Конституционный суд не нашел нарушений закона в декрете «о тунеядстве»

Конституционный суд (КС) Беларуси не выявил нарушений закона в декрете № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» от 2 апреля 2015 года. Это следует из ответа КС на электронные обращения граждан с просьбой проверить конституционность декрета.

Ответ размещен на сайте Конституционного суда. «Оценивая конституционность законов, предусматривавших внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь (в части отнесения сбора на финансирование государственных расходов, введенного Декретом, к республиканским налогам, сборам (пошлинам)) и в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (в части закрепления административной ответственности за неуплату или неполную уплату указанного сбора), Конституционный Суд пришел к выводу, что такое правовое регулирование основывается на положениях статей 56 и 133 Конституции и направлено на исполнение обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи. Уплата налогов, пошлин и иных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов (статья 56 Конституции)», — говорится в сообщении.

Кроме того, КС не выявил пробелов, коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение и являющихся основанием для возбуждения производства по делу об их исключении.

При этом отмечается, что согласно законодательству предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов в КС вправе вносить президент, Палата представителей и Совет Республики Национального собрания, а также Верховный суд и Совет министров. Для граждан «установлен косвенный доступ к конституционному правосудию». «Рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов по собственной инициативе и на основании обращений граждан Конституционный суд не уполномочен», — сообщает КС.

«Граждане, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушаются примененным в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции нормативным правовым актом, вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности этого нормативного правового акта к вышеуказанным уполномоченным органам, наделенным правом внесения в Конституционный суд таких предложений», — сказано в ответе суда.

Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» обязывает граждан Беларуси, постоянно проживающих на территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства, не участвовавших в финансировании государственных расходов или участвовавших в таком финансировании менее 183 календарных дней в истекшем году, уплачивать сбор в 20 базовых величин. Неплательщикам грозит штраф или административный арест до 15 суток с привлечением к общественным работам.

Документ вызвал резкую критику со стороны граждан и экономических аналитиков. С февраля этого года в разных городах Беларуси проводятся массовые акции протеста с требованием отмены декрета.

На совещании 9 марта Александр Лукашенко распорядился приостановить взыскание налога до корректировки декрета, но подчеркнул, что отменяться он не будет. По словам Лукашенко, декрет является не экономическим и финансовым, а «идеологическим и моральным». «Никаких там больших денег государство не получит. Целью этого декрета является одно — заставить работать тех, кто должен и кто может», — заявил глава государства. При этом он признал «отвратительное и безответственное исполнение декрета со стороны ответственных чиновников».

Оппозиционные лидеры, в свою очередь, заявили о намерении продолжать акции протеста до полной отмены декрета №3.


  • Интересно, а были у кого-нибудь сомнения в принятии Конституционным судом именно такого решения?