Белорусов выделяет живучесть, полнота и многосторонность фольклора, считают в Академии наук

По мнению заведующей отделом фольклористики и культуры славянских народов Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук Беларуси Татьяны Володиной, белорусский фольклор и традиционная культура в целом уникальны своей полнотой, многогранностью и способностью выживать.

Как заявила она на круглом столе 6 сентября в минском пресс-центре «Аргументов и фактов», исторически «социально-политические условия и обстоятельства не давали белорусам полностью проявить себя в государственности, в образовательно-философском измерении, поэтому все эстетическое, философское, литературно-поэтическое достояние выражено именно в традиционной культуре, народный гений проявился в фольклоре».

«Те же исторические условия во многом обусловили то, что фольклор и традиционная культура просуществовали на территории Беларуси в живом виде несколько дольше, чем у соседей. Сказать, что они у нас интересней, нельзя, потому что они интересны у каждого народа. Но живучесть, полнота и многосторонность белорусского фольклора действительно нас выделяет», — цитирует БелаПАН Володину.

Зарубежные исследователи традиционных культур, обратила она внимание, сегодня зачастую обращаются именно к белорусской традиции, поскольку в ней еще можно найти «многие звенья, которые были утрачены в культурах соседних стран».

По словам сотрудницы НАН Беларуси, в нынешнем году работа экспедиции фольклористов в Краснопольский и Славгородский районы (оба в Могилевской области) показала, что традиционная культура по-прежнему жива и актуальна. «Деревенские жители показывают абсолютно традиционный тип мышления. Пусть у той бабушки в кармане болтается мобильный телефон, но думает она точно так же, как думали сто и больше лет назад», — сказала она.

«Сегодня тяжело себе представить, чтобы бабушка пела жатвенные песни, потому что [вручную] уже не жнут, — отметила Володина. — Но остаются сферы, где фольклору можно себя проявить, например в песнях о жизненном цикле — Радуница и сейчас жива во всех своих проявлениях, я уже не говорю о песнях на свадьбах и крестинах. То есть остались сферы, где нельзя сказать, что носители традиции уходят, они есть и сейчас. Может быть, не в том объеме, не с той глубиной, но преемственность, безусловно, есть».

Она подчеркнула, что традиционная культура локальна и диалектна, поэтому, например, «нет общебелорусских Коляд, Купалья, в каждом конкретным местечке есть свой вариант». В то же время из-за регионализованности схожих элементов традиционной культуры некоторые из них неизбежно исчезают.