Каллаур и его команда: итоги работы Нацбанка за 1000 дней

Получив тяжелое наследство, регулятор сумел повести страну в сторону нормальности…

На финансовом рынке Беларуси непривычно спокойно. Процентные ставки по кредитам опустились до исторического минимума, динамика обменного курса рубля перестала быть поводом для покупки валидола, а инфляция в этом году ожидается рекордно низкой за всю суверенную историю страны. Все это, считают эксперты, — результаты политики Нацбанка, которую вот уже 1000 дней проводит Каллаур и его команда.

22 сентября — круглая дата со дня назначения Павла Каллаура председателем правления Национального банка. Руководители коммерческих банков и другие известные в стране люди по просьбе БелаПАН подвели итоги деятельности регулятора за 1000 дней.

 

Николай Лузгин, председатель правления «Банка БелВЭБ»:

— Глава Нацбанка Павел Каллаур, которого помню еще с 1980-х, всегда отличался принципиальной позицией, умел отстаивать свою точку зрения, и его личные качества проявились в профессиональной деятельности на его нынешней должности.

Как мы все помним, 1000 дней назад, когда было назначено новое руководство Нацбанка, ситуация в экономике оставалась напряженной — на валютном рынке наблюдалась множественность курсов национальной валюты, а предприятия испытывали сложности со сбытом продукции.

Благодаря в том числе непопулярным мерам (снижению курса нацвалюты, жесткой денежно-кредитной политике) накал страстей на денежном рынке удалось сбить, затем ситуацию успокоить, а после удержать финансовую стабильность в стране. В этот период, собственно, и проявились личные качества председателя правления Нацбанка, который, несмотря на критику проводимого курса, смог вместе со своей командой сохранить приверженность жесткой денежно-кредитной политике.

Причем жесткая она не только по отношению к реальному сектору, которому ограничили доступ к льготным ресурсам, но и по отношению к банкам. С 2015 года, как известно, количество банков сократилось примерно на четверть — не все смогли выполнить пруденциальные требования Нацбанка. Да и действующие банки регулятор держит в ежовых рукавицах, устанавливая высокие требования, в частности, к величине обязательных резервов.

Однако такие жесткие подходы в целом оправданы — они позволяют сохранить финансовую стабильность в стране.

Сейчас, когда этот вопрос благополучно решен, в нашем государстве ставится задача по выходу на устойчивые темпы экономического роста. И здесь вновь мы видим принципиальную позицию Нацбанка, которая выражается в том, что рост может быть достигнут только за счет повышения производительности труда.

Искусственный экономический рост, который, как у нас бывало, происходил за счет эмиссионных источников, создавал очевидные риски для денежного рынка. К счастью, теперь это история, и мы видим, что финансовая стабильность пришла в страну надолго. Убежден, Нацбанк в его нынешнем составе сделает все возможное, чтобы ее сохранить.

 

Павел Лащенко, генеральный директор компании «Эрнст энд Янг» (EY):

— На мой взгляд, Павел Каллаур — лучший председатель правления Нацбанка за последние 20 лет. Результаты, которых добился Нацбанк за 1000 дней, говорят о том, что удалось сделать многое. В частности, мы наконец-то видим, что обеспечена курсовая стабильность, которую все так ждали, инфляция снизилась до однозначных величин.

Еще один важный итог деятельности Нацбанка, который значим для обеспечения финансовой стабильности в стране, это… сокращение за последние годы количества коммерческих банков. С моей точки зрения, это положительный результат. Благодаря надзору и мерам превентивного реагирования регулятор оставляет на денежном рынке только надежные финансовые институты.

Оценка качества банковских активов, которая впервые по инициативе Нацбанка проведена в 2016-2017 гг., была шагом в этом же направлении и позволила получить независимый взгляд на состояние финансового сектора.

С учетом рекомендаций МВФ, наверное, целесообразна также и независимая диагностика компаний реального сектора экономики. Полученные результаты позволят регуляторам, в том числе и Нацбанку, идентифицировать возможные риски и своевременно ими управлять. Команда Павла Каллаура с этим успешно справляется.

 

Игорь Лихогруд, председатель правления «Банка Москва-Минск»:

— Благодаря действиям регулятора мы стали двигаться, как это сейчас модно говорить, к нормальности. После деноминации мы уже второй год живем в условиях нормальных цен и зарплат, которые теперь лишены многочисленных и ненужных нулей.

При этом мы пришли не только к нормальным ценам, но и к устойчивой ситуации на валютном рынке. Когда проводилась деноминация, звучали опасения, что копейки вошли в оборот ненадолго и национальная валюта будет продолжать обесцениваться. Сейчас мы видим, что пессимистичные прогнозы не сбылись, и это второй признак нормальности.

К счастью, мы избавились не только от большого количества нулей, но и получили стабильную макроэкономическую среду. Обменный курс белорусского рубля, конечно, колеблется в зависимости от ситуации на мировом финансовом рынке, но при этом остается на определенном уровне. Инфляция опустилась до однозначных величин и не видно предпосылок для ее роста.

За последние 1000 дней изменилась ситуация на рынке кредитования, а также пассивная база коммерческих банков. Что касается вкладов, то сегодня значительная доля портфеля сбережений населения сформирована из безотзывных депозитов со сроком размещения более года. Три года назад все было совершенно иначе — население хранило сбережения на срок до трех месяцев.

Существенно снизились ставки по кредитам. Ставки по рублевым кредитам в районе 20%, которые были у нас еще недавно, — тяжелые для предприятий, а три года назад они превышали 40% годовых и были практически неподъемными. Сегодня средние ставки по рублевым кредитам составляют 11-12%, а для лучших клиентов банков стоимость кредитных ресурсов может быть еще ниже.

Все это свидетельствует о том, что мы движемся к нормальности. Поэтому хотелось бы, конечно, чтобы этот тренд продолжался, и хорошее взаимодействие Нацбанка с правительством, которое является основой всех перечисленных успехов, сохранялось.

 

Сергей Дубков, председатель правления «БСБ Банка»:

— В течение 1000 дней работы Национального банка существенно сократилась амплитуда колебаний основных макроэкономических параметров — инфляции, курса национальной валюты, процентных ставок. Очевидно, это достижение той последовательной денежно-кредитной политики, которая проводилась в последнее время.

Результаты, к которым пришли, являются необходимой базой для экономического развития любого государства. Сейчас стоит задача делать следующие шаги, которые позволят обеспечить устойчивый рост ВВП и доходов населения, и в этом направлении предстоит многое сделать.

В части деятельности, касающейся Национального банка, стоит сказать о важности цифровой трансформации банковской системы.

В 2016 году в стране начала функционировать Межбанковская система идентификации клиентов. Коммерческие банки, как известно, в последние годы сокращают свою территориальную сеть — объем доходов, который генерируют подразделения банков в регионах, часто не оправдывает расходов на их содержание.

Соответственно, если эту проблему не решать, то можем прийти к неравному доступу жителей страны и бизнеса к финансовым услугам. Поэтому создание Межбанковской системы идентификации, которая позволяет населению и бизнесу получить дистанционный доступ к финансовым услугам разных банков, — шаг в правильном направлении.

Сейчас нужно делать следующие шаги. За счет внедрения цифровых технологий необходимо повышать конкурентоспособность финансовых институтов, чтобы клиенты продолжали обслуживаться внутри страны. Это крайне важно для сохранения национальной банковской системы.

Объем капитала, бизнеса, ресурсов в России и Казахстане больше, чем у нас. Мы, как банк, видим, что субъекты хозяйствования начинают активно обращать внимание на услуги, которые предоставляют банки-нерезиденты. Это, в частности, касается услуг по сопровождению экспортно-импортных операций.

Поэтому крайне важно создавать условия для повышения конкурентоспособности национальной банковской системы, чтобы клиенты внутри страны могли получить весь спектр желаемых финансовых услуг, и роль Национального банка в этом процессе глобальна.

 

Александр Кучинский, председатель Ассоциации белорусских банков:

— В банковской системе за последние 1000 дней произошел ряд важных событий, имевших широкий общественный резонанс. Это и принятие декрета, который изменил условия размещения вкладов населения, и деноминация, которая много обсуждалась и долго готовилась.

Такие серьезные изменения на денежном рынке достаточно сложно осуществить. Тем не менее, несмотря на определенные эмоциональные ожидания в обществе, деноминация прошла спокойно и безболезненно, к новым видам вкладов население также достаточно быстро адаптировалось, и сейчас значительная доля пассивов банков состоит из безотзывных депозитов населения.

Шаги по замедлению темпов инфляции, принимаемые Нацбанком совместно с правительством, заложили основу для снижения процентных ставок по рублевым кредитам, поэтому можно ожидать, что постепенно будет происходить дедолларизация активов банков. На рынке депозитов мы видим, что этот процесс уже начался, и в августе отмечалась тенденция роста рублевых депозитов на фоне сокращения валютных.

Эти результаты говорят о том, что Национальному банку удается успешно решать многие сложные вопросы. Благодаря этому, по нашему мнению, вес регулятора в системе государственных органов повышается, и к его мнению еще более прислушиваются.

 

Александр Пивоварский, глава представительства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в Беларуси:

— У нас всегда было положительное отношение к Нацбанку. Однако, как нам кажется, до 2014 года, пока в стране проводилась стимулирующая политика, профессионалы из Нацбанка не могли реализовать все свои идеи и предложения.

Со временем, видимо, на официальном уровне появилось осознание того, что ресурсы для стимулирования внутреннего спроса ограничены. Режим монетарного таргетирования, которого с 2015 года Нацбанк придерживается, позволил снизить инфляцию до однозначных величин — и чем дальше этот курс проводится, тем выше к нему доверие в обществе.

Еще один результат политики Нацбанка и правительства — шаги в сторону повышения эффективности госкомпаний. Решение о предпродажной подготовке государственных банков, очевидно, принято именно с этой целью. На наш взгляд, у белорусских госбанков существуют реальные шансы привлечь в качестве акционеров европейские банки.

Более того, мы считаем, что практику предпродажной подготовки госкомпаний, которую поддержал Нацбанк в финансовом секторе, нужно экстраполировать и на реальный сектор экономики. Мы видим в Беларуси госкомпании, которые хотят меняться и становиться более эффективными, и им нужно дать такую возможность.

 

Кирилл Рудый, помощник президента Беларуси по экономическим вопросам в 2013-2016 гг., профессор, доктор экономических наук:

— Внимание СМИ к 1000-дневной работе Каллаура и его команды неслучайно. Укоренившиеся девальвационные и инфляционные ожидания подталкивают вести отсчет неожиданно спокойного периода. Замедление инфляции, отсутствие резких девальваций позволяют хоть немного отвлечься от денежной сферы, которая долгое время была источником экономических новостей.

Политика дедолларизации, усиление банковского надзора, попытки развития финансового рынка и создания мегарегулятора — все это можно отнести в актив Национальному банку.

Что можно подвергнуть критике?

Проведение деноминации при двузначной инфляции, сокращение валютных депозитов населения, рост проблемных активов банков, перевод банковских долгов в государственный долг. Но относится ли это лишь к нынешнему руководству Нацбанка или это последствия предыдущих решений или действий других госорганов? И вообще, должен ли Нацбанк быть локомотивом экономических преобразований в стране и в одиночку добиваться финансовой стабильности?

Ведь, например, реформа ЖКХ (постепенная или решительная), неизбежная ликвидация перекрестного субсидирования, сокращение финансирования госпрограмм, передача непрофильных активов предприятий государству и прочее в любом случае приведут к соответствующей потребительской инфляции. В связи с этим проведение экономических реформ логично начинать с реального, а не с финансового сектора.

Именно это будет способствовать притоку ликвидных валютных ресурсов для формирования безопасного уровня резервов, необходимого для обеспечения долгосрочной валютно-финансовой стабильности.

Пока же этот 1000-дневный период можно охарактеризовать периодом везения и избегания старых ошибок. Это уже много, но и одновременно мало для восстановления устойчивого экономического роста и повышения благосостояния населения.


  • Vasa Konkin
    Пока займов набрались все хорошо,кончаться деньги все будет решать гланый банкир страны Президент на свое усмотрение,не учитывая ни какие советы умных финансистов!!!
  • Геннадий Сам
    Что вновь включат печатный станок по приказу Лукашенко, практически не сомневаюсь. Копейки таки исчезнут.
  • Александр Черский
    Каллаур -настоящий грамотный спец, и мужик дела, а профессор Рудый называет его работу везением. С Кирилловыми советами главный экономист только в долг берёт и то, мало кто уже даёт...