Подростковый секс становится не исключением, а правилом

Почти треть белорусских подростков начинают половую жизнь в возрасте до 15 лет...

Почти треть белорусских подростков начинают половую жизнь в возрасте до 15 лет. Медики предупреждают, что ранний сексуальный дебют повышает риск «профильных» инфекций и незапланированной беременности, а психологи считают, что негативные последствия раннего сексуального дебюта могут травмировать человека на всю оставшуюся жизнь.

подросткиПо данным электронного еженедельника «Демоскоп», средний возраст начала половой жизни наших современников составляет 15-16 лет. Например, в Германии — 15,9, Швеции — 16,1, США — 16,9, Швейцарии — 17,3. В Беларуси средний возраст сексуального дебюта, по данным проекта Программы развития ООН (ПРООН) и Агентства США по международному развитию (USAID) «Здоровая семья», — 14,6 лет. Каждая 13-я девушка начинает сексуальную жизнь до 14 лет, каждая пятая — к 16 годам. Большинство белорусок в возрасте 18-21 года имеют опыт сексуальных отношений. 

Как отметила главный педиатр Министерства здравоохранения Елена Неверо, около 27% белорусских подростков начинают сексуальную жизнь в 15 лет или раньше. Это примерно соответствует данным Всемирной организации здравоохранения для 30 стран европейского региона.

Как считает Елена Неверо, сегодня у большинства белорусских подростков отсутствует стремление к здоровому образу жизни и сохранению репродуктивного здоровья для создания семьи. Проблема репродуктивного здоровья молодежи в Беларуси в целом стоит очень остро.

По данным опроса девушек центрами, дружественных подросткам, только 12% безопасным сексуальным поведением считают воздержание. Почти 58% в качестве безопасного сексуального поведения назвали секс с презервативом, около 30% — секс с постоянным партнером. Аналогичные результаты получены по итогам анкетирования юношей. Многие из них имеют «достаточно искаженное понятие» о репродуктивной системе человека, отметила главный педиатр Минздрава.

Ранее начало половой жизни, наличие многих партнеров повышает вероятность развитие рака шейки матки. У женщины, которая имела более шести партнеров или одного партнера с богатым сексуальным опытом, вероятность инфицирования повышается до 98%. 

Психолог Наталья Олиферович считает, что во многом ранее начало половой жизни спровоцировано развитием высоких технологий и влиянием интернета: «Происходит либерализация взглядов на сексуальные отношения вне брака. Кроме того, мы едим пищу с гормонами, у нас плохая экология. Это во многом провоцирует тот фон, на котором рано начинают половую жизнь. К сожалению, в наше время дети социально и психологически созревают позже, чем их сверстники сколько-то десятков лет назад. Часто физиологически люди уже зрелые, а психологически — нет».

Психолог отметила, что хоть и случается порой, что люди, полюбив друг друга в юношестве, всю жизнь живут вместе и счастливы, для большинства 15-16 лет — это по-прежнему возраст поиска себя, когда люди учатся дружить и любить по-настоящему. Подросткам, решившимся вступить в сексуальные отношения, стоит иметь в виду, что одной из проблем, ожидающих их в качестве его последствий, является травматизация из-за того, что отношения с партнером не были выстроены. Если происходит разрыв, в юном возрасте испытывают сильное потрясение.

«В будущем, — отметила психолог, — это может повлечь за собой то, что человек вообще не будет верить в любовь и какие-то взаимоотношения или достаточно цинично относиться к близости, которая включает в себя не только сексуальные отношения, но и способность доверять себя другому человеку».

К сожалению, отметила психолог, девушки, начинающие половую жизнь в раннем возрасте, пополняют ряды женщин со множеством сексуальных партнеров, не способных поддерживать стабильные отношения с одним человеком.

Дети должны знать, что ранняя беременность — это угроза для будущего здоровья и социальной адаптации, считает собеседник Naviny.by.

«Американские исследования показывают, что если девочка рожает ребенка в 16 лет, то она, как правило, не развивается и оказывается в роли домохозяйки. Проблема абортов в таком возрасте также весьма значительна и приводит к серьезным последствиям для физического и психологического здоровья. Это слишком взрослые решения — рожать или не рожать детей. Многие взрослые женщины живут с чувством огромной вины перед тем нерожденным ребенком, который был случайно зачат чуть ли не при первом половом контакте».

По словам Елены Неверо, в Беларуси на тысячу девушек 15-17 лет приходится 13,7 случая беременности. Это средний показатель для стран Западной Европы. В прошлом году выявленная беременность у девочек-подростков закончилась родами в двух третьих случаев.

«Я бы не сказала, что это хороший показатель, — отметила Елена Неверо. — Потому что или роды, или прерывание беременности — это одинаковое несчастье для девочки, для ее семьи и для общества».

По словам специалиста, необходимо добиваться того, чтобы у девочек-подростков не наступала беременность. Остается вопрос — как это сделать.

Несмотря на то, что есть много контрацептивов и различных программ по репродуктивному здоровью, каждый случай очень индивидуален, подчеркивает Наталья Олиферович: «Сексом лучше начинать заниматься, когда сформирован более взрослый взгляд на жизнь, потому что женщина, которая занимается сексом, всегда может стать матерью. Никакие контрацептивы не дают 100% гарантии. Всегда бывают какие-то сбои. Если девушка задумается об ответственности, которая лежит на ней в случае начала половой жизни, то, не исключено, согласится подождать».

У родителей есть только один способ воздействовать на ситуацию — говорить со своими детьми, подчеркивая при этом, что они не могут запретить то, что не способны контролировать. Нужно просить подумать о последствиях. При этом психолог считает неразумным начинать говорить о сексе с детьми и чуть ли не покупать им презервативы на всякий случай, когда они сами и не думают об этом. Вместе с тем психологическое насилие и жесткий контроль — это еще одна крайность. Когда девочку постоянно пугают беременностью и тем, что мальчик ее бросит, обрекают тем самым на несчастную жизнь.

«Здоровое поведение родителей находится где-то посередине», — считает психолог.