Могут ли белорусские школы вырастить из мальчика мужчину?

Все больше обращений поступает в Министерство образования с вопросом, почему в школах так мало учителей-мужчин...

Все больше обращений поступает в Министерство образования с вопросом, почему в школах так мало учителей-мужчин, которые могли бы быть примером для детей. Но должна ли школа заниматься тем, чтобы воспитывать мужчин?

У вас нормальный ребенок

Ситуация с феминизацией в белорусских школах не является критической, считает заведующий кафедрой психологии Академии последипломного образования Валерий Пархомович.

По его мнению, в школах нет ущемления учеников по гендерному признаку.

«Мы все бывали на родительских собраниях и помним, что учителя часто жалуются на плохое поведение мальчиков. Но мы не должны забывать, что в подростковом возрасте они значительно активнее девочек. Тут могут быть проблемы не столько у учеников, сколько у учителей, которые хотят проводить уроки без лишних помех. То есть, придти, рассказать то, что они наметили, и всё. А когда есть активные ученики вне зависимости от пола, то и учителям приходится быть на таком же уровне активности. А не все этого хотят», — отметил Валерий Пархомович.

Также среди недостатков современных школ он назвал то, что к детям предъявляются одинаковые требования, несоответствия которым ставятся в вину и школьникам, и родителям.

«У мальчиков менее развит вербальный навык общения. Если вам учитель говорит, что ваш сын плохо пересказывает текст, то не надо паниковать — у вас растет нормальный мужчина. Хотя это не значит, что ему не стоит развивать вербалику», — отмечает специалист.

По поводу того, как оценивают поведение детей в школе, Валерий Пархомович пошутил, что многие учителя хотели бы видеть у себя в классе всегда молчащих, застывших учеников, которые не мешали бы вести урок. Он рекомендует родителям не усердствовать с установкой «веди себя нормально».

Зачем мужчины в школе

Как рассказала пресс-секретарь Министерства образования Юлия Ванина, на форум ведомственного сайта за пару месяцев пришло более семи тысяч сообщений на тему того, что в школах меньше мужчин, чем женщин. Она отметила, что чаще всего в этом проблему видят матери, которые растят детей без отцов. В таком случае они стараются найти пример мужского поведения для своих детей не внутри семьи, а в школе.

«Тут стоит вопрос не столько в качестве предоставляемых знаний, сколько в том, что такие мамы ищут примеры мускуланности в учителях. Поэтому то, что мужчин в школе мало, их особенно волнует. Люди из полных семей в гендерной неравности среди учителей не видят проблемы», — отметила Юлия Ванина.

Консультант управления общего среднего образования Минобразования Владимир Поддубский уверен, что не стоит полностью перекладывать ответственность за формирование личности ребенка на школу.

«Есть некоторые дисциплины, где преподаватель все же должен быть мужчина. Показывать мальчикам, как пилить или строгать женщине не следует. То же касается и допризывной подготовки. А в остальных предметах, таких как физика или литература, не важно, мужчина учитель или женщина», — отметил он.

«Бытует мнение, что естественные науки женщины преподают не так хорошо, как мужчины. Мне кажется, этот миф сформирован воинствующими мужчинами. На самом деле такого нет», — уверен Владимир Поддубский.

Он отметил, что в высших учебных заведениях картина другая, потому что там и статусность профессии выше. «Если мы возьмем руководство школ, то там тоже большинство мужчин. Так что говорить о какой-то критической ситуации, которая не дает возможности давать качественное образование, нет причины», — заявил консультант.

Владимир Поддубский считает, что не следует перекладывать ответственность за воспитание детей на школу.

«Учитель должен, прежде всего, учить. А то некоторые говорят «я с ним не справляюсь, что школа себе думает». И вот тогда школе нужен тафгай, который возьмет его, тряхнет и поставит. Но это же некое извращенное понимание школы, ее целей и задач», — уверен специалист.

Сила мотивации

Интересная закономерность: из поступающих учиться на педагога почти четверть — мужчины. Такие цифры привел проректор по учебной работе Белорусского государственного педагогического университета Владимир Шлыков.

По его данным, в 2011 году из всех поступивших в университет 24% были мужчинами. В 2012-м — тоже 24%. В 2013-м — 26%.

«Это общие данные, но гендерное соотношение меняется на разных специальностях, — подчеркнул Шлыков. — Самая востребованная у мужчин — математика. На этот год по факультету — 30% мужчин, а по физическому факультету — 47%».

Однако, отметил Владимир Шлыков, примерно половина мужчин уходит из профессии. «Это и понятно. Получив естественнонаучное образование, легко устроиться в другой отрасли с большей зарплатой. Особенно это актуально, если мужчина должен обеспечивать семью», — считает проректор.

По его мнению, оттоку из профессии мужчин во многом способствует большое количество бумаг, которые должен заполнять учитель.

Касаясь вопроса воспитания детей, Владимир Шлыков отметил, что мальчики не должны быть тихими, как девочки.

«Если кого-нибудь из мужчин спросить, дрался ли он в детстве, то не найдется такого, кто б сказал, что не дрался. Другое дело, что надо мальчиков включать в деятельность. Именно в деятельности человек формируется и может решить какие-то свои проблемы. А тут уже не имеет большого значения, какого пола учитель сможет найти подход к ученику», — считает проректор БГПУ.

Говоря о мотивации учителей продолжать заниматься своим делом, Владимир Шлыков подчеркнул, что тут большое значение имеет отношение общества к ценности работы учителя. «Особенно для мужчины важно ощущать, что он оценен обществом», — подчеркнул проректор.

В плане личного развития в Беларуси созданы хорошие условия для учителей, подчеркнула пресс-секретарь Минобразования Юлия Ванина. По ее словам, есть программы для преподавателей разных предметов, а учителя языков могут проходить стажировки за границей.

«Главное, чтобы сам учитель был заинтересован в собственном развитии как специалиста», — подчеркнула она.