«Заставили копать могилу». Как в Марьину Горку вернулись «лихие 90-е»

Откаты и взятки, похищение людей, крыша в ОБЭП, решение вопросов с помощью биты… Выглядит, как сюжет криминального сериала.Но так предприниматели в Марьиной Горке еще недавно строили свой бизнес.

«Они держали в страхе весь город» — именно так на белорусском телевидении рассказывали про «банду вымогателей» в Марьиной Горке. 12 января по делу начался суд. Обвиняемыми проходят местные бизнесмены и бывший начальник ОБЭП.

По версии следствия, они избивали бывших партнеров, вымогали у них деньги, вывозили на кладбище, где заставляли копать могилу, а также угрожали упрятать за решетку, если долг и проценты не будут возвращены.

Звучит устрашающе, если не брать во внимание, как сами потерпевшие строили свой бизнес — еще недавно они шли рука об руку с теми, кого сегодня называют преступниками. И взгляды на то, как нужно зарабатывать, у них полностью совпадали. Пока не пришлось делиться.

 

«Сначала сказали копать могилу, потом сказали, доставай ствол»

Ключевым фигурантом дела является 39-летний Дмитрий Саникович. В 2013 году он решил строить совместный бизнес с местным жителем Владимиром Лудом. У того была фирма «МеКОстрой». Саникович предложил вложиться в развитие, взамен рассчитывал получить долю 40%, а также половину всей прибыли.

Дмитрий Саникович. Фото из соцсетей

Такой план собственника устраивал, поскольку, как отметил в суде Луд, у Саниковича был опыт и связи, он хорошо знал рынок и мог найти новые объекты.

Однако через несколько месяцев Дмитрий Саникович заявил партнеру, что хочет выйти из игры и забрать свои деньги. По словам Луда, вложил товарищ порядка 8 тысяч долларов, а вернуть потребовал 22 тысячи.

«С учетом процентов, — пояснил Владимир Луд. — Я ему сказал, что свободных денег нет — всё, что лежит на счету, должно уйти на зарплаты и налоги. Попросил дать мне время».

Однако просто ждать, как следует из обвинения, Саникович не планировал. Он постоянно угрожал бывшему партнеру, требовал от него долг.

«Были звонки с угрозами перебить всю семью, включая и меня, — говорит Луд. — Я реально опасался за свою жизнь и жизнь своих близких».

По версии следствия, Дмитрий Саникович для решения вопроса подключил ранее судимых 33-летнего Артура Зиновича и 30-летнего Андрея Мазаника. Оба, как выяснилось в суде, работали в фирме Луда. По приказу Саниковича они должны были выбить долг с несговорчивого бизнесмена. Вместе с «боссом» они сейчас находятся на скамье подсудимых.

Артур Зинович. Фото из соцсетей

Андрей Мазаник. Фото из соцсетей

«В один из дней Зинович позвонил мне, сказал, что нужно встретиться, — вспоминает события 2013 года Владимир Луд. — Я приехал на машине. Вдруг он выскочил из буса, скрутил мне руки и затолкал в салон. Внутри был также Мазаник. Я спрашивал, что происходит и куда меня везут, но мне ничего не объясняли. Мы проехали несколько деревень, и я понял, что меня везут на кладбище».

Там, по словам потерпевшего, ему напомнили про долг. «Мазаник два раза ударил меня ладонью по лицу. Я не упал, но после этого, как мне и приказали, начал капать яму, — заявил Луд. — Я слышал, как Зинович разговаривает по телефону с Саниковичем, как они обсуждают, что я копаю могилу. Дальше между Зиновичем и Мазаником произошел диалог, мол, доставай ствол, будем убирать его. Я реально испугался. Но пистолет никто не достал. Я сказал, что готов по возвращению в город вернуть Саниковичу 3 тысячи долларов».

Однако и этих денег у бизнесмена не было. Пришлось одолжить у тещи.

«Саникович, Мазаник и Зинович были в баре «Техас», я привез туда деньги, положил на стол», — заявил потерпевший бизнесмен.

Однако угрозы и преследования, по его словам, продолжились. Луд вспомнил еще один эпизод, который лег в основу обвинения.

«В декабре 2013-го мне позвонил Реутов (знакомый Саниковича и Луда, — ред.), сказал, что нужно встретиться и поговорить. Я приехал. На месте встречи ко мне подбежали Козырь и Мазань (на тот момент — сотрудники ОБЭП, — ред.). Козырь сказал, что я задержан и должен проехать в отделение милиции для дачи показаний».

Допрос, по словам Владимира Луда, продолжался около трех часов. Потерпевший настаивает, что начальника ОБЭП Евгения Козыря привлек Саникович.

«У них были дружеские отношения. Саникович рассказывал, что на день милиции дарил Козырю стулья, что они неоднократно вместе выпивали. Козырь говорил мне, мол, если не отдам долг Саниковичу, то надолго сяду в тюрьму».

В этот момент о проблемах бизнесмена, по его словам, узнал тесть. «Ему жена сообщила. Она знала и про кладбище, и про ОБЭП. Сказала, что невозможно так дальше жить, что меня со всех сторон преследуют», — пояснил потерпевший.

Тесть собрал 8 тысяч долларов и договорился о встрече с милицейским начальником.

«У здания РОВД он показал ему пачку с деньгами. Спросил, если мы отдаем деньги, будет ли это гарантией, что против меня не будет возбуждено уголовное дело. Козырь ответил положительно», — заявил Луд.

После того, как начальник ОБЭП увидел деньги, бизнесмен и его тесть поднялись к милиционеру в кабинет, где тот, согласно обвинению, вынес решение об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Луда. Ранее Саникович написал заявление на бывшего партнера, и Козырь проводил по данному факту проверку.

Важный момент — тесть Луда, прежде чем передать деньги вымогателям, сделал копии купюр. И сейчас они приобщены к материалам дела. Козырю, кстати, выдвинули обвинения в превышении и злоупотреблении властью.

В итоге угрозы Дмитрия Саниковича и его подельников привели к тому, что Владимир Луд, по его словам, передал бизнесмену 21 тысячу долларов. И произошло это до конца 2013 года.

 

Со второй жертвой вопрос решали при помощи биты и ножа

Потерпевшим по делу также проходит местный бизнесмен Вадим Стахеев. У него также была строительная фирма. Он получил подряд на ремонт в Червенской школе.

«Сам я закончить не смог, уезжал в Россию. Работу сдавали мои знакомые ребята. Зинович тоже рассчитывал на этот объект, начал высказывать претензии, мол, из-за меня у него упущенная прибыль, и заявил, что я должен ему 70 млн (старыми, — ред.)», — рассказал предприниматель.

Со Стахеевым вопрос долга решали сначала при помощи биты — ударили по руке, причем происходило всё в центре города. Второй инцидент произошел в кафе — Зинович, как отмечено в обвинении, пробил Стахееву руку ножом.

«Мы отмечали день рождения нашего водителя. Пришел Артур. Сидели вместе. Вдруг я почувствовал боль в руке. Смотрю — нож торчит, с зубчиками такой, — вспомнил потерпевший. — Зинович, когда трезвый, с ним хоть в десна можно целоваться. А когда пьяный, совсем с катушек съезжает».

Следующий потерпевший — Дмитрий Тарасенко, владелец компании «Бета-Билд». С него Саникович, согласно обвинению, требовал 1 тысячу долларов за то, что якобы благодаря ему тот получил выгодный контракт на благоустройство территории у жилого дома в поселке Дружный. В этой схеме участвовал и Владимир Луд. По его словам, именно он передавал вымогателям деньги, причем часть средств принадлежала ему лично.

«Полторы тысячи долларов общая сумма, — заявил Луд. — 500 долларов сверху — это как бы проценты за ожидание».

Также потерпевшими по делу признана семейная пара Балашовых. У них Саникович работал до того, как связался с Лудом. Компания называлась «Тротуар».

Дмитрия Саниковича обвиняют в том, что он был подстрекателем в передачи взятки размером 2 тысячи долларов сотрудникам Госстандарта, которые должны были проверить работу фирмы. Якобы Саникович убедил Балашовых, что без «благодарности» вопрос решить нельзя.

Кроме денег затребовал также смартфон — в качестве презента сотруднице госструктуры, через которую передавал взятку. По факту и деньги, и телефон остались у самого бизнесмена. По крайней мере, так отмечено в обвинении.

Чета Балашовых заявила, что после того, как они перестали работать с Саниковичем, на них обрушились проверки. Потерпевшие считают, что так с ними расправился бывший компаньон. Из Марьиной Горки бизнесмены, кстати, уехали.

Несмотря на серьезные претензии, иск о возмещении морального и материального вреда заявил только Владимир Луд. С Дмитрия Саниковича он просит взыскать более 41 тысячи рублей (порядка 21 тысячи долларов) — это те самые «выбитые долги», и еще солидарно с Саниковича, Зиновича и Мазаника 25 тысяч рублей (около 12,5 тысячи долларов) — за пережитые страдания.

«Они уже год под следствием, а мне до сих пор тяжело все это вспоминать. Я такое пережил, страшно представить», — пояснил потерпевший.

Судья Сергей Василевский у него уточнил: если Дмитрий Саникович все-таки вложил в бизнес 8 тысяч долларов, то почему Луд хочет получить от него 21 тысячу, без учета расходов бывшего компаньона.

«Все равно требую 21 тысячу, — настаивал бизнесмен. — Потому что Саникович эти деньги получил незаконно. Если он хотел забрать свою долю, нужно было это оформлять».

 

Потерпевший так страдал, что обратился в милицию спустя два года после угроз и похищения

Показания Владимира Луда, несмотря на то, что он довольно ярко описал свои страдания, все-таки вызывают вопросы. Похищение, если верить его показаниям, произошло в октябре 2013 года. Зинович на тот момент, по словам Луда, являлся сотрудником его компании. Более того, зарплата ему полагалась солидная — 3 тысячи долларов.

«Это у нас в Беларуси бывают такие зарплаты?» — уточнила у бизнесмена прокурор Юлия Ланевская.

«Ну, решение принимал не один я, вместе с Саниковичем, но я был согласен, — пояснил Луд. — Зинович должен был заниматься поиском, ведением объектов, подписанием актов выполненных работ. Он умеет убеждать. Хорошо работает с заказчиками и исполнителями. Официально он оформлен у нас не был».

Дмитрий Саникович заявил, что выходит из бизнеса, летом 2013 года, а Луд рассказывает, что осенью они вместе устанавливали Зиновичу зарплату. И даже после того, как Зинович вывез Луда на кладбище и заставил там копать могилу, пострадавший бизнесмен продолжил с ним работать.

Более того, накануне поездки в ОБЭП, в декабре 2013-го, он приехал именно к Зиновичу, чтобы позвонить с его телефона знакомым милиционерам и получить юридическую консультацию.

Андрей Мазаник, который, по словам Луда, ударил его по лицу, — работал в его фирме с октября по декабрь 2013 года, причем простым рабочим. И директор не уволил его после инцидента на кладбище, продолжил платить ему зарплату.

Мать обвиняемого Мазаника спросила у Луда на суде: «Я ведь приходила к вам за трудовой книжкой Андрея. У вас не было никаких вопросов к нему. Почему вы мне не рассказали, что было какое-то нападение?» Но потерпевший ей ничего не ответил, он сидел, опустив голову.

Еще один важный вопрос. Долг с Владимира Луда выбивали на протяжении нескольких месяцев в 2013 году. Однако в правоохранительные органы он обратился только в 2015-м. Почему так долго ждал?

«Я не знал, куда обратиться. У Саниковича были связи. Если Козырь из ОБЭП его прикрывает, про какую помощь от органов можно говорить?» — заявил потерпевший.

Однако спустя два года он помощь все-таки отыскал — в Главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОП). «Просто в интернете нашел, куда обратиться», — пояснил он в суде.

Любопытно, что отец Луда работал в уголовном розыске, сейчас он на пенсии. Два его двоюродных брата — действующие сотрудники милиции, причем один из них работает в управлении собственной безопасности (УСБ) в Марьиной Горке. Именно им Луд звонил накануне визита в ОБЭП с телефона Зиновича.

«Если ваш брат работает в УСБ, этого ведь его хлеб — неправомерные задержания. Он что, никак не отреагировал на ваши рассказы?» — спросил у потерпевшего судья.

«Я конкретику ему не сообщал. И вообще не хотел ввязывать в это семью», — заявил Владимир Луд.

Также в суде стали известны и другие подробности о том, как потерпевший вел свой бизнес.

В частности, заявления в ОБЭП на него написал не только Саникевич, но и еще трое местных бизнесменов, в том числе по поводу возврата долга. Работал по этим заявлениям все тот же Козырь. Он же проводил проверку по факту того, что на предприятии Луда нелегально работали иностранцы. И проходили последние проверки как раз в 2015 году, когда Владимир Луд, с его слов, «по интернету вышел на ГУБОП».

Все четверо фигурантов уголовного дела вину не признают. Бывший начальник ОБЭП Евгений Козырь заявил, что «материалы дела были сфальсифицированы в ГУБОП и Следственном комитете». Он, кстати, единственный из обвиняемых находится на свободе. Задержали его двумя месяцами позже, продержали в СИЗО полгода и выпустили.

Показания подсудимые начнут давать после того, как выступят все потерпевшие.

По тем подробностям, которые прозвучали в суде, дело напоминает «лихие 90-е», причем не только методами борьбы с конкурентами, но и методами ведения бизнеса. Непонятно только, куда смотрели местные органы власти, не замечая фирму с нелегальными работниками на зарплате в 3 тысячи долларов. И как такая фирма получала заказы, в том числе, от государственных организаций. Ведь на суде директор Владимир Луд не смог даже вспомнить, сколько денег было на счету его компании, когда к нему пришли вымогатели.

 

 


  • Статья познавательная, но какого рода может быть отношение, когда смотришь со стороны... Я не чувствую себя вправе тут судить и разбираться... Все обгадили всех, а я просто погулять вышел... на своё счастье... Обещаю переходить дорогу только по пешеходному переходу... :)
  • За что их вообще посадили... ну побаловались битами, ну пробили руку ножом, ну подумаешь на кладбище вывезли, ну вымогали деньги, никого же не убили?
  • За что их вообще посадили... ну побаловались битами, ну пробили руку ножом, ну подумаешь на кладбище вывезли, ну вымогали деньги, никого же не убили?
  • За что их вообще посадили... ну побаловались битами, ну пробили руку ножом, ну подумаешь на кладбище вывезли, ну вымогали деньги, никого же не убили?
  • Эти Саникович, Зинович, Мазаник и Козырь, пережитки 90-Х, у них в голове крутые авто, лысые прически, разборки и халявные бюджетные бабки на строительство объектов. За что боролись на то и напоролись.
  • Эти Саникович, Зинович, Мазаник и Козырь, пережитки 90-Х, у них в голове крутые авто, лысые прически, разборки и халявные бюджетные бабки на строительство объектов. За что боролись на то и напоролись.
  • Эти Саникович, Зинович, Мазаник и Козырь, пережитки 90-Х, у них в голове крутые авто, лысые прически, разборки и халявные бюджетные бабки на строительство объектов. За что боролись на то и напоролись.
  • )))))) Нас не сломаешь! петь так петь! а что, плакать что-ли, по десятке навалят и все! Ужас... сидя в камере такое говорить
  • Сагласен с Danis, в этай статье абгадили все, видимо связи обвиняемых есть и в этом издании
  • Такое пачуццё, што як быццам гэты абэпавец, обаратэнь у пагонах, дау грошай за гэтую стаццю. А гэты сайт иснуе на амерыканские грошы?
  • Александр Акулич
    "...И как такая фирма получала заказы, в том числе, от государственных организаций..." Ха-ха-ха, и ещё раз "ха". Чижовка-арену когда строили (гос-заказ, государственнее не куда), половина работников - узбеки с таджиками, с которыми субподрядчики прямо на стройке "зелёнкой" рассчитывались. А тут какие-то школы несчастные. А по факту - этот Луд чего-то темнит.