Реформа МВД: вежливость заменили на скромность
Наумовский приказ № 1 о вежливости отменен. До личного состава доведен новый приказ — о профессиональной этике…
Отныне и, наверное, до следующего министра внутренних дел сотрудникам милиции не рекомендуется: отращивать бороды, бакенбарды, украшать свои рабочие кабинеты предметами роскоши, а в общественном транспорте занимать места для сидения. Милицейское же начальство не имеет морального права перекладывать свою ответственность на подчиненных и применять по отношению к ним рукоприкладство…
Таковы только некоторые требования «Правил профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел Республики Беларусь», утвержденных 4 марта 2013 года приказом МВД за № 67.
Этим же приказом признается утратившим силу приказ МВД от 1 января 2005 года № 1 «О вежливом и внимательном отношении сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к гражданам».
Так называемый «приказ о вежливости» вышел из-под пера тогдашнего главы ведомства Владимира Наумова, который очень заботился об имидже белорусской милиции и старался любыми способами внушить своим многочисленным подчиненным, что (цитата из документа): «Каждый сотрудник органов внутренних дел и военнослужащий внутренних войск… является представителем государственных органов и по его действиям народ судит о власти в целом».
Наумовский приказ в обществе называли и смешным, ибо понятно, что если человек хам, то это пожизненно, горбатого, как говорится, только могила исправит. Называли сей «воспитательный» документ и издевательским. Достаточно вспомнить поведение милиционеров во время событий на Площади-2010, в дни молчаливых акций 2011 года, не говоря уже о многочисленных прочих фактах, ставших достоянием общественности, когда речь надо вести о немотивированной жестокости человека в форме.
К месту заметить, слухи о том, что «наумовский» приказ № 1 будет отменен, появились месяца два назад. Говорили, что он не вписывается в заявленную Александром Лукашенко реформу МВД. И вот слухи материализовались в конкретный приказ № 67, текст которого оказался в распоряжении интернет-газеты Naviny.by.
Приказ № 67. О скромности?
Сразу обращает на себя внимание фраза в «шапке» приказа — «в целях установления нравственно-этических основ служебной деятельности и профессионального поведения сотрудников органов внутренних дел». Насколько она к месту, судить гражданскому лицу сложно, ибо всегда считалось, что белорусским милиционерам достаточно для несения службы закона «Об органах внутренних дел», где, казалось бы, все давно расписано и по полочкам разложено. Блюди закон и подчиняйся ему. Но милицейское начальство решило иначе. В этой среде приказы не обсуждаются. Для особо непонятливых в документе поясняется, что «настоящие правила», собраны они в 9 глав, «приняты в целях:
- повышения качества выполнения возложенных на органы внутренних дел задач;
- повышения общественного доверия и поддержки деятельности органов внутренних дел;
- выработки у сотрудников потребности соблюдения профессионально-этических норм».
О вежливости, кстати, тоже не забыли. Указывается, например, что «в работе с гражданами и должностными лицами сотрудник должен проявлять терпение, вежливость, тактичность, доброжелательность и уважение, не допускать действий, унижающих их честь и достоинство. Сотрудник должен уметь уважать права граждан, не терять самообладание и достоинство при общении с людьми».
Однако если внимательно вникнуть в текст нового приказа, то его впору назвать «приказом о скромности». Очень много места уделено именно поведению сотрудника милиции не только на службе, но и в быту.
На службе, например, «для сотрудника недопустимы действия, способные причинить вред взаимоотношениям в служебном коллективе, включая:
- обсуждение приказов, решений и действий старших начальников, реализуемых в пределах их полномочий;
- распространение слухов, сплетен и другой непроверенной информации сомнительного характера;
- предвзятое и необъективное отношение к коллегам;
- заискивание перед начальниками;
- претензии на особое отношение к себе и незаслуженные привилегии;
- обещания, выполнение которых находится под сомнением;
- проявления лести, лицемерия, назойливости и лжи;
- преувеличение своей значимости и профессиональных возможностей».
На рабочем месте, понятно, должен быть порядок. Для чего «не рекомендуется демонстративно выставлять на рабочем месте:
- предметы культа, старины, антиквариата, роскоши;
- подарки, сувениры, дорогостоящие письменные приборы и другие предметы из дорогих пород дерева, драгоценных камней и металлов;
- посуду, столовые приборы, чайные принадлежности.
При размещении в служебном кабинете грамот, благодарностей, дипломов и других свидетельств личных заслуг и достижений сотрудника рекомендуется соблюдать скромность и чувство меры».
В нерабочее время сотрудник должен быть «морально безупречным» и сохранять «осмотрительность при выборе друзей и товарищей». Также напоминает начальство, что «в соответствии с Конституцией Республики Беларусь сотрудник не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, преследующего политические цели, поддерживать их материально либо иным способом».
Помимо прочего «сотруднику в форменной одежде не рекомендуется посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей». Также не рекомендуется «отращивать бороду, длинные бакенбарды, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца. При проезде всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси) сотруднику в форме одежды не рекомендуется занимать места для сидения».
Ключевой же, на взгляд Naviny.by, в приказе является глава 8 «Взаимоотношения руководителя и служебного коллектива». Очевидно, неспроста она появилась. Обращают на себе внимание пункты 33 и 34.
В пункте 33 руководителя, в частности, обязывают «соблюдать права и свободы сотрудника как человека и гражданина» и относиться к нему «как к личности, признавая его право иметь собственные профессиональные суждения».
В данном случае необходимо пояснить, что сотрудники милиции между собой в разговорах всегда отмечали, мол, в нашей системе нет людей, есть только начальники и подчиненные. Теперь им лучше так не шутить, потому что есть правила, которые обязывают начальство «пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в служебном коллективе».
Второй пункт (34-й), можно сказать, обязывает начальника быть человеком. В частности, руководитель не имеет морального права:
- перекладывать свою ответственность на подчиненных;
- использовать свое служебное положение в личных интересах;
- проявлять формализм, высокомерие, грубость, применять рукоприкладство по отношению к подчиненным;
- создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;
- обсуждать с подчиненными действия вышестоящих начальников;
- занимать деньги у подчиненных сотрудников, принимать подарки, используя их зависимое служебное положение.
Слова, конечно, правильные, но вызывают они, мягко говоря, недоумение. Получается, что до 4 марта 2013 года милицейскому начальству разрешалось и ответственность на других перекладывать, и условия создавать для доносительства и прочего, и, извините, в морду подчиненному дать?
Конечно же, им там, в центральном аппарате МВД, виднее, где и как латать прорехи. К месту заметить, что оценка соблюдения сотрудником органов внутренних дел правил «при исполнении им служебных обязанностей и в неслужебное время может даваться при подготовке характеризующих материалов и рекомендаций при привлечении к ответственности, переводе на высшую должность, присвоении звания, надбавки и премировании».
«Приговоры» по делам о нарушениях правил будут выносить товарищеские суды и офицерские собрания органов внутренних дел. О публичности таких «процессов» и информировании рядовых налогоплательщиков в приказе № 67 ничего не говорится.
Думается, МВД просто обязано еще подготовить инструкцию для граждан. Ведь непонятно, что нам делать с сотрудником милиции, ежели тот будет замечен в бородатом виде в сидячем положении в общественном транспорте с золотой цепью на шее?
Обсудим?