До 1,8 млн. тонн в год планируется довести к 2020 году добычу нефти в Беларуси

 
К 2020 году добычу нефти в Беларуси планируется довести до 1,8 млн. тонн в год, сообщил на пресс-конференции 19 июля в Минске начальник управления по геологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Мамчик.

По его словам, обеспечение нефтехимического комплекса страны осуществляется в основном за счет импорта сырой нефти из России в объеме около 23 млн. тонн в год на сумму примерно 6 млрд. долларов США. Собственная добыча нефти составляет 1,6 млн. тонн в год. Этот объем полностью поставляется на экспорт (580 млн. долларов США).

Как отметил Мамчик, в ближайшие пять лет нефтеразведка и нефтедобыча будет включать внедрение новых технологий и техники для увеличения коэффициента извлечения нефти на действующих месторождениях, проведение поисково-разведочных работ и освоение ранее разведанных и неразработанных в настоящее время месторождений углеводородного сырья, привлечение инвестиций на конкурсной основе как в разведку, так и разработку месторождений. «Рост добычи планируется при сохранении показателя обеспеченности промышленными запасами не менее 30 лет», — подчеркнул Мамчик.

Он также сообщил, что подпрограммой «Изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы Республики Беларусь» на 2016—2020 годы предполагается использование природного газа. Ежегодно в стране попутно с нефтью добывается примерно 220—230 млн. куб. метров попутного газа, который затем сжижается на Белорусском газоперерабатывающем заводе.

«Природный газ, поставляемый из Российской Федерации в значительных размерах, в настоящее время является основным энергетическим ресурсом. В то же время строительство Белорусской АЭС приведет к значительному производству электроэнергии и расширению использования тепловых насосов, обеспечивающих извлечение геотермальной энергии», — отметил представитель Минприроды.

По словам ведущего научного сотрудника Института природопользования НАНБ Ярослава Грибика, в Беларуси открыто 83 месторождения нефти и продолжается нефтеразведка недр; обеспеченность запасами в разведанных месторождениях составляет 30—35 лет. «В будущем стоит задача расширить количество объектов на Припятском прогибе и расширить спектр видов углеводородов на этом прогибе и на двух других осадочных бассейна (Оршанская и Подлясско-Брестская впадины)», — сказал Грибик.

Он также отметил, что в последний год стали меньше говорить о добыче сланцевых нефти и газа из-за падения цен на углеводороды. «В Беларуси изучается возможность использования нетрадиционных углеводородов, а также расширяется применение новых технологий добычи нефти в твердых коллекторах и тяжелых видов нефти, — сообщил эксперт. — У нас также следует расширять горизонты использования ранее разведанных месторождений».

По мнению главного научного сотрудника Института природопользования НАНБ академика Ивана Лиштвана, необходимо увеличивать глубину переработки нефти. «Наши НПЗ готовы перерабатывать более 23 млн. тонн в год, при этом образуется большое количество отходов (гудрона, мазута), потому что у нас пока не все получается с глубокой переработкой. Есть предложение, чтобы увеличить глубину переработки нефти и использовать тяжелые фракции для получения и светлых энергоносителей и сырья для нефтехимического синтеза. Мы ставим вопрос о разработке союзной программы по этой теме», — сказал Лиштван.

По его словам, головными организациями программы со стороны РФ мог бы стать Московский институт нефтехимического синтеза Российской академии наук, с белорусской — Институт химии новых материалов НАНБ, а в исполнители программы можно включить также Институт природопользования, Институт тепло- и массопереноса. «Сейчас задача нашего президиума академии наук — рассмотреть объективно проблему, учитывая опыт России и наличие концепции глубокой переработки нефти», — заявил академик.