Предприниматели подсчитали потери государства из-за указа № 222

С 1 февраля по 1 сентября текущего года в Беларуси закрыли свой бизнес порядка 9 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Более сотни белорусских предпринимателей из Минска и регионов собрались 3 октября в столичном Доме Москвы, чтобы обсудить перспективы малого бизнеса в Беларуси на форуме, организованном республиканским общественным объединением «Перспектива».

Помимо представителей малого бизнеса в мероприятии приняли участие чиновники Министерства экономики, а также Министерства антимонопольного регулирования и торговли.

Сегодня главная проблема в сфере малого бизнеса заключается в отсутствии доверия между властями и предпринимателями, сообщил БелаПАН перед открытием форума председатель «Перспективы» Анатолий Шумченко.

Анатолий Шумченко

«Предприниматели не уверены в завтрашнем дне, особенно что касается сопроводительных документов, которые они предъявляют государственным органам уже на протяжении года», — сказал он.

«Сегодня все работают по сопроводительным документам на товары легпрома, — подчеркнул Шумченко. — Но мы не можем выстраивать собственную работу, потому что мы не знаем, какие шаги предпримут налоговики по тем документам, которые мы сегодня показываем. До сих пор Министерство по налогам и сборам так и не сказало, принимают ли они наши документы как подлинные или нет. Они витиевато говорят, что, мол, мы будем проверять, но не будем смотреть на те или иные моменты».

Лидер «Перспективы» обратил внимание, что с момента последнего предпринимательского форума в июне массовых проверок и конфискаций у ИП пока не было, фиксировались только точечные проверки контрольно-надзорных органов.

«Да, сильного давления на сегодняшний день предприниматели не испытывают, но это не показатель того, что у нас все хорошо и спокойно. Проверки и другие проблемы могут начаться в любой момент и привести к тем печальным последствиям, которые мы наблюдали зимой этого года», — подчеркнул Шумченко.

Напомним, с начала этого года действует указ президента № 222 о предпринимательской деятельности. Из-за содержащихся в нем требований первые несколько месяцев года была фактически парализована работа ИП, торгующих продукцией легкой промышленности, так как теперь они могут торговать только теми товарами, ввезенными из стран Таможенного союза, на которые у них есть сопроводительные документы. Получение таких документов весьма затруднительно в связи с позицией российских партнеров. Попытки ИП найти понимание у властей были безрезультатны, и к концу марта большинство предпринимателей вынуждены были возобновить работу, несмотря на риск быть оштрафованными и лишенными товара из-за претензий госорганов к сопроводительным документам на товары.

По официальным статистическим данным, с 1 февраля по 1 сентября текущего года в Беларуси закрыли свой бизнес порядка 9 тысяч индивидуальных предпринимателей, или около 8% от общего числа ИП, работающих в стране, заявил на форуме предпринимателей Анатолий Шумченко.

С учетом общего среднего размера налога, который в 2015 году составлял порядка 300 долларов на каждого предпринимателя, прямые налоговые потери государства из-за прекращения деятельности этих представителей малого бизнеса можно оценить в 10,8 млн долларов в год, сказал лидер «Перспективы».

Потери поступлений в фонд социальной защиты населения от закрытия бизнеса части ИП предпринимательская организация оценила в сумму около 1,5 млн долларов в год. В то же время за указанный период число торговых точек, арендуемых предпринимателями, снизилось на 8 тысяч, или 12% от общей доли торговых мест в стране. Годовые потери из-за сокращения арендных выплат, по оценке «Перспективы», составляют порядка 5,7 млн долларов.

Таким образом, из-за прекращения работы части индивидуальных предпринимателей, которые не смогли адаптироваться к диктуемым государством условиям, государство недополучит более 18 млн долларов в год, сказал Шумченко.

По его словам, эти потери напрямую связаны с указом № 222. «Совокупность потерь из-за введения указа № 222 и неспособность власти адаптировать малый бизнес к нынешним тяжелым экономическим условиям говорит о том, что фактически малый бизнес оказался уничтоженным, шансов на его развитие сегодня практически не осталось», — подчеркнул лидер «Перспективы» и попросил встать тех участников форума, которые не согласны с этим тезисом. Таких не оказалось.

Предпринимательское объединение прогнозирует, что при сохранении этой ситуации деятельность всех ИП в Беларуси прекратится до 2019 года. Этот период, по словам Шумченко, будет сопровождаться «многочисленными потрясениями экономического и политического характера», а также «оттоком из страны наиболее активных представителей из числа предпринимателей».

«Действия отдельных министерств и ведомств сегодня несут угрозу экономической жизни предпринимателей. Каждый под топором, в любой момент гильотина может опуститься», — сказал он.

«Индивидуальным предпринимателям нужен закон о самозанятых, в котором будут прописаны упрощенные условия для развития микробизнеса, — заявил Анатолий Шумченко. — Мы сегодня самозанятые, называть нас бизнесом в широком смысле этого слова я бы не стал».

«Критерии для самозанятого ИП нужно разработать в рамках деятельности рабочей группы при Министерстве экономики. <…> Мы за то, чтобы вынести на рабочую группу и для обсуждения предпринимательским сообществом в целом предложение о разработке закона о самозанятых предпринимателях в рамках микробизнеса», — добавил он.

По словам Шумченко, этот закон должен «максимально упростить работу для микробизнеса и создать условия для появления новых рабочих мест в нынешних непростых экономических условиях, когда будут закрываться убыточные предприятия государственного и частного секторов».

Директор департамента по предпринимательству Минэкономики Петр Арушаньянц отметил, что эта идея «звучит хорошо», но что за ней стоит, «пока еще непонятно».

Сначала он предложил предпринимателям выработать целостную концепцию такого закона, чтобы представить ее на очередном заседании рабочей группы. Однако после продолжительной дискуссии о том, каким образом можно построить работу по созданию такого документа, чиновник посоветовал предпринимателям до конца недели направить в адрес департамента хотя бы предложения, которые, по их мнению, должны быть отражены в законе.

Впоследствии Арушаньянц согласился в целом вынести на обсуждение рабочей группы вопрос о возможности создания такого закона.

Кроме того, Шумченко заявил на форуме, что предпринимателям сегодня «нужно добиваться введения патента на розничную торговлю как альтернативы указу № 222».

«Кто хочет работать по указу № 222, работайте, но у человека должна быть альтернатива, — сказал он. — Также нужно ввести мораторий на все проверки до 2022 года. Это залог того, что мы останемся живы, поскольку это позволит нам повысить уровень экономической свободы и конкурентоспособности предпринимательства, защиту субъектов предпринимательства перед бюрократической волокитой и вымогательством».

«Нас не слышно, пока нас не трогают, пока нам создают условия для работы, власти должны это понимать. Мы никогда ничего искусственно не делаем. Если мы собираемся на форум, если мы выходим на митинги, если мы закрываем свои торговые места, то это нами не руководит кто-то с Запада, Востока или еще откуда-то, это, в первую очередь, последствия решений и действий властей, это наша защитная реакция», — подытожил Шумченко.

 

Фото Сергея Сацюка


  • Дмитрий Кожушкевич
    Начнем с того, что большая часть предпринимателей сворачивает свою деятельность в связи с падением уровня потребительской способности и фин. кризисом в России, а также собственной неспособностью просчитать риски, это раз. Во вторых, большинство предпринимателей, страдающих от этого указа, занимались торговлей контрафактом, который: а) не отслеживается по объему ввоза, б) связан с подпольной деятельностью, а значит уходом от налогов, в) сомнительного качества, зачастую - просто опасен, г) создает прямую конкуренцию отечественной продукции.К чему это ведет? Государство никак не зарабатывает на ввозе-продаже, кроме минимальной налоговой выплаты от ип; рынок насыщается контрафактной продукцией, которая, несомненно, дешевле, так как в ее стоимость не закладывается ни справедливая оплата труда, ни налоговая ставка, а это напрямую ведет к снижению спроса на отечественную продукцию, её качества и уровня оплаты труда на отечественных производствах; деньги тупо вывозятся из страны, кроме тех крох, которые составляют прибыль и налог. Так что нефиг. Я сам и многие мои близкие страдают от этого указа напрямую, но мне хватает мозгов понять, зачем это нужно, и совести согласиться на это в контексте дальнейшего процветания моей страны.
  • Дмитрий Кожушкевич
    Необходимы реформы для малого бизнеса в сфере услуг, а конкретно: дешевые деньги от банков и налоговые льготы на развитие, ибо эта сфера действительно развивает рынок и повышает качество услуги. То же касается мелкого производства.
  • Дмитрий Кожушкевич
    Необходимы реформы для малого бизнеса в сфере услуг, а конкретно: дешевые деньги от банков и налоговые льготы на развитие, ибо эта сфера действительно развивает рынок и повышает качество услуги. То же касается мелкого производства.
  • Дмитрий Кожушкевич
    А вот это "ляляля-бубубу" от маргиналов, продающих "АБИДАС" на жданиках - это как то до неинтересно.
  • Дмитрий Кожушкевич
    А вот это "ляляля-бубубу" от маргиналов, продающих "АБИДАС" на жданиках - это как то до неинтересно.
  • А Путин виноват ??? В РФ кредит для ИП до 150000 долларов без залога и поручительства по 18 % годовых...