться через оцепление милиции в Дом правительства. Кроме того, полагает Загоровский, обнаруженные на площади палки, железные прутья, бутылки и другие предметы свидетельствуют о сговоре участников массовых беспорядков на совершение противоправных действий.
Напомним, 26 мая суд под председательством Людмилы Грачевой приговорил Статкевича к шести годам лишения свободы, Усса — к пяти с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима. Суд установил, что Статкевич и Усс готовили массовые беспорядки и неоднократно обсуждали эту тему. Кроме того, Усс собирал сведения о дислокации подразделений милиции на Октябрьской площади и возле Администрации президента и передавал их Статкевичу. Судья Грачева также заявила, что Статкевич и Усс возглавляли «бесчинствующую толпу» во время шествия по проспекту Независимости.
Александр Класковский приговорен к пяти годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Артем Грибков — к четырем годам лишения свободы в колонии усиленного режима с принудительным лечением от алкоголизма, Александр Квяткевич — к трем с половиной годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Дмитрий Буланов — к трем годам лишения свободы в колонии усиленного режима, Андрей Позняк — к двум годам ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа.
На сегодняшнем заседании судебной коллегии ни один из осужденных не присутствовал. Судебная коллегия отказала в удовлетворении ходатайства Усса о его доставке на слушания. Судьи поддержали мнение прокурора Загоровского, который не видит необходимости в присутствии Усса в зале суде. По словам Загоровского, Усс уже давал в суде достаточно подробные показания.
В суд — как в театр
Родственники осужденных по делу 19 декабря не верят в справедливость белорусского правосудия.
«В суде разыгрывается спектакль. Судьи выносят такое решение, которое им приказывают», — заявила журналистам мать Дмитрия Усса Софья. По ее словам, все выносимые приговоры участникам акции в день выборов являются лживыми. «Все было подстроено властями, чтобы никому не хотелось быть президентом, — считает она. — Мой сын не участвовал ни в каких беспорядках. Он просто хотел, чтобы были справедливо подсчитаны голоса».
Как заявила супруга Николая Статкевича Марина Адамович, перед судом была всего лишь надежда, что судьи «выполнят свои обязанности профессионально». «К сожалению, надежда осталась всего лишь надеждой. Называть судебную систему справедливой в Беларуси невозможно», — сказала она.
Жена Дмитрия Усса Евгения отметила, что судебный приговор стал полностью предсказуемым в тот момент, когда суд не позволил доставить ее мужа для участия в заседании. Она также заявила, что Дмитрий Усс не будет менять своих позиций и не намерен писать прошение о помиловании.
«Ожидать, что остальным осужденным по делу 19 декабря наказание будет смягчено, не приходится. Приговоры у нас выносятся теми, кто ведет следствие. Суды их решения просто протоколируют», — считает руководитель штаба Статкевича Сергей Марцелев, приговор в отношении которого тоже остался без изменений.
Обсудим?