Биологически активные добавки: не лекарства, но и не еда

Закончились наконец терминологические споры о сущности биологически активных добавок (БАД): 30 июня Совет Республики Национального собрания одобрил поправки в закон "О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека". Парламентарии постановили, что отныне БАДы — отнюдь не лекарства, но и не просто еда, а "биологически активные добавки к пище", введя данное понятие в текст самого закона.

В стремлении максимально защитить бестолкового белоруса от неумеренного потребления целебных пилюль наши законодатели и здесь ухитрились изобрести собственный путь. Во всем мире оборот БАДов регламентируется законом о пище. У нас "особый порядок" торговли БАДами будет регулировать Минздрав, определяя, какие именно "нелекарства" и где будут продаваться. Надо думать, у министерства найдется время и на другие мелкие проблемы здравоохранения. А пока крупные продавцы добавок успели вздохнуть с облегчением: радикальное предложение продавать БАДы только в аптеках парламентарии не поддержали.

Заслуживают ли БАДы столь пристального внимания корреспонденты "Белорусской газеты" выясняли у доктора медицинских наук кардиолога Евгения АТРОЩЕНКО и директора крупнейшей в области торговли БАДами компании "Ирина-фарм" Ирины КЕНГЕРЛИ.

Евгений АТРОЩЕНКО: "Ни продлить жизнь, ни улучшить ее качество с помощью БАДов невозможно"

— Что такое биологически активная добавка и почему она не может считаться лекарством?

— О сути БАДов можно судить по определению: добавка. К чему? К пище. Нигде не сказано, что это лекарство. Жертвовать деньгами во имя добавки — глупость несусветная. Лучше купить лекарство, которым можно излечить болезнь. Мы, кардиологи, тяжелым пациентам БАДы не прописываем. Ни продлить жизнь, ни улучшить ее качество с помощью БАДов невозможно.

Любое лекарство проходит ряд испытаний: тесты на животных, клинические испытания, масштабные "двойные слепые", или т.н. рандомизированные исследования. На это тратятся огромнейшие деньги. БАДы подобные исследования не проходят. Не будучи проверенными согласно общепринятым международным протоколам, лекарствами они называться не могут.

— Какую же проверку проходят БАДы?

— В том-то и дело, что никакой. Да в большинстве случаев это и не нужно. Компания производит добавки с вытяжкой чеснока. Кому это наносит вред? Каждому понятно, что чеснок никому не вреден. Поэтому нет смысла тестировать эту добавку. Овчинка выделки не стоит: зачем проверять общеизвестные свойства чеснока?

— Чем в таком случае вредна эта биологически активная добавка?

— Зададим вопрос иначе: чем хорошо лекарство? Когда пациент покупает таблетку, он точно знает, что доза каждой составляющей препарата строго определена в микро- и милиграммах, а мы знаем действие препарата.

Утрируя, в качестве иллюстрации свойств БАДов возьмем, например, чай. Если он перестоит, то в нем кроме танина, который придает приятный вкус, и кофеина, который стимулирует организм, появляется всякая "солома". А в растении (причем в любом) этой "соломы" еще больше. На неверно собранном растении можно получить массу сопутствующих побочных эффектов. И, потребляя БАДы, мы не знаем, чем на самом деле кормимся. Не этой ли "соломой"?

— Известны случаи появления побочных эффектов у пациентов, принимавших БАДы?

— Известны. Есть даже статистика. К сожалению, не белорусская: у нас в стране серьезно этим вопросом не занимаются. Главный кардиолог России дважды академик Юрий Беленков приводит такую статистику: 11% пациентов (фактически каждый десятый), принимавших тайванские добавки, имели очень серьезные осложнения. По предположениям Беленкова, побочные эффекты и осложнения у этих людей были вызваны содержанием в этих БАДах малой дозы наркотических веществ. Подобные препараты поступают из т.н. "зоны золотого треугольника": Лаос — Камбоджа — Филиппины и примыкающего к этим странам Тайваня. Производитель этих добавок неизвестен, а все инструкции на коробках — на китайском языке. Некоторые БАДы идут под международной "маркой": на них значится не конкретная страна, а континент, не Австрия или Швейцария, а просто Европа.

В том же докладе Беленкова прозвучала цифра: $1,5 млрд. Столько денег россияне потратили на БАДы в 2002 г. И столько же тратится на покупку лекарственных препаратов. Так что же полезнее и выгоднее для больных и государства: применять лекарства, способные лечить болезнь, или биологически активные добавки?

— Какие аргументы в защиту БАДов приводят их сторонники?

— Многие специалисты искренне верят в целебную силу БАДов. В принципе, глупо отрицать биологически активные добавки вообще. Врачи испытывают предубеждения по отношению к БАДам, так как мы часто не знаем, что кроется за красивыми названиями. Нас раздражает то, что наши люди покупают добавки вместо лекарств, иногда заменяя ими главный препарат, от которого зависит жизнь пациента. Есть БАДы, способствующие снижению сахара в крови. Но они же не могут лечить больных сахарным диабетом! Если бы больной не получал сахароснижающих препаратов, а пользовался только БАДами, то в конечном итоге он впал бы в кому.

Можно ли абрикосы в Беларуси назвать биологически активной добавкой? Или сушеные персики, изюм? Безусловно. Для нас это нетрадиционная пища, т.е. "биологически активная добавка".

— Вместо БАДов лучше покупать абрикосы и персики?

— Совершенно верно. Чтобы восполнить недостаток калия в организме, больным сердечного профиля необязательно глотать препараты, содержащие калий. Много полезнее изюм, сушеные персики и картофель в мундире. Лариса Долина, похудевшая с помощью БАДов, принимала всего-навсего добавки на основе вытяжки из ананаса. Но если покупать ананасы и питаться только ими на фоне диеты, аналогичной долинской, эффект будет таким же! Кстати, есть еще такое явление, как эффект плацебо: "пустышка", расфасованная в виде таблетки, может оказать до 40% эффекта.

— Как вы оцениваете недавно принятый закон, регулирующий оборот БАДов?

— Нужно ли БАДы продавать в аптеках, если это вообще не лекарство? Но хорошо бы, чтобы ими торговали не милиционеры, не старушки-пенсионерки и не школьные учителя, а врачи, которые понимают, какие позитивные или побочные эффекты имеет содержащееся в БАДе вещество. Но в аптеке не работают клиницисты. Провизоры не смыслят в болезнях. Поэтому идеально было бы, чтобы носителями идеологии распространения БАДов были только медики.

— Почему потребители покупают БАДы?

— За БАДами стоит реальная коммерческая сила. В них вкладывают огромные деньги. Нет ничего прибыльнее, чем производство наркотиков, продажа оружия и занятие фармакологией. Это целая отрасль, в которой работают хорошие психологи. Распространители БАДов — люди с горящими глазами. У меня был знакомый, занимавшийся продажей БАДов. Я говорил ему: "Паша, ты безграмотный парень. Ты понятия не имеешь, что такое больные, но кормишь их этим". А ему нравилось быть доктором. А больному очень хотелось верить, что появилось новое совершенно безвредное средство от всех болезней.

Справка. Евгений Атрощенко родился в 1948 г. в Минске. В 1973 г. окончил Минский мединститут. С 1991 г. — доктор медицинских наук, с 1995 г. — академик Нью-Йоркской академии наук. Заведует лабораторией сердечной недостаточности научно-практического центра "Кардиология" Минздрава Беларуси.

Ирина КЕНГЕРЛИ: "В последнее время фармацевтические компании дополняют ассортимент своих лекарств именно биодобавками"

— Спор о том, что же такое биологически активные добавки — пища или лекарство, изначально некорректен. Не секрет, что многие из нас не имеют возможности правильно сбалансировать свой рацион. Как показывают российские исследования, дефицит жизненно необходимых организму веществ доходит до 80%. Биодобавки дают организму витамины, белки, аминокислоты, минеральные вещества и пищевые волокна, недополученные с пищей. А ведь это очень важно. Например, недостаток одного лишь витамина С делает человека предрасположенным к онкологическим заболеваниям. Наши клетки, а их в организме здорового человека примерно 70 трлн., ежесекундно бомбардируются т.н. свободными радикалами (это, образно выражаясь, осколки веществ, образующиеся в процессе нормальной жизнедеятельности организма). А антиоксиданты (в том числе и витамин С) противодействуют гибели клеток, замедляя процесс старения.

Или, например, другой антиоксидант — селен. Надо сказать, что еще лет 30 назад в почве Беларуси этот элемент встречался, и мы получали его из мяса животных, которые, в свою очередь, потребляли селен с травой и сельхозпродуктами. Теперь в земле селена нет. Вы скажете, что в продаже появилась вода с селеном. Однако есть одна проблема: часто используемый для "обогащения" воды селенит натрия просто не усваивается организмом. Недостаточно добавить в продукт химический элемент: чтобы он усвоился, он должен находиться в доступной организму органической форме. И предприятия, производящие БАДы, безусловно, учитывают это, выпуская селеновую добавку в форме селенометионина: исследования показали, что в этой форме селен усваивается хорошо.

Известный факт: после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки правительство Японии разработало программу оздоровления населения. И одним из пунктов этой программы было введение функциональных продуктов питания, т.е. обогащенных биологически активными веществами. Сейчас японцы живут едва ли не дольше всех в мире, а прием БАДов — их нерушимое правило.

— Один из аргументов противников свободной продажи БАДов — то, что эти средства не проходят клинических испытаний, но фактически претендуют на роль лекарств…

— Аргумент не совсем корректный. Лекарство — это то или иное химическое вещество, и, естественно, нужны долгие испытания эффективности и безопасности лекарства. Нуждается ли в испытании та же селеновая добавка, если мы знаем, что селен организму нужен, что раньше он был в природе именно в такой форме, и что теперь его в природе нет?

Как правило, популярные ныне БАДы — это давно известные и проверенные временем средства народной медицины. Это, например, женьшень, элеутерококк, те же витамины. Как правило, в БАДы не добавляются неисследованные вещества. Если же это случается, то испытания проводятся, и это подтверждается документами. Например, продаваемый нами китайский чай для похудения "Летящая ласточка", в который включены неизвестные нашей фармакологии средства наподобие лотоса, сначала прошел клинические испытания в Институте питания РАМН и был зарегистрирован в РБ.

— Желание излечиться от всех болезней с помощью чудо-таблетки присуще многим из нас, и это зачастую ловко используется многочисленными целителями… Можно ли бороться с мошенничеством в сфере торговли БАДами?

— Вот эту проблему и призван решить принятый закон. Он хорош тем, что регламентирует продажу БАДов только через аптеки или специализированную торговую сеть. Не секрет, что основные злоупотребления в области торговли добавками связаны с "сетевиками": приходит в офис женщина с большими сумками, продает вам красочно оформленное чудодейственное средство неизвестного состава и исчезает навсегда. А вы принимаете купленную "панацею" и со временем обнаруживаете, что она не только не помогла, но и повредила вашему здоровью. Между тем апеллировать не к кому. Так вот, в новом законе такой способ продажи не допускается.

— Вас не смущает, что все полномочия "надзора" за добавками передаются Минздраву: от контроля содержимого до определения мест продажи?

— Дело в том, что биологически активные добавки и так регистрируются в Минздраве. Факт регистрации предполагает, что данное вещество безвредно и его можно продавать. Но попытки блокировать продажу биодобавок предпринимались всегда. Пресловутое 82-е постановление Минздрава, противоречащее другим законам, предписывало продавать биодобавки только в аптеках. Я скажу вам крамольную вещь: чем больше мы будем пить биодобавок, тем меньше мы будем болеть и тем меньше химических веществ, т.е. лекарств, мы будем покупать. Может ли это устраивать фармацевтическую промышленность? Процесс борьбы с биодобавками шел и идет во всем мире. Но заметьте: в последнее время фармацевтические компании дополняют ассортимент своих лекарств именно биодобавками — витаминными и фитокомплексами, которые зачастую гораздо дороже предлагаемых нами БАДов.

— Вы утверждаете, что между мощными фармацевтическими компаниями и скромными производителями БАДов идет непримиримая конкурентная борьба. Что же никто не заблокировал принятие поправок к закону?

— Вам известно, как драматично принимался закон? С ним возятся уже два года: ни один закон так тяжело не "рождался". Сначала проект рассмотрели в Палате представителей, после чего на год все затихло. Затем внесли поправки, но закон не подписал президент: исключил оттуда все, что касается БАДов. После доработки Палатой представителей закон отвергли в Совете Республики. И лишь в конце июня он был наконец принят. Драматизм заключается в том, что когда в Палате представителей обсуждались очередные поправки к закону, подписанные, в частности, министром здравоохранения Постоялко, больше всего против них возражал ее же заместитель. Иначе чем казусом такие отношения руководителя и подчиненного не назовешь.

— Вы работаете на нашем рынке уже более 10 лет. Как формируется ассортимент?

— Стараемся, чтобы было все, что нужно человеку для сохранения здоровья. Во-первых, биофлавоноиды. Нам нужны т.н. полифенолы, которые влияют на здоровье сердца и продлевают жизнь. Полифенолы есть в сухом красном вине, и один из наших БАДов — сухой экстракт красного вина. Вам известен "французский феномен"? Доказано, что благодаря традиции употреблять не менее бокала красного сухого вина в день статистика сердечно-сосудистых заболеваний во Франции наиболее благополучная в мире. К сожалению, белорусы — лидеры по ишемической болезни сердца, и это отчасти из-за недостатка селена в организме. Однако если бы мы могли пить меньше водки и больше красного вина, были бы здоровее. Но, увы, традиции… Во-вторых, нужны витамины. В-третьих, микро- и макроэлементы. При выборе ассортимента мы руководствуемся этим.

— А что пользуется наибольшей популярностью у покупателей?

— Безусловно, средства для похудения: это сегодня модно. Хотя, на мой взгляд, когда похудеть стремится женщина 44-46 размера, это не всегда оправданно, ведь красота и обаяние не зависят от веса. Большинство "худеющих" предпочитают добавку "Гарциния-форте": ее свойство вырабатывать в организме глюкозу мало-помалу приводит к тому, что дам уже не так сильно тянет на сладенькое, а пиколинат хрома, входящий в состав добавки, снижает аппетит.

— Каково происхождение ваших добавок?

— Наша компания продвигает на белорусский рынок в основном российские БАДы. Они относительно недорогие, по карману многим, а главное — обладают биологической совместимостью: человек и растение должны жить на одной земле, лишь тогда положительный эффект будет максимальным. Наши партнеры — авторитетные российские предприятия. Замечу, что в России, в отличие от Беларуси, есть Институт питания РАМН, и любой пищевой продукт или добавка проходит там серьезную экспертизу.

— В новом законе обозначено, что каждая биодобавка должна содержать сведения о точном составе ингредиентов и подробную инструкцию по применению. Это не осложнит вашу работу?

— Нас это абсолютно не смущает: мы так и работали. Мы заинтересованы в том, чтобы наша продукция принесла максимальную пользу людям.

Справка. Ирина Кенгерли окончила Бакинский институт нефти и химии. Работала во Всесоюзном НИИ олефинов, на ПО "Интеграл". По специальности химик, но принципиально не приемлет химические лекарственные препараты. В 1991 г. возглавила компанию "Ирина-фарм". Замужем, имеет двоих детей и троих внуков.

Беседовали Татьяна КАРЮХИНА, Ирина РЫЖОВА, "Белорусская газета"