Лукашенко стало жалко денег на энергетическую независимость страны
Глава государства усомнился в экономической целесообразности дальнейшего развития гидроэлектростанций в Беларуси...
Александр Лукашенко усомнился в экономической целесообразности дальнейшего развития гидроэлектростанций в Беларуси. Об этом он заявил 14 ноября, посещая Гродненскую ГЭС. Эксперты призывают главу государства не колебаться и способствовать развитию энергетической независимости страны.
ГЭС в Беларуси: факты и планы
В декабре 2010 года постановлением правительства была утверждена государственная программа строительства в 2011-2015 годах гидроэлектростанций в Беларуси. Согласно документу, в течение пяти лет планировался ввод 33 ГЭС общей мощностью 102,1 МВт. В том числе 20 микро-ГЭС, 9 малых и мини-ГЭС и 4 крупных ГЭС.
В целом же потенциальная мощность всех водотоков Беларуси составляет 850 МВт, в том числе технически доступная — 520 МВт, экономически целесообразная — 250 МВт.
Планируемый объем финансирования проектов в рамках данной госпрограммы составлял 617,3 млн. долларов. Ожидаемые результаты: выработка электроэнергии на ГЭС к 2015 году — до 0,51 млрд. кВт/ч в год. Для сравнения: в 2013 году производство электроэнергии в Беларуси составило 31,5 млрд. кВт/ч. В том числе гидроэлектростанциями — 0,14 млрд. кВт/ч.
В конце июля этого года госпрограмму подкорректировали. Так, согласно постановлению правительства № 740 от 30 июля 2014 года, количество вводимых объектов оптимизировано — с 33 суммарной мощностью 102,1 МВт до 16 суммарной мощностью 101,6 МВт. Объем финансирования снижен на 12,3 млн. долларов.
В настоящее время в Беларуси действуют 45 ГЭС. Крупнейшая гидроэлектростанция расположена на реке Неман. Гродненская ГЭС введена в действие в сентябре 2012 года. Ее установленная мощность составляет 17 МВт. Работу станции обеспечивают 16 человек. Строительство ГЭС началось в мае 2008 года. На строительство ГЭС было затрачено 79,5 млрд. белорусских рублей. Поставщик основного гидроэнергетического оборудования (турбины, генераторы, мультиплексы, системы управления) — чешская компания Mavel.
В рамках госпрограммы Министерство энергетики планирует реализацию еще трех проектов. В частности, строительство Полоцкой ГЭС мощностью 21,75 МВт на Западной Двине, Витебской ГЭС мощностью 40 МВт также на Западной Двине и Неманской ГЭС мощностью 20 МВт на реке Неман.
Лукашенко сомневается
Посещая Гродненскую ГЭС, Александр Лукашенко усомнился в экономической целесообразности дальнейшего развития гидроэлектростанций в Беларуси.
«Если сегодня или как минимум завтра, а не послезавтра должного эффекта не будет, то мы будем думать, что делать дальше. Если бы были лишние деньги, то почему тогда не вложить. Но в наших нынешних условиях встает вопрос: стоит ли в таких объемах этим заниматься, строить эти станции?» — сказал глава Беларуси.
Наряду с этим он отметил, что строить гидроэлектростанции, как бы там ни было, нужно.
«Надо хотя бы для того, чтобы сохранить эту школу строительства гидроэлектростанций, чтобы в будущем ее потом не воссоздавать. Но главный вопрос объемов — надо ли строить столько», — подчеркнул Александр Лукашенко.
ГЭС — путь к энергетической независимости
Строительство ГЭС — дорогое и длительное. Часто водохранилища занимают слишком большие территории. Они непредсказуемо влияют на региональный климат, а плотины вредят рыбному хозяйству.
Среди преимуществ ГЭС — это то, что такие станции используют возобновляемый источник энергии и не загрязняют воздух. Кроме того, ГЭС имеют низкую себестоимость электроэнергии, а также возможность быстрого включения или выключения генераторов в зависимости от объема потребления энергии.
«Гидроэлектростанции — плохо окупаемые объекты для инвестиций, но они потом сто лет дают энергию. Почему бы нам не иметь такой энергетический резерв?!», — говорит исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика» Владимир Нистюк.
По его словам, в конце 50-х годов прошлого века в Беларуси насчитывалось порядка 150 малых ГЭС. С их помощью население качало воду, мололо муку и так далее.
«И сегодня у нас эффективно работают малые ГЭС, которые не стоят на больших водах, на быстроходных реках, а стоят на водосбросах ТЭЦ и очистных сооружений», — отмечает специалист.
Он предполагает, что главу Беларуси могли ввести в заблуждение касательно экономической целесообразности дальнейшего развития гидроэлектростанций в Беларуси.
«Есть много тех, кто не очень хочет развивать что-то новое, кому нравиться жить в своей скорлупе и никуда за нее не вышагивать», — полагает Владимир Нистюк.
По его мнению, в Беларуси надо оптимально задействовать все источники, которые способствуют энергетической независимости страны. Одним из таких источников являются белорусские реки.
«Пока есть такие источники, надо их использовать», — полагает исполнительный директор ассоциации «Возобновляемая энергетика».
Обсудим?