Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Совершенно секретно
Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ
Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).
Сегодня Палата представителей рассматривает законопроект по вопросам защиты государственных секретов, не то в первом, не то во втором чтении — обе версии официальные.
В отличие от других проектов законов, рассматриваемых на этой сессии, законопроект № 1845-ДСП «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» настолько секретный, что о нем поступает противоречивая информация: то ли 13 июня парламентарии собираются рассматривать его в первом чтении (как сообщило накануне государственное новостное агентство БелТА), то ли он в первом чтении уже одобрен, и идет подготовка ко второму чтению (как было указано на сайте Палаты представителей).
Эта путаница, наверное, и появилась в результате тайного законотворчества. Чрезмерное ограничение доступа к информации неизбежно ведет к путанице, искажению фактов, слухам и т.д.
Если, например, при рассмотрении изменений в закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» было хоть некое публичное обсуждение и возможность услышать разные позиции и их обоснования, то вопрос защиты государственных секретов сам стал секретным.
Однако принципы, указывающие, что считать секретами, и как их надо защищать, несомненно, представляют общественный интерес. Хотя бы исходя из поставленных задач по развитию информационного общества и доступа к открытым данным.
Ревизия закона — самый подходящий момент, чтобы обсудить со всеми заинтересованными лицами и организациями (государственными, коммерческими, научными и общественными) имеющиеся проблемы и решения.
Доводилось слышать от парламентариев и от чиновников высокого ранга, дескать «еще рано вносить в такой-то закон изменения», а потом вдруг сразу «уже поздно» или «во втором чтении в законопроект нельзя вносить поправки принципиального характера».
Думаю, если есть желание услышать мнение своих избирателей, налогоплательщиков и сограждан по конкретному вопросу, то это вполне можно сделать.
В качестве примера можно вспомнить, как в 2014 году Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. На приглашение откликнулись и мы с коллегами, и еще двадцать экспертов и организаций. Правда, общественное обсуждение НСУР-2030 ограничилось сбором предложений без реальной дискуссии. Но с каждым таким шагом правительство и общество приближаются к конструктивному и взаимовыгодному диалогу.
Чтобы такой диалог стал хорошей практикой, следует законодательно установить эффективные механизмы участия общественности в разработке и реализации государственных планов, программ и нормативных актов, а также критерии представительства и прозрачные процедуры формирования общественных советов и расширение их контрольных полномочий. При этом основным показателем эффективности межсекторного взаимодействия будет использование государством полученных рекомендаций.
А в качестве рекомендаций по госсекретам предлагаем:
- Принципиально повысить открытость государственных органов: исключить из закона «Об информации, информатизации и защите информации» положение, дающее чрезмерные полномочия руководителям государственных органов по ограничению распространения сведений на свое усмотрение.
- Перечень сведений ограниченного распространения, утвержденный постановлением Совета министров «О служебной информации ограниченного распространения», установить как исчерпывающий с перспективой его сокращения.
- Ввести законодательное требование обязательной периодической публичной отчетности государственных органов и организаций.
- С участием всех заинтересованных сторон разработать проект закона «О доступе к публичной информации».
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?