Николай Статкевич возвращается в большую политику

После вынужденного перерыва в большую политику возвращается Николай Статкевич и его Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада)...

 

После вынужденного перерыва в большую политику возвращается Николай Статкевич и его Белорусская социал-демократическая партия (Народная Грамада). Все время, пока Статкевич был на «химии», лишенная регистрации партия, сохранив костяк, но потеряв значительное число членов, пребывала в своего рода политическом вакууме. С освобождением Статкевича в Народной Грамаде забурлили возрожденческие процессы.

Николай СтаткевичСейчас БСДП (НГ) готовится к учредительному съезду, который планируется провести этой осенью. Впрочем, по словам Николая Статкевича, проведение съезда вовсе не означает, что партия будет подавать документы в Минюст на регистрацию, так как сильно сомневается в положительном ответе. «Да и светить списки наших сторонников особо не хочется, — сказал Статкевич в интервью «Белорусским новостям». — Это скорее будет первая сессия учредительного съезда». А статус создаваемой позволяет партии работать в Беларуси, не нарушая действующее законодательство.

«Мы определили несколько форм работы. Во-первых, в форме оргкомитета создающейся партии — это для работы внутри страны. И фактически мы так работаем с начала 2006 года, не так публично, как раньше, не на поверхности, но работаем — участвуем в разных кампаниях, в том числе и электоральных, на местных выборах, к примеру, — говорит Николай Статкевич. — Во-вторых, в форме партии — это для контактов за рубежом, так как Социалистический интернационал, европейское социал-демократическое движение как партнеров в Беларуси по-прежнему признает именно нашу партию. У меня уже, кстати, запланированы на сентябрь встречи с социал-демократическими лидерами Швеции, Германии, Партии европейского социализма в Брюсселе. Есть еще и третья форма работы, которая позволит нам работать практически, не нарушая требований закона. Что эта за форма я пока говорить не буду, но уверен, что вскоре нашему примеру могут последовать и другие незарегистрированные организации».

По словам Николая Статкевича, становиться частью одного из оппозиционных блоков БСДП (НГ) не будет. «Мы были и остаемся самостоятельной силой. К тому же, сейчас мы четко понимаем, что являемся единственной белорусской левоцентристской партией европейской ориентации, — говорит Николай Статкевич. — Но в современных условиях нормальная работа партий невозможна. Поэтому главная цель — изменение условий».

В ближайшее время БСДП (НГ) планирует работать в рамках Европейской коалиции, куда кроме Народной Грамады входят также незарегистрированные «Молодой фронт» и Партия свободы и прогресса.

«Но для реализации европейского вектора усилий одной Европейской коалиции недостаточно, — говорит Николай Статкевич. — Поэтому мы хотим создать более широкий альянс. Эту идею мы предложили на Конгрессе демократических сил, нашли поддержку в вопросе проведения Европейского марша. Будем работать вместе с движением «За свободу» и другими».

«Все социологические опросы показывают, что у населения Беларуси нет аллергии на Европейский союз. А что касается молодежи, людей среднего возраста, то они двумя руками за европейские ценности. Это та армия, которую мы можем привлечь в свои ряды. Для них флаг Евросоюза очень важен и является большей ценностью, чем идеи объединения с Россией», — считает политик.

Кстати, стать лидером альянса Статкевич предлагал Александру Милинкевичу. «Мы с ним встречались, он от предложения отказался, но саму идею поддержал, — говорит лидер БСДП (НГ). — По моему мнению, Милинкевич по-прежнему остается лидером оппозиционных сил. Пусть неформальным. И такое положение, я думаю, сохраниться еще, как минимум, несколько лет».

По словам политика, новый альянс планируется создать «не вокруг лидера, а вокруг идеи». «Я думаю, это будет широкое объединение людей, которые поддерживают европейские ценности. И туда смогут вступить люди вне зависимости от партийной принадлежности. Именно объединение вокруг идеи позволит вступить в альянс членам политических партий, не боясь того, что они будут исключены из своей партии», — отметил Николай Статкевич.

«Мы ни кого к себе не переманиваем, не покупаем, у нас и без того хорошая команда — это люди, которые все эти годы терпели, рисковали работой (всех председателей областных комитетов уволили), чтобы сохранить партию. И я чувствую огромный кредит доверия с их стороны, — говорит Николай Статкевич. — Мы стараемся не дать втянуть себя в бурлящие сегодня внутренние разборки. Хотя, конечно, тяжело работать, когда много разнонаправленных сил. А люди идут к нам даже активнее, чем я ожидал».

Одной из главных задач на ближайшее время Николай Статкевич называет «освобождение всех политзаключенных, и, в первую очередь, Александра Козулина».

Напомним, что после внутрипартийного раскола в конце 2004 года, получившего название «бунт заместителей», Николай Статкевич был смещен с должности главы партии, а вскоре его место занял как раз таки Александр Козулин. Партия прошла перерегистрацию и, следуя требованиям законодательства, избавилась от слова «народная» в названии. В то время ходило много разговоров о том, что Козулин, готовясь к президентским выборам, партию «купил».

Сегодня зла на Козулина и тех, кто пошел за ним, Николай Статкевич не держит: «Какие обиды? Сейчас надо бороться за свободу Козулина, потому что пять с половиной лет тюрьмы — это неадекватное наказание за то, что человек просто шел по тротуару. Никакого злорадства по этому поводу нет и быть не могло. Должны быть солидарность и обычная порядочность. И по вопросу борьбы за свободу Козулина я готов разговаривать даже с теми, кому в обычной жизни руки не подам».