Дмитрий Маркушевский. КАК ОБУСТРОИТЬ БЕЛАРУСЬ. Совершенно секретно

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Дмитрий МАРКУШЕВСКИЙ

Академический директор Центра исследования общественного управления СИМПА (бренд «Школа молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA»). Окончил БГУИР (факультет информационных технологий и управления), аспирантуру Института философии НАН Беларуси, программу Регионального бюро ПРООН и NISPAcee для советников по стратегическим вопросам; повышал квалификацию в Университете Лунда (Швеция) и Высшей школе экономики (Москва, РФ). Консультант и руководитель проектов в области прав человека и демократического управления в системе ООН (2003-2012).

Сегодня Палата представителей рассматривает законопроект по вопросам защиты государственных секретов, не то в первом, не то во втором чтении — обе версии официальные.

В отличие от других проектов законов, рассматриваемых на этой сессии, законопроект № 1845-ДСП «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты государственных секретов» настолько секретный, что о нем поступает противоречивая информация: то ли 13 июня парламентарии собираются рассматривать его в первом чтении (как сообщило накануне государственное новостное агентство БелТА), то ли он в первом чтении уже одобрен, и идет подготовка ко второму чтению (как было указано на сайте Палаты представителей).

Эта путаница, наверное, и появилась в результате тайного законотворчества. Чрезмерное ограничение доступа к информации неизбежно ведет к путанице, искажению фактов, слухам и т.д.

Если, например, при рассмотрении изменений в закон «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» было хоть некое публичное обсуждение и возможность услышать разные позиции и их обоснования, то вопрос защиты государственных секретов сам стал секретным.

Однако принципы, указывающие, что считать секретами, и как их надо защищать, несомненно, представляют общественный интерес. Хотя бы исходя из поставленных задач по развитию информационного общества и доступа к открытым данным.

Ревизия закона — самый подходящий момент, чтобы обсудить со всеми заинтересованными лицами и организациями (государственными, коммерческими, научными и общественными) имеющиеся проблемы и решения.

Доводилось слышать от парламентариев и от чиновников высокого ранга, дескать «еще рано вносить в такой-то закон изменения», а потом вдруг сразу «уже поздно» или «во втором чтении в законопроект нельзя вносить поправки принципиального характера».

Думаю, если есть желание услышать мнение своих избирателей, налогоплательщиков и сограждан по конкретному вопросу, то это вполне можно сделать.

В качестве примера можно вспомнить, как в 2014 году Министерство экономики вынесло на общественное обсуждение проект Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года. На приглашение откликнулись и мы с коллегами, и еще двадцать экспертов и организаций. Правда, общественное обсуждение НСУР-2030 ограничилось сбором предложений без реальной дискуссии. Но с каждым таким шагом правительство и общество приближаются к конструктивному и взаимовыгодному диалогу.

Чтобы такой диалог стал хорошей практикой, следует законодательно установить эффективные механизмы участия общественности в разработке и реализации государственных планов, программ и нормативных актов, а также критерии представительства и прозрачные процедуры формирования общественных советов и расширение их контрольных полномочий. При этом основным показателем эффективности межсекторного взаимодействия будет использование государством полученных рекомендаций.

А в качестве рекомендаций по госсекретам предлагаем:

  1. Принципиально повысить открытость государственных органов: исключить из закона «Об информации, информатизации и защите информации» положение, дающее чрезмерные полномочия руководителям государственных органов по ограничению распространения сведений на свое усмотрение.
  2. Перечень сведений ограниченного распространения, утвержденный постановлением Совета министров «О служебной информации ограниченного распространения», установить как исчерпывающий с перспективой его сокращения.
  3. Ввести законодательное требование обязательной периодической публичной отчетности государственных органов и организаций.
  4. С участием всех заинтересованных сторон разработать проект закона «О доступе к публичной информации».

 

Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».