Как в Беларуси пропадают дети и как их находят
Naviny.by вспоминают самые громкие истории, связанные с исчезновением детей в нашей стране за последние годы.
Страшная смерть второклассницы
В ноябре 2007 года в Логойском районе пропала второклассница Ира. Девочка вышла из школы, но домой не вернулась.
Следователи работали над несколькими версиями. Первая — ДТП. Вторая версия — девочка сбежала из дома. Выяснилось, что накануне исчезновения девочка поругалась с матерью. Женщина рассказала правоохранителям, что причиной конфликта стали мокрые сапоги ребенка, за что она отругала дочь и оставила одну дома. Однако свидетели рассказали, что мать сожгла все фотографии дочери, вывела ребенка за деревню и оставила там в одиночестве.
Местная доярка по пути на работу услышала в лесу детский плач, пошла на него и обнаружила там Иру, которая объяснила, что ее таким образом наказали. За год до исчезновения девочку изымали из семьи, но мать исправилась, и дочь вернулась домой. После того, как Ирина пропала, в отношении ее матери возбудили уголовное дело по факту истязания над ребенком.
Также следствие активно работало с жителями Логойского района, которые уже были в поле зрения милиции — ранее судимыми, и теми, кто находился у психиатра на учете.
К поиску ребенка были привлечены не только сотрудники правоохранительных органов, но также военнослужащие внутренних войск, курсанты Академии МВД, водолазы, лесники, охотники и местные жители.
Через полтора месяца школьницу нашли мертвой возле заброшенного вагончика в нескольких километрах от родной деревни. Девочка лежала на спине без одежды, руки и ноги были опаленные, все тело в синяках, лицо обезображено дикими животными.
На одной из дач нашли шапку и сапоги Ирины. 28-летний житель Минска, которого подозревали в совершении страшного преступления, сначала все отрицал, а потом признался, что убил ребенка.
По словам директора школы, погибшая девочка больше доверяла мужчинам. Сожители мамы хорошо к ней относились, всех их она называла папами и верила даже больше, чем маме.
Нападавший встретил девочку у школы и попросил проводить в сельсовет. Потом они повернули за остановку, в лес, за дом. Ночью преступник повел Иру к себе на дачу, они посмотрели «Спокойной ночи, малыши», потом заснули, а в четыре утра он ее разбудил и повел гулять. Утверждал, что даже за руку ребенка не вел, она сама шла за ним спокойно. Они сели в беседку рядом с вагончиком, потом мужчина изнасиловал девочку и убил ее.
Нападавшего признали невменяемым, поэтому из суда он отправился на лечение в психиатрическую больницу.
Незнакомка увезла пятилетнюю девочку за границу
В апреле 1996 года, в день своего рождения, в Минске пропала пятилетняя Вика. Намечался праздник, и девочка, пока гости не пришли, вышла погулять на улицу, но домой не вернулась. Обеспокоенные родственники позвонили в милицию.
В первые дни правоохранители проверяли подъезды, чердаки, подвалы, водоемы и теплотрассы по всему городу. Задавали вопросы ранее судимым за насилие над детьми. Ребенка объявили в розыск, но никаких данных о том, где находится Вика, не было.
Версий было несколько. Кто-то предположил, что к исчезновению девочки может иметь отношение цыганка, которую видели в тот день в районе, где жила Виктория. Рассматривалась и версия убийства, но никаких зацепок не было.
По этому делу работал известный правозащитник Олег Волчек, который в то время был следователем прокуратуры. Версия с похищением казалась ему наиболее вероятной. Жители района указывали, что девочку могли забрать на машине кавказцы, которых видели около универсама. Но эта информация не подтвердилась.
Надежда появилась через полгода, когда с Волчеком связались гомельские милиционеры. Они рассказали, что к ним пришло письмо от священника русской церкви в Бельгии. Мужчина писал, что в его семью попала девочка из службы спасения детей. Так как ребенок говорил только на русском, ее определили в семью к православному священнику.
Первые два месяца она была очень напугана и почти не шла на контакт, а потом рассказала, что живет в большом белорусском городе и сказала, как зовут ее маму. В Бельгию, по словам девочки, она приехала на грузовой машине с тетей Светой, с которой они потом потерялись.
Информация, которую получили следователи, совпадала с данными пропавшей пятилетней Вики. Но сомнения все-таки были, поэтому правоохранители через Интерпол отправили семейное фото ребенка. К счастью, девочка узнала и себя, и свою маму.
Через месяц в сопровождении бельгийских полицейских она прилетела в Минск. Тетю Свету, которая увезла девочку, тоже доставили в Беларусь.
Выяснилось, что она с 14 лет путешествует автостопом по разным городам. В апреле девушка оказалась в Минске, вместе с попутчиками с Кавказа. По ее словам, они и заставили похитить Вику, с которой она позже пересекла польскую, немецкую и бельгийскую границу. И это при том, что ни паспорта, ни визы у ребенка не было, как и доверенности на право вывезти ее в другую страну. Девочка вернулась в семью, а тетя Света предстала перед законом.
Страх перед наказанием толкает детей на побег
Этим летом на странице поисково-спасательного отряда «Ангел» появилась информация о том, что в Дзержинском районе пропал 10-летний минчанин Никита. Он был с бабушкой на даче, в обед сел на велосипед и уехал, куда — никому не сказал.
Родители сразу же сообщили в милицию. К поискам подключились военные, которые прочесывали лес.
На следующий день мальчик нашелся в Минске, в соседнем подъезде дома. Рассказал, что ночевал там, ничего не пил и не ел, так как не было денег.
Выяснилось, что накануне Никита катался на велосипеде с соседским пареньком и случайно повредил его телефон. Бабушка приятеля пригрозила, что позвонит родителям Никиты и будет с ним разбираться. Школьник испугался, сел на велосипед и помчался в Минск. Мальчик проехал фактически 60 км, дорогу спрашивал у прохожих. Но дома родителей не застал, так как они поехали на дачу, где искали его, поэтому и пришлось ночевать в подъезде.
Страх быть наказанными стал причиной побега троих детей из витебской семьи. Это случилось весной этого года. Два брата 16 и 18 лет, а также их 15-летняя сестра ушли из дома, оставив записку. 7 марта ребята ушли в школу и пропали. Родители в это время по делам находились в России. Об исчезновении детей им сообщила бабушка. По ее словам, ребята взяли с собой вещи, деньги, паспорт, но оставили мобильные телефоны с белорусскими сим-картами.
Причиной ухода стало то, что дети испугались наказания за плохое поведение. Пока родителей не было дома, они сходили на вечеринку, где попробовали спиртное и сигареты. Отец, узнав об этом, сказал, что когда вернется, их ожидает серьезный разговор.
Пропавших ребят нашли через неделю. Выяснилось, что они автостопом добрались из Витебска в Лиозно, дальше направились в Россию. Школьники успели проехать почти девять тысяч километров, их сняли с поезда в Хабаровске. По словам родителей, родственников в тех краях у них нет, поэтому даже непонятно, почему дети отправились так далеко.
Отец, узнав, что детей разыскали, сразу же отправился за ними.
Для некоторых детей побег превращается в приключение
14-летняя Диана из Дрогичинского района минимум шесть раз попадала в сводки пропавших детей. Последний раз ее искали два месяца и нашли на трассе возле Барановичей.
По словам матери, она не может справиться с дочерью: девочка отказывается ее слушать.
Ранее Диана убегала за 500 км от родной деревни — ее находили в Орше. А до этого сбегала к молодому человеку в Минск, тогда ее нашли в автобусе. В ориентировках отмечалось, что Диана может представляется под именами «Анна», «Вика», «Юля», «Роза».
Исчезновения на день-два правоохранители фиксировали регулярно. Последний побег, который продолжался два месяца, стал самым продолжительным. Незадолго до исчезновения она заявила матери, что собирается выйти замуж.
Романтические отношения стали причиной ухода из дома и 13-летней жительницы Гродно. Родители запретили ей общаться с парнем, так как считали, что он из неблагополучной семьи, но девочка предпочла уйти к нему. На выходных она принимала участие в городском фестивале, после чего не пришла домой. На поиски подростка ушло три дня. История закончилась благополучно — девочка вернулась к родителям.
Ребенок стал заложником секты
В этом году в Могилеве был найден пятилетний мальчик, которого больше года разыскивали правоохранительные органы России.
Яша исчез вместе со своей 26-летней матерью. Родители пытались с ней связаться, но она отключила телефон. По словам родных, пару лет назад их дочь попала в «тоталитарную религиозную группу».
В начале июня в Болгарии был задержан лидер данной религиозной группы, которая представляет собой смешение ведической культуры, индуизма, эзотерики, кришнаизма и секса. Лидер группы подозревался в убийстве Яши. О том, что мальчик жив и в скором времени будет перевезен в Россию, болгарскому СМИ сообщила одна из последователей секты.
Лидер религиозной группы привлекал, как правило, матерей-одиночек, пропагандировал среди них так называемую вселенскую любовь. Главным условием было безоговорочно подчиняться его приказам, после чего должна наступить гармония. По данным российских правоохранителей, десятки женщин попали на уловку: они не только выполняли роль наложниц лидера, но и по его настоянию работали в службах эскорта и даже актрисами в зарубежных порно-студиях.
Пятилетнего Яшу нашли в Могилевском районе в сопровождении гражданина России. О том, что мальчик может быть в Беларуси, сообщили российские полицейские. Благодаря взаимодействию правоохранительных органов удалось найти ребенка. Он находился в машине, которую остановили на трассе Минск — Могилев. В последующем мальчика передали его бабушке, которая усыновила внука.
Обсудим?