Институт специмпортера постигла судьба налога на тунеядцев и выездной пошлины
Белорусские власти решили отказаться от введения института специмпортера...
Белорусские власти решили отказаться от введения института специмпортера. Ранее государство инициировало и другие абсурдные меры — налог на тунеядцев и выездную 100-долларовую пошлину. Но эти идеи также потерпели фиаско.
Институт специмпортера
О намерении ввести институт специмпортера стало известно на прошлой неделе. По проекту указа, который разработали в Министерстве промышленности, дюжина государственных предприятий таких как МАЗ, МТЗ, «Белшина», «Горизонт», «Атлант» и другие с 1 июля 2014 года до 1 января 2015-го получали исключительное право на ввоз в страну ряда товаров. Речь шла о радио-, теле-, видео- и бытовой технике, двигателях, грузовых автомобилях, шинах и других товарах.
Такую меру в правительстве объясняли необходимостью защиты интересов государства. Планы по введению института специмпортеров вызвали критику со стороны представителей деловых кругов и экспертного сообщества.
«Министерство промышленности после рассмотрения с заинтересованными республиканскими органами государственного управления вопроса по предоставлению исключительного права государству на осуществление импорта ряда промышленных товаров работу по подготовке нормативного документа считает нецелесообразной, введение специмпортеров в дальнейшем не планируется», — говорится в сообщении, размещенном на сайте Минпрома 21 июня.
Введение института специмпортера имело бы колоссальные негативные последствия для экономики, для наполнения бюджета, считает почетный председатель Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Георгий Бадей.
По его словам, оно могло привести к вывозу валюты из страны и отрицательно повлиять на потребительский рынок страны.
«Очевидно, разум восторжествовал, и лица, принимающие решения, осознали эти последствия», — такое мнение Георгий Бадей высказал в комментарии для БелаПАН.
Отказ от введения института специмпортера, по мнению экспертов, вызван еще и тем, что его появление породило бы возникновение разнообразных серых схем.
«У нас нет границы с Россией, и из соседней страны в случае введения института специмпортера к нам стали бы поступать огромные серые потоки», — отметил в комментарии для БелаПАН руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук.
Заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц называет четыре причины, по которым власти приняли решение отказаться от очередной атаки на импорт.
Во-первых, проект указа являлся личной инициативой Министерства промышленности и не был основательно подготовлен.
«На совещании представители Администрации президента уверяли, что они были не в курсе. Просто произошла утечка, а сам по себе документ не был подготовлен», — говорит экономист.
Во-вторых, удивляют критерии, по которым отбирали те или иные предприятия для включения в список специмпортеров.
«Мол, давайте включим тех, кому уже совсем плохо. Даже форма собственности тут оказалась не критичной. Тот же «Витязь» и МЗКТ в список не попали, а «Горизонт», МАЗ, МТЗ попали. То есть, очень поверхностный подход», — считает зампред БНПА.
В-третьих, немаловажную роль сыграло также участие Беларуси в Таможенном союзе и Евразийском экономическом союзе. «Даже Таможенный союз должен функционировать без изъятий, а институт специмпортера — это такие фирменные изъятия», — отмечает экономист.
В-четвертых, немаловажную роль в принятии решения сыграли независимые СМИ. «Многие высокопоставленные чиновники говорят о том, что эту информацию они увидели из СМИ. В данном случае эксперты были вторичны», — говорит Георгий Гриц.
Naviny.by вспомнили еще ряд инициатив белорусских властей, которые потерпели фиаско благодаря широкому резонансу в независимой прессе.
Выездная пошлина
Посещая в прошлом году столичное ОАО «Мотовело», Александр Лукашенко предложил ввести выездную пошлину для граждан Беларуси, которые закупаются за границей.
«Это будет так: мы тебя на границе обслуживаем — 100 долларов с носа плати и езжай за границу. Тогда он придет в наш магазин и купит наш холодильник, а не будет тащить из Евросоюза барахло неизвестно какого производства», — заявил глава государства 6 сентября 2013 года.
Эта идея вызвала бурю негодования среди белорусских граждан, и власти пошли на попятную. Уже 28 сентября 2013 года глава Беларуси заявил, что введение выездной пошлины для белорусов предлагалось в качестве примера возможной меры для снижения оттока валюты за рубеж.
«Вот брякнул, себе во вред, наверное. Хотя я этого не боюсь», — сказал белорусский руководитель.
«Я радею не за то, чтобы запретить выезд нашим гражданам, я переживаю, что под 3 млрд. долларов валюты вывозится ежегодно из страны», — добавил Александр Лукашенко.
Налог на тунеядцев
В минувшем году также поднимался вопрос о введении налога с безработных.
Как отмечал на одном из совещаний в правительстве премьер-министр Михаил Мясникович, около 445 тыс. человек из числа трудоспособного населения не вносят никакого вклада в развитие экономики и при этом пользуются социальными благами. В связи с этим на уровне органов госуправления в 2013 году рассматривался вопрос о возможном введении налога с неработающих граждан.
Эта идея также не нашла поддержки среди белорусов и, как выездная 100-долларовая пошлина, стала поводом для критических высказываний со стороны экспертного сообщества.
На днях Министерство по налогам и сборам сообщило, что в ближайшее время налог на тунеядство вводиться в стране не будет.
Как пояснил начальник главного управления налогообложения физических лиц МНС Михаил Рассолько, к настоящему времени так и не определен механизм администрирования данного налога.
В качестве примера представитель МНС привел случай, когда мама ребенка после окончания декретного отпуска не выходит на работу. «Допустим, ребенок достиг трех лет, у мамы заканчивается декретный отпуск, а ребенок, может быть, еще не готов, чтобы пойти в детское учреждение», — отметив Михаил Рассолько, подчеркнув, что в данном случае взимание налога с неработающей мамы нецелесообразно.
Похоже, не все так беспросветно на просторах «последней диктатуре Европы». В ряде случае экспертное сообщество, деловые круги и белорусские граждане совместными усилиями все же могут вынудить власти отменить или не применять абсурдные решения.
Обсудим?