На «молочной войне» с Россией Беларусь заработает 130 млрд. рублей
Таков неожиданный итог договоренностей с российской стороной по поставкам молочной продукции в текущем году...
Молочный конфликт с Россией принесет Беларуси прибыль в 130 млрд. рублей. Таков неожиданный итог договоренностей с российской стороной по поставкам молочной продукции в текущем году.
По заявлению министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Семена Шапиро, выручка от экспорта увеличится благодаря подписанному новому торговому балансу по поставкам молока и молочной продукции в Россию в этом году. В соответствие с договоренностями, Беларусь отказалась от экспорта сухого молока (в третьем квартале), но увеличила объемы поставок сыров (до 115 тысяч тонн) и цельно-молочной продукции: йогуртов, сметаны, кефира. Так как экспорт сухого молока был убыточен, пересмотр баланса оказался в пользу Беларуси. «Когда мы пересчитали стоимость старого и нового балансов, выяснилось, что по году баланс вырастает на 130 млрд. рублей», — заявил министр.
Но в молочных взаимоотношениях соседей еще не поставлены все точки над «i». И Беларусь, похоже, рассчитывает, что привлекательный российский рынок принесет еще больше финансовых дивидендов. Потребность российского рынка в молоке составляет 39-40 млн. тонн в год. Российские предприятия производят только 32-33 млн. тонн. Около 7 млн. тонн — дефицит, который надо восполнять. Но если летом россиянам собственного молока в принципе хватает, то зимой ощущается его недостаток, который Беларусь с удовольствием готова компенсировать.
К тому же в России идет неуправляемый процесс снижения поголовья скота. «Население коров режет», — отметил министр. В Беларуси также идет этот процесс, «однако его последствия не такие ощутимые».
Зато для Беларуси ощутимы другие последствия, вызванные поведением российской стороны. Поэтому, несмотря на выгодно подписанный торговый баланс, Беларусь по-прежнему зависима от претензий российских контролеров.
Глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко 2 июля едва не открыл второй фронт «молочной войны», заявив, что белорусская сторона пытается сорвать достигнутые договоренности по «молочному вопросу» и техрегламенту.
«Российская сторона, строго выполняя свои обязательства, допустила на российский рынок более 400 наименований по трем спискам с условием выполнения до конца июля всех требований российского законодательства. Вместе с тем, с момента достижения договоренностей (17 июня) для экспертизы со стороны Беларуси поступило смехотворно маленькое число образцов — порядка 30». Онищенко предупредил, что это может привести к отмене переходного периода и новой приостановке поставок молочной продукции из этой страны в РФ.
Беларусь с претензиями не согласилась. Как заявил С.Шапиро, к началу июля Беларусь направила в российские лаборатории 550 образцов молочной продукции: «По моей информации, 102 образца уже получили санитарно-гигиенической заключение, а на 78 видов продукции уже получены сертификаты соответствия».
Под угрозой срыва оказались и поставки в России белорусского сыра, после того, как Россельхознадзор обнаружил в продукции 11 наших предприятий антибиотики. Предприятиям было запрещено поставлять продукцию с Россию, а Шапиро пришлось снова ехать в Москву разбираться.
«Мы ведь договорились, что приостанавливаем экспорт сухого молока и увеличиваем поставки сыров. Но тут же российская сторона вводит запрет для наших основных поставщиков», — недоумевал Шапиро.
По его словам, переговоры с главой Россельхознадзора Сергеем Данквертом проходили очень сложно. Лишь после вмешательства министра сельского хозяйства России Елены Скрынник с белорусских предприятий сняли запрет на экспорт. В течение месяца белорусская сторона намерена урегулировать вопрос.
Впрочем, и Беларусь решила показать зубы и ужесточить контроль за содержанием антибиотиков в продукции. В ближайшее время российскую (и европейскую) молочную продукцию, поступающую в нашу страну, проверят на наличие остаточных антибиотиков с помощью специального новейшего оборудования. «Но я не намерен махать шашкой. Мы будем цивилизовано показывать нашим коллегам, что надо снижать количество антибиотиков», — отметил министр. По его словам, решение о запрете поставок молочной продукции на белорусский рынок будет приниматься лишь в случае, когда количество антибиотиков превышает допустимые нормы.
С.Шапиро отметил, что в Беларуси в соответствие с санитарными нормами допускается наличие антибиотиков от 5 до 20 микрограмм антибиотиков на 1 кг продукции: «Но наши нормы даже ниже европейских. В ЕС норма — 100 микрограмм антибиотиков на 1 кг».
В России наличие антибиотиков вообще запрещено. По словам С.Шапиро, российским производителям будет очень сложно выполнить это требование. Но теперь у Беларуси есть возможность самостоятельно в этом убедиться.
Меньше тем через месяц Беларусь должна начать поставки в Россию продукции в соответствие с новым регламентом. Не исключено, что части предприятий снова закроют экспорт. Правда, в этом будут виноваты сами директора предприятий. С.Шапиро признался, что «отдельные директора недобросовестно отнеслись к работе по переоформлению документов, делая это по старинке и не уважая своих собеседников в Москве. Есть ГОСТ, в соответствие с которым на упаковке надо писать «молоко коровье питьевое, жирностью 3,5%» Вместо этого заводы пишут «молоко коровье». Но «коровье» — это на ферме. В пакете — питьевое».
Чтобы избежать дальнейших претензий со стороны России, министр намерен принять меры к недобросовестным руководителям предприятий, а также выйти на правительство с предложением получить право принимать кадровые решения.
Обсудим?