Другие материалы рубрики «Спорт»
-
Для БАТЭ вновь наступила еврокубковая осень
Победу над «Дебреценом» борисовчане посвятили Валентину Белькевичу... -
Для хоккейной сборной Беларуси паспортизируют еще одного легионера
Американский защитник минского «Динамо» Ник Бэйлен примет белорусское гражданство с перспективой выступления в составе национальной сборной...
- Сергей Боровский: результат матча в Эйндховене оставляет надежды
- Первый матч плей-офф квалификации Лиги Европы УЕФА: «Шахтер» проиграл «Эйндховену», «Динамо» выиграло у «Насьонала»
- ХК «Минск» победил в международном турнире по хоккею на траве
- Плей-офф Лиги чемпионов: БАТЭ сыграл со «Слованом» вничью
- Две белоруски вышли в финал соревнований по легкой атлетике на юношеской Олимпиаде-2014
- Заканчивается реконструкция биатлонного стадиона в Раубичах
- Белорусская женская сборная по футболу проиграла украинской команде
- Квалификационный раунд Лиги чемпионов. Слован - БАТЭ:1-1
- В Раубичах построили крытый стрелковый тир
- Белорусские баскетболистки проиграли в товарищеском матче Австралии
Спорт
Олимпиада-2014 — экзамен для белорусских спортсменов и чиновников
С 7 по 23 февраля в Сочи пройдут XXII зимние Олимпийские игры. Представительство белорусских спортсменов будет наименьшим за все время участия в Белых Олимпиадах самостоятельной командой.
Политически — близко, географически — далеко
Эти игры считаются в Беларуси почти домашними, поскольку проводятся на территории стратегического союзника — России, где нет языкового барьера и понятен менталитет. Но легче ли от этого спортсменам?
Россия проводит эту Олимпиаду исключительно для себя. Слишком много потерял российский спорт в последнее десятилетие, чтобы оконфузиться еще и на родине. Поэтому ни о каких «братских чувствах» и речи быть не может. Собственно, с давних времен самое непримиримое соперничество на спортивных аренах было как раз между друзьями-партнерами в политике.
Кроме того, Кремль и не скрывает, какие цели преследует на этих Олимпийских играх. Президент РФ Владимир Путин может хоть каждый день внушать, что Сочи-2014 не есть удовлетворение политических амбиций. Обо всем, однако, говорят его последние высказывания на олимпийскую тему: «После развала СССР, после достаточно тяжелых и, прямо скажем, кровавых событий на Кавказе общее состояние общества было удручающим и пессимистическим. Нам нужно встряхнуться. Понять и почувствовать, что мы можем осуществлять крупные, масштабные проекты».
Поскольку Россия намертво ассоциируется с Путиным, то и все олимпийские и околоолимпийские успехи и провалы будут связываться с его именем.
С учетом российских реалий вопросы нужно ставить другие. Насколько комфортно белорусским спортсменам будет выступать на Олимпиаде? Какой уровень сервиса их ждет? Насколько надежны объекты, строительство которых обросло крупными коррупционными скандалами? Сумеют ли власти обеспечить стопроцентную безопасность?
Даже чисто географически Сочи не близкий свет. «В Инсбрук лететь ближе», — отметил первый вице-президент белорусского НОКа Игорь Рачковский на презентации окончательного списка спортсменов — участников ЗОИ-2014.
Не стоит забывать, что столица Олимпиады находится в зоне субтропиков, и самой большой проблемой может стать непредсказуемая местная погода. Под особой угрозой биатлон и фристайл — именно те виды, в которых белорусские спортсмены могут рассчитывать на призовые места.
Много медалей малым количеством?
Итак, в состав белорусской олимпийской делегации вошло 27 человек, которые выступят в пяти видах: биатлоне (10), фристайле (7), лыжных гонках (6), горнолыжном спорте (2) и шорт-треке (2). До этого самой скромной по численности была сборная, выступавшая на Играх 2006 года в Турине (Италия) — 28. Тогда была завоевана серебряная медаль (Дмитрий Дащинский во фристайле). Сколько можно ждать на этот раз?
История выступлений белорусских спортсменов самостоятельной командой насчитывает пять зимних Олимпиад (в 1994, 1998, 2002, 2006 и 2010 годах). Без наград они не возвращались ни разу. Потолком являются три медали, полученные на последних ЗОИ в Ванкувере («золото» фристайлиста Алексея Гришина, «серебро» биатлониста Сергея Новикова и «бронза» биатлонистки Дарьи Домрачевой).
Задача на Сочи была озвучена Александром Лукашенко еще в апреле 2010 года — на Олимпийском собрании (высший орган НОКа), состоявшемся вскоре после ЗОИ в Ванкувере: «…И до пяти медалей на зимних Олимпийских играх. Три есть. Что, не можем? Можем».
В июле 2013 года министр спорта и туризма Александр Шамко задачу повторил: «Надо стремиться к максимальному результату. Если все получится, то пять медалей — это объективные ожидания... Планы берутся не из головы».
Эксперт в области спорта, начальник отдела учебной научно-исследовательской лаборатории Белорусского государственного университета физической культуры и спорта Инга Усенко отметила: как показывает практика, медальные планы следует делить на два.
«Две медали будут очень хорошим результатом, — считает она. — Либо обе будут на счету Домрачевой, либо она завоюет одну, а вторую — кто-то из фристайлистов, Гришин или Антон Кушнир».
Главный враг Домрачевой — психология, считает Усенко. «За четыре года после Ванкувера она превратилась в главную олимпийскую надежду. Это очень тяжело вынести, когда от тебя ждут, требуют результат и в то же время критикуют за ошибки», — отмечает эксперт.
С другой стороны, спортсменка будет участвовать в нескольких гонках, поэтому, провалившись в одной, может «выстрелить» в другой.
Что касается еще одной биатлонистки, Надежды Скардино, то ее второе место в гонке преследования на последнем перед Сочи этапе Кубка мира — «это потолок». «Биатлон — это совмещение несовместимых видов. Когда подтягиваешь стрельбу, падает скорость. И наоборот. Скардино сейчас стреляет метко, но высокая скорость не ее конек», — говорит Усенко. Вообще же «у лидера сборной должно быть два-три человека на подстраховке, а не один — так намного спокойнее».
Во фристайле все непредсказуемо. «Можно средний прыжок выполнить идеально и попасть на пьедестал, а можно разучивать сверхсложный и после приземления оказаться неизвестно где», — подчеркивает эксперт.
А еще, уверена собеседница, не на пользу идет малочисленность белорусской делегации: «Чем больше команда, тем сильнее заряд».
Перспектива взять в руки метлы
Нынешние руководители спортивной отрасли, в отличие от предшественников, как могут избегают медальной конкретики.
«Медалей может быть и пять, и семь, и две», — заявил на церемонии представления состава делегации первый заместитель министра спорта Александр Гагиев. Мол, все зависит от спортсменов. А именно, как уточняет Игорь Рачковский, от «морального отношения к делу — иногда этого не хватает».
Более того, по его словам, озвученный министром Шамко «пятимедальный» прогноз — это оценка не Минспорта, а рейтингового агентства (четыре награды в биатлоне и одна — во фристайле).
Чиновникам есть резон напускать тумана: это их первая Олимпиада. Стоит напомнить, что пришли они в спорт (в октябре 2012 года, вскоре после летней Олимпиады в Лондоне) совершенно из других сфер: Шамко — из МЧС, Рачковский — из погранкомитета (если не учитывать трехмесячный перерыв после увольнения из-за шведского «плюшевого десанта»), помощник президента по вопросам спорта Максим Рыженков — из управления внешней политики Администрации президента. Правда, отец последнего в 90-х был первым министром спорта и президентом НОК.
Александр Лукашенко, как известно, совмещающий первый пост в государстве с постом президента НОКа, любит называть этих людей «тройкой», что подразумевает надежды на порядок и дисциплину во вверенной отрасли, а также коллективную ответственность за результат.
Но дела, судя по всему, идут отнюдь не блестяще. Уже не раз Лукашенко грозил отправить своих креатур «мести улицы». Пара характерных цитат:
«Видимо, у наших спортивных функционеров или мозги не крутятся, замерзли, или они не хотят работать. Пойдут улицы мести» (22 февраля 2013 года, после поражения хоккеистов в олимпийском отборочном турнире и провала велосипедистов на домашнем чемпионате мира по трековым гонкам).
«Сейчас я заставил перешерстить всю спортивную отрасль. Взять клуб и четко составить расписание: сколько и кто должен получать, как они должны действовать. Они сидят и думают, как это сделать. А я сказал: не выполните, метлы в руки. И нигде не устроитесь» (21 января 2014 года, на встрече с руководителями СМИ).
На этой же встрече Лукашенко придрался даже к форме, в которой будут выступать спортсмены в Сочи: «Мне показали экипировку, на что ответил, что одевать ее не буду. Зеленые штаны привезли. Как президент страны будет ходить в зеленых штанах? Хорошо, что не голубые, честное слово. Вот так они там и работают».
Впрочем, на следующий день это не помешало подчиненным устроить в НОКе презентацию упомянутых зеленых штанов и иных элементов одежды. «Если бы форма не была одобрена на самом высоком уровне, никакой презентации не было бы. Критика прозвучала для острастки», — говорит представитель Минспорта, пожелавший остаться неназванным.
Доверяй, но на допинг проверяй
В НОКе заявляют, что еще ни разу на зимних Олимпиадах белорусские спортсмены не попадались на использовании запрещенных препаратов. На самом деле это не совсем верно, отмечает Инга Усенко.
В 2002 году во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити (США) на повторный допинг-тест не явилась Юлия Павлович (шорт-трек). Первый показал наличие запрещенного вещества, но был признан недействительным из-за отсутствия сопроводительных документов. Международный олимпийский комитет лишил аккредитации шефа белорусской миссии на Олимпиаде Ярослава Баричко, который, по мнению международных спортивных чиновников, мог быть причастен к неявке Павлович.
Директор Национального антидопингового агентства Александр Ванхадло перед Сочи «почти уверен», что на предстоящей Олимпиаде проблем у белорусских спортсменов не будет. «Почти» — потому что некоторые отправятся на старты не из Беларуси, где практикуется тотальный «выездной» допинг-контроль, а непосредственно с зарубежных сборов.
Однако, успокаивает Ванхадло, и за границей не дремлют эксперты Всемирного антидопингового агентства. Но если абстрагироваться от успокоительных реляций, то получается, что устоять перед соблазном способны не все.
Последние Комментарии