Выдачу дипломов белорусского вуза мошенники поставили на конвейер

На первый взгляд, подлинность дипломов не вызывала сомнений: присутствовали все степени защиты. И самое главное: заполнял бланки человек, обладающий специальными знаниями — совпадали...

левые дипломыБеларусь имела устойчивую репутацию страны, в которой не выявлялись поддельные дипломы о высшем образовании отечественного производства. Однако в этом году ситуация изменилась: сотрудники управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в стратегических направлениях экономики УВД Миноблисполкома разоблачили группу посредников, предлагающих услуги по приобретению дипломов о высшем образовании.

Прежде чем рассказывать о ставших известных «Белорусским новостям» подробностях «дипломного дела», совершим небольшой экскурс в историю.

В 2006 году в Палату представителей Национального собрания Беларуси поступил проект закона, устанавливающий дополнительные требования к проверке подлинности документов об образовании. Как уверяли специалисты, закон был внесен в Палату представителей в связи с участившимися случаями предоставления по месту трудоустройства или учебы фальшивых документов. Однако у этого законопроекта было много противников и весомый аргумент: в 2005 году в нашей стране был выявлен только один подложный документ об образовании и то им оказался сертификат о тестировании. «Липовые» дипломы о высшем образовании встречались, но они были российского производства и, соответственно, в них красовались названия вузов соседней страны. Тем не менее, в апреле 2007 года соответствующие поправки в закон были приняты, и сегодня любой наниматель имеет право проверить диплом о высшем образовании на подлинность.

А теперь вернемся к «дипломному» скандалу. Началось все с того, что до оперативников дошли слухи о возможности получения диплома о высшем образовании без прохождения обучения. И «корочка» предлагалась ни какого-нибудь малоизвестного учебного заведения, а Белорусского государственного экономического университета. Вскоре нашелся человек, знакомый с нужными людьми, была получена санкция на проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий, позволивших задокуметировать действия злоумышленников.

«Покупатель» предстал пред очами добродетеля, затребовавшего 4 500 долларов за диплом. Купюры — в конвертик, туда же — данные покупателя диплома. Однако сделка сходу не состоялась! Посредник потребовал две фотографии и копию аттестата о среднем образовании покупателя. На его резонный вопрос: «А фото зачем? Для диплома не требуются фотографии», посредник, не моргнув глазом, ответил: «Мы на вас заведем учебное дело, зачетку оформим». В общем, пришлось «покупателю» мчаться домой за аттестатом и в фотоателье. Когда все условия посредника были выполнены, он взял пакет документов и конверт с деньгами.

Через несколько дней, когда были собраны и оформлены необходимые материалы, в отношении посредников возбудили уголовные дела.

Каким образом сотрудники УБКиЭПСН столичной области нашли нескольких обладателей «липовых» дипломов — их профессиональная тайна. На первый взгляд, подлинность дипломов не вызывала сомнений: присутствовали все степени защиты. И самое главное: заполнял бланки человек, обладающий специальными знаниями — совпадали все коды, шифры. А вот на запрос, посланный в БГЭУ с перечнем фамилий обладателей дипломов, пришел отрицательный ответ: эти люди в вузе не обучались.

Пока оперативным путем установлено, что правильные по форме дипломы содержат ложные сведения. Что касается бланков дипломов, подписей и так далее, то в настоящее время проводится ряд комплексных экспертиз. Кроме сотрудников экспертно-криминалистического центра УВД Минской области привлечены к работе и гражданские специалисты.

Как уже установлено, средняя цена дипломов составляла от 1500 до 2500 долларов. Если же в цепочку включалось больше посредников, то цена увеличивались. К слову, все посредники были между собой знакомы, но чтобы не стать лишним звеном в криминальной цепочке, они друг для друга создавали иллюзию присутствия некого важного звена на пути от одного посредника к другому.

Вообще, в этом деле много иллюзий: ну кто, находящийся в здравом уме, поверит, что в 2009 году можно завести учебное дело, датированное 2004 годом? Заранее «держать место», внеся чьи-то реквизиты, тоже невозможно: за пять лет обучения «мертвую душу» только ленивый не заметит. А как организовать сдачу экзаменов и зачисление «призрака»? В общем, вся эта афера была рассчитана на людей, не представляющих своей жизни без заветной «корочки». Здесь можно порассуждать о том, что у нас высшее образование возвели в культ родители старшеклассников и амбициозные директора фирм: мол, у меня и посудомойка вуз окончила. Однако же нас больше интересуют результаты расследования конкретного уголовного дела.

«Очень много рабочих версий, причем главная версия иногда меняется буквально в течение дня, — рассказал начальник управления по борьбе с коррупцией и экономическими преступлениями в стратегических направлениях экономики УВД Миноблисполкома майор милиции Александр Радаев. — Дипломы выдавались всего лишь по одной специальности, казалось бы, ясно, где надо искать. Однако когда разматывается клубок, то ниточки ведут и в другие стороны — там тоже ищем. По уголовному делу проходят преподаватели разных учебных заведений, но ни одного действующего преподавателя БГЭУ, есть только ранее работавший в этом вузе. К счастью, руководство от нас требует высокого качества работы, а не скоропалительного раскрытия преступления, поэтому будем искать столько, сколько нужно.

К сожалению, в сфере образования совершение разного рода преступлений давно уже не редкость. Работая по «дипломному делу» мы раскрыли ряд других преступлений. К примеру, когда учащиеся колледжа переводятся в вуз, им необходимо досдать несколько экзаменов. Нечистоплотные преподаватели поставили на поток выдачу таких справок, разумеется, не безвозмездно. Меня в этом деле больше волнует отнюдь не главная фигура, которую мы пока не вычислили, а тот факт, что по уголовному делу проходят преподаватели. По-хорошему, это люди, которые должны быть примером для студентов. Теперь же, когда арестовано два человека, а к троим применена мера пресечения в виде подписки о невыезде, о каком положительном примере можно говорить? И еще эта история подорвала доверие к белорусским дипломам о высшем образовании внутри страны и за ее пределами».