Дело чиновника БФФ Жукова. В одной руке взятка, в другой — чётки

Главного по судьям в белорусском футболе судят за взятки, общая сумма чуть более 600 долларов. Следователи посчитали даже бутылку коньяка.

«Порядочный человек, профессионал», — говорят о нем бывшие коллеги. «Брал взятки за назначение судей на матчи», — отмечено в обвинении. Андрей Жуков пять лет был начальником департамента судейства в Белорусской федерации футбола (БФФ). Задержали его прямо в рабочем кабинете, в кармане нашли 100 евро. В другом кармане, по словам очевидцев, лежали чётки.

Рассмотрение дела в отношении Андрея Жукова началось 3 ноября в суде Центрального района Минска. Жукову вменяются в вину шесть эпизодов получения взятки за назначение определенных арбитров на матчи чемпионата и Кубка страны. 

Андрей Жуков

Андрей Жуков — с 2011 года до задержания был директором департамента судейства и инспектирования БФФ, инспектором. Жуков сам играл в футбол, в частности, за минский «Трактор». В середине 90-х стал футбольным арбитром. По собственному признанию, будучи игроком, недолюбливал судей. 

 

В последнее время спортивные функционеры все чаще попадают в криминальную хронику. Вспомнить хотя бы бывшего гендиректора баскетбольного клуба «Цмоки-Минск» Константина Шереверю, которого за хищение и злоупотребление приговорили к пяти с половиной годам колонии. Или дело Владимира Бережкова, который хотя и избежал уголовной ответственности, но все-таки запятнал себя причастностью к коррупционной схеме в «Динамо-Минск». Его бывшего начальника Максима Субботкина не пожалели и приговорили к пяти годам лишения свободы.

На их фоне Андрей Жуков выглядит более чем скромно. Обвинение насчитало чуть более 600 долларов в качестве взяток. Деньги в основном передавали сами судьи за то, что будут назначены на определенные матчи.

 

Судья Сороко: дал Жукову 100 долларов, чтобы он отметил мой день рождения

Согласно материалам уголовного дела, первую взятку Жуков получил в октябре 2014 года от судьи Андрея Сороко. По дороге из Сморгони в Минск последний передал представителю федерации 100 долларов.

«Я судил матч первой лиги, играли «Сморгонь» и «Гомельжелдортранс». Жуков был инспектором на этом матче, — пояснил свидетель. — Я обрадовался, что мне в мой день рождения дали посудить. Поработал — получил дополнительный заработок».

После игры он возвращался в Минск в одной машине с Жуковым.

«Я решил отблагодарить его. Дал доллары, сказал, может, возьмете себе напиток. Дома выпьете с женой или еще с кем», — заявил Сороко.

Прокурор Максим Чуприс уточнил: «Вы часто дарите подарки посторонним людям в свой день рождения?»

«Ну, просто я люблю судить, люблю свою работу», — пояснил арбитр.

Жуков, по его словам, деньги взял, но сказал, мол, что это не самое главное, и посоветовал Сороко работать над собой.

Следствию Андрей Сорока заявил, что взятка предназначалась за назначение судьей на матч. Он, как и другие судьи, которые фигурируют в уголовном деле, написал заявление против Жукова.

«Прошу привлечь его к ответственности за получение взятки», — отмечено в документе за подписью Сороко.

Кстати, он единственный из арбитров был отстранен от судейства на момент разбирательства в суде. Такое решение постановила комиссия по этике БФФ в июне 2016 года.

До этого Андрей Сорока каждые выходные судил матчи, зарабатывал около 10 млн рублей в месяц. Судейство в высшей лиге оплачивалась лучше — 4 млн рублей за одну игру. 

государственный обвинитель Максим Чуприс

 

Тренер «Сморгони»: только после задержания я понял, что дал взятку

Еще один эпизод уголовного дела — взятка от главного тренера футбольного клуба «Сморгонь» Николая Рындюка. Произошло это в день задержания обвиняемого, 7 июня 2016 года.

Как пояснил Рындюк, его клуб переживал не лучшие времена: «В последних матчах не могли одержать победу, пропускали голы в дополнительное время. Нас преследовала череда неудач. Подходила важная игра с «Оршей».

За неделю до матча тренер не нашел ничего лучшего, чем обратиться к Жукову с просьбой поставить нужного судью — Андрея Сороко, с которым Рындюк давно был знаком.

«Мы анализировали матчи. Наша команда при нем (при судействе Сороко. — ред.) действительно более уверенно себя чувствовала, — пояснил свидетель. — Я знал, что Сороко — квалифицированный судья. Предыдущие судьи подсуживали соперникам. Конечно, если команда не дает результат, виноват тренер, но я искал причины во всем».

Жуков, по словам Николая Рындюка, сказал, что если получится, Сороко назначит. Никаких денег за свою услугу он не просил.

Матч прошел для сморгонцев удачно, они одержали победу.

«Была экспертиза, все голы забили чисто, — настаивает Рындюк. — К судейству вопросов не было».

А вот Сороко дал другие показания. Жуков, по его словам, звонил и отчитывал, что тот подыгрывал «Сморгони». Тот матч должны были дополнительно рассматривать, анализировать работу судьи.

Рындюк, посоветовавшись с Сороко, решили отблагодарить начальника департамента судейства. Сошлись, что будет достаточно 100 евро.

«Шоколадку как благодарность вы не рассматривали? — уточнил прокурор. — Обязательно деньги нужно было передавать?»

«На тот момент я принял такое решение, — ответил Николай Рындюк. — Не знаю, почему мне это стрельнуло в голову. Это уже потом, после задержания, осознал, что дал взятку».

Жуков, по словам тренера «Сморгони», от денег отказался. «Он сказал: Коля, не надо. Я сказал: спасибо, Андрей Михайлович. Оставил евро на его столе и вышел из кабинета».

Рындюк спустился на стоянку, сел в автомобиль, но уехать ему не дали. Тут же подошли оперативники и задержали его. На следующий день тренер написал заявление против Жукова.

В суде Рындюк подчеркнул: «Ни в каких оперативных действиях я не участвовал и помеченные деньги не передавал».

 

Судья Диваков: взятку Жукову не давал, меня заставили подписать протокол

Но больше всего удивило заявление Андрея Дивакова, судьи высшей лиги. Он сразу сообщил в суде, что на самом деле взятку Жукову не давал, а признательные показания дал под давлением.

По материалам уголовного дела, он передал представителю федерации футбола два раза по 100 долларов. Происходило это во время сборов в гостинице «Славянская».

«15 июня меня вызвал дознаватель, — пояснил Диваков. — Мне рассказали, что Жуков задержан. Спросили, известно ли мне что-либо о его противоправной деятельности. Я ответил, что ничего не знаю. Тогда мне сказали, что судья Панченко (Вадим Панченко — лучший арбитр чемпионата Беларуси 2012 года. — ред.) тоже не сразу согласился говорить, но его поместили в камеру, и он подписал заявление (против Жукова. — ред.). Я эту информацию у Панченко подтвердил, поэтому и рассказал про взятки. На самом деле этого не было. Что мне надиктовали, то я и написал. Во время допроса меня выводили в актовый зал, там со мной беседовал человек в гражданском. Угрожали уголовной ответственностью».

Позже Андрей Диваков, по его словам, приходил в Следственный комитет, просил дополнить протокол. Он хотел, чтобы следователь записал, что на Дивакова оказывалось давление, что на самом деле он не давал взятки Жукову. Но в СК его отказались выслушать, сказали, что он может обратиться в прокуратуру.

«Я написал жалобу в Генеральную прокуратуру. Там мое обращение отправили в прокуратуру города Минска и ГУВД Мингорисполкома. В милицию меня еще вызывали, там я дополнительно всё пояснял, но ответа на жалобу у меня до сих пор нет», — заявил Диваков, уточнив, что жалобу направил еще летом, ответить ему по закону должны были не позже чем через месяц.

Андрей Жуков довольно спокойно выслушал показания Дивакова в суде. Казалось, он даже не удивлен.

При этом прокурор Максим Чуприс перешел на повышенный тон: «Вы понимаете, что предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний? Вы же подписали протокол! Вы же писали: мною прочитано, с моих слов записано верно! У вас высшее образование? Вы же понимали смысл этих слов!»

Диваков только повторял, что дал показания под давлением, боялся, что его задержат и поместят в изолятор.

 

В суде допросят первого зампреда БФФ

Пока в суде не дали показания два ключевых свидетеля, которые, как отмечено в обвинении, давали взятки подсудимом.

Первый из них — упомянутый выше Вадим Панченко. По версии следствия, он дал начальнику департамента около 200 долларов за возможность работать на матче БАТЭ — «Торпедо-БелАЗ» в мае 2016 года.

Второй — арбитр Олег Мурашкевич, который в благодарность передал Жукову 50 рублей (новыми) и бутылку коньяка (оценили в 20 рублей) за возможность судить матч «Смолевичи» — «Сморгонь».

Бывшие коллеги Жукова по федерации характеризуют его только с положительной стороны. Говорят, что протокол назначения судей готовил он единолично. Другие члены комиссии имели право возразить, но на практике такого никогда не было. По их словам, обвиняемый никогда не просил «продвинуть» кого-либо из судей.

Андрей Жуков признал вину по всем предъявленным эпизодам. Почему, станет ясно после его допроса. Отметим лишь, что признание вины является смягчающим обстоятельством при назначении наказания.

В суде объявлен перерыв до 30 ноября. Планируется допрос остальных свидетелей. В том числе первого зампреда федерации Сергея Сафарьяна. По словам свидетелей, именно он окончательно утверждал предложенные Жуковым кандидатуры судей.

На первое заседание Сафарьян не явился. Следующий раз его доставят принудительно. Он, кстати, заявлял, что дело Жукова не связано с другим громким делом в белорусском футболе — организацией договорных матчей.

 

Фото Сергея Балая