Лукашенко неожиданно стал агитировать Россию за рыночные отношения

Но при этом в речах белорусского руководителя улавливается робкая надежда решить вопросы в духе советского Госплана…

Белорусский президент не ахти какой рыночник, чего и не скрывает. «Не я инициатор этой рыночной экономики. Это пришло из России. И мы вынуждены подстраиваться под эту экономику», — откровенно сказал Александр Лукашенко, принимая 11 мая ростовского губернатора Василия Голубева.

При этом Лукашенко — что в его устах звучало не вполне привычно — прибегнул к рыночным призывам конкурировать честно, а не ставить друг другу подножки.

Понятно, подразумевалось: чтобы вы нам не ставили подножки. В качестве белорусской продукции, например продовольствия, ставшего предметом особо злых распрей, Лукашенко не сомневается. И полагает, что барьеры на пути экспорта в Россию ставятся искусственно. Он так сегодня и сказал: «Не мешайте торговать!»

 

Помидоры раздора

Обратите внимание: общался белорусский президент не с российским коллегой, и даже не с премьером, и даже не с федеральным министром, а всего лишь с одним из региональных руководителей. Тот за всю белорусско-российскую торговлю как бы не отвечает. И уж точно не тормозит на границе фуры с белорусским молоком-кефиром-сыром (да и не граничим мы с Ростовской областью).

Однако встречи с российскими губернаторами давно стали для Лукашенко удобным каналом трансляции претензий Кремлю. Сегодняшние призывы показывают, что апрельские переговоры с Владимиром Путиным хоть и прошли в целом позитивно, но не развязали всех узлов двусторонних противоречий.

Нет между сторонами и доверия. На днях московские «Известия» написали, что Беларусь закупила рекордное количество турецких помидоров и поэтому, мол, есть опасения, что вырастет их контрабанда в Россию.

При этом в пресс-службе Россельхознадзора газете сообщили, что в марте — апреле «было пресечено более 30 попыток ввоза томатов турецкого происхождения, что свидетельствует о наличии незаконных каналов поставок из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации санкционной продукции».

Ранее, в марте, российский министр сельского хозяйства Александр Ткачев заявил, что Беларусь стала «перевалочной базой» или «задней дверью», через которую санкционное продовольствие из Евросоюза попадает в Россию. А Россельхознадзор утверждал, что за 2016 год Беларусь реэкспортировала в Россию минимум 15 тыс. т украинской говядины.

Белорусское руководство такого рода обвинения (перечень которых можно длить и длить) последовательно отметает. Сегодня Лукашенко поддержал предложение российской стороны «вместе смотреть на все, что движется через границу». И подчеркнул: «Когда мы начали в этом плане контролировать ситуацию, она мгновенно поменялась, она просто исчезла, дай бог, чтобы навсегда».

Однако, судя по всему, уверенности в столь благополучной перспективе у белорусского руководителя нет.

 

Китай и Венесуэла альтернативой российскому рынку не станут

Во всяком случае, Лукашенко как бы невзначай намекнул, что если Москва и впредь будет ставить препоны, то Беларусь найдет где пристроить продовольствие. «Мы высушим молоко, вон в Венесуэле голодают люди, в Африке люди с руками и ногами возьмут, Китай открыл свой рынок мясу и молоку, высушим молоко и отвезем туда», — цитирует белорусского президента Sputnik.by.

Что в Венесуэле народ кладет зубы на полку — это правда, преемник Чавеса Николас Мадуро довел-таки страну до ручки. Но в таком случае велики сомнения, что у Венесуэлы найдутся деньги на серьезные закупки продуктов в Беларуси. То же касается и бедных африканских стран.

Для китайцев же молоко — продукт непривычный, экзотический. Пьют его там немного (в том числе из-за особенностей физиологии). Так что альтернативой российскому рынку китайский для белорусских молочников в обозримой исторической перспективе не станет. Да и в целом поставки нашего продовольствия в Китай пока скромны по объемам. Достаточно сказать, что до сих пор около 95% белорусского продовольственного экспорта приходится на Россию.

В Москве это прекрасно знают, так что намеков вряд ли убоятся.

 

КамАЗ не поглотил МАЗ, но выбивает с рынка

Другое дело, что Лукашенко во многом прав, когда пеняет на российский протекционизм и лоббизм, которые мешают декларированным в рамках Евразийского экономического союза свободам передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.

Правда, стоит добавить, что по части протекционизма и белорусское правительство не промах.

Да и сам президент сегодня, призвав к здоровой конкуренции, тут же на нее и посетовал: «Возьмите МАЗ и КамАЗ. Один хромает в Беларуси, и второй полуостановился, работает ни шатко ни валко. Вот к чему привела эта конкуренция».

 

 

Здесь самое время вспомнить, что российская сторона долго питала надежды на покупку акций этого экс-флагмана белорусской индустрии. Но именно Лукашенко воспротивился, заподозрил россиян в коварных намерениях, назвал предложенную ими схему слияния двух предприятий автопрома «бандитской акцией».

Как известно, белорусский руководитель в принципе не любит слова «приватизация». Но в случае с Россией его позицию поддерживают и оппозиционные националисты, считая, что имперская Москва, дай ей волю, вмиг скупит Беларусь с потрохами. Это тоже к вопросу об искренности «братской интеграции».

Да, а что касается конкретно сделки МАЗ — КамАЗ, то, в свою очередь, российский премьер Дмитрий Медведев в ходе той заочной дискуссии заметил, что нужно или перейти к реальному объединению, или закрыть тему.

В итоге Москва, похоже, плюнула и тему закрыла. А КамАЗ чем дальше, тем сильнее стал теснить МАЗ на российском рынке. За прошлый год КамАЗ продал там 20,2 тыс. грузовиков — на 15% больше, чем годом ранее. МАЗ же потерял 9,5% и продал всего 3,3 тыс. машин.

 

Гримасы кривобокой интеграции

Сегодня белорусский руководитель ратует «за то, чтобы по-партнерски себя вести, договариваться». В том числе не только между МАЗом и КамАЗом, но также и между производителями комбайнов в Гомеле и Ростове-на-Дону: «Это наш общий рынок. Давить друг друга не надо».

В этих призывах слышатся, однако, не столько рыночные нотки, сколько потаенные надежды на возрождение элементов советского Госплана. Когда какому-нибудь белорусскому заводу были четко расписаны на годы вперед поставки в разные уголки СССР. Что ни свинчивай, даже если тяп-ляп — уйдет по назначению.

Однако не слишком верится, что ныне российские капиталисты станут заниматься филантропией ради идеалов братской интеграции. От Госплана Беларусь и Россия ушли, а вот до развитых, прозрачных рыночных отношений сторонам очень далеко.

В России капитализм вроде как построили, но довольно криво. Кто-то его называет бандитским, кто-то бюрократическим, кто-то экспортно-сырьевым, но никто не называет цивилизованным. В Беларуси же экономика и вовсе осталась во многом осколком СССРовской.

Когда выгодно, тот или иной партнер апеллирует к рыночным принципам, а когда невыгодно — включает протекционизм или норовит договориться в духе госплановской разнарядки. А то и объегорить.

Потому и интеграция — в формате как Союзного государства, так и Евразийского экономического союза — получилась кривобокой, со множеством изъятий и ограничений, взаимным недоверием и зыбкими договоренностями по понятиям. И апрельские переговоры Лукашенко с Путиным отнюдь не ликвидировали почву для новых конфликтов.

 


  • "В России капитализм вроде как построили, но довольно криво. Кто-то его называет бандитским, кто-то бюрократическим, кто-то экспортно-сырьевым, но никто не называет цивилизованным..." Ну и далее про интеграцию - не абы какой Глазьев, но Леонид Заико: - У меня как-то была встреча с одним европейским политиком, который, в отличие от других полисимейкеров, относится позитивно к интеграции Беларуси с Россией. Он говорит, что ЕС будет подталкивать Беларусь к политическим реформам, а Россия - к экономическим. То есть модель была выбрана правильно, а то, что ЕАЭС не работает, - это вина наших фуфелозников, которые не могут интегрироваться в конкурентную среду. Да, она жесткая, русская, но уже не бандитская - сегодня нужно уметь конкурировать ценой и качеством. А наши ребята в правительстве засиделись и угорели в бензиновых парах. Надо начинать работать головами и руками.
  • "В России капитализм вроде как построили, но довольно криво. Кто-то его называет бандитским, кто-то бюрократическим, кто-то экспортно-сырьевым, но никто не называет цивилизованным..." Ну и далее про интеграцию - не абы какой Глазьев, но Леонид Заико: - У меня как-то была встреча с одним европейским политиком, который, в отличие от других полисимейкеров, относится позитивно к интеграции Беларуси с Россией. Он говорит, что ЕС будет подталкивать Беларусь к политическим реформам, а Россия - к экономическим. То есть модель была выбрана правильно, а то, что ЕАЭС не работает, - это вина наших фуфелозников, которые не могут интегрироваться в конкурентную среду. Да, она жесткая, русская, но уже не бандитская - сегодня нужно уметь конкурировать ценой и качеством. А наши ребята в правительстве засиделись и угорели в бензиновых парах. Надо начинать работать головами и руками.
  • Роман Сыцевич
    Все же придется возвращаться к тому , что предлагала ранее Россия в плане интеграции предприятий , приватизации - оказывается Россия предлагала нормальные вещи , это со скрипом признается белорусскими властями . Вот только , не поздно ли ?
  • Тихо сам с собою я веду беседу :)
  • Геннадий Сам
    А что в России? И что такое капитализм?
  • kon paliton
    А что в России? И что такое капитализм?
  • kon paliton
    Тихо сам с собою я веду беседу :)
  • Сосед Близкий
    Лукашенко пора определиться в позиции. До сих пор он норовил сидеть на 2-3 стульях.Его попа рискует остаться без опоры