ИЗОЛЯЦИЯ БЕЛАРУСИ УСИЛИТСЯ, НО ЭТО ВРЯД ЛИ ПОКОЛЕБЛЕТ ВНУТРЕННЮЮ СИТУАЦИЮ

Прошедший в Беларуси референдум наконец-то, пусть ненадолго, вывел нашу страну на первые полосы иностранных газет и в заголовки главных новостей электронных СМИ. Причем как на Западе, так и на Востоке. Правда, тут напрашивается сравнение с геростратовой

В какой степени такой подход отражает позицию официальных кругов ведущих мировых держав и международных организаций? Вопрос отнюдь не праздный, поскольку от ответа на него зависит уровень международного сотрудничества Беларуси и, как следствие, ее вовлеченности в общеевропейские и общемировые процессы.

Разумеется, очень многое будет определяться дальнейшими действиями белорусского руководства. Ведь прошедшее мероприятие только дало Александру Лукашенко формальную возможность избираться на третий и последующие сроки.

Трудно, впрочем, ожидать, что внутренняя политика в стране вдруг изменится настолько, что перестанет вызывать критику со стороны Запада. Тем более что сам белорусский лидер уже успел заявить: "ошеломляющий" результат плебисцита наглядно свидетельствует о правильности проводимого курса, и менять его нет никакой необходимости.

Поэтому, прогнозируя развитие отношений между Беларусью и внешним миром, целесообразно исходить из наиболее вероятного сценария развития событий, то есть сохранения в стране статус-кво, даже без косметических изменений.

Начнем с России.

К сожалению, так и не оправдались многочисленные предсказания одного из белорусских политологов, утверждавшего, что Александр Лукашенко не дождется от Кремля ни благословения на референдум, ни, соответственно, согласия с его итогами в случае "самовольных" действий. Российский МИД сделал заявление, в котором была признана демократичность выборов и референдума. Едва ли это могло произойти без согласия Путина.

Кроме того, исполнительный секретарь СНГ Владимир Рушайло, возглавлявший группу наблюдателей от этой структуры, не просто назвал выборы и референдум "свободными, честными и транспарентными". Он еще и бросил камень в огород "некоторых международных организаций" и США. За якобы развернутую ими против белорусских властей "беспрецедентную кампанию внешнего давления". Понятно, что и в данном случае заявления не идут вразрез с позицией Кремля.

Отсюда со всей очевидностью вытекает, что Россия в очередной раз продемонстрировала свое специфическое понимание демократии и готовность пренебречь ее принципами ради конъюнктурных интересов.

Это же отмечает и западная пресса. "Российский президент Путин ни разу публично не критиковал антидемократические позиции Лукашенко. <...> Пока в России продолжается расцвет экономики, Беларусь избежит экономического краха. А если экономика продолжит функционировать, трудно предположить, что белорусы попытаются избавиться от Лукашенко" </...>(The Financial Times). "Хотя президент России Владимир Путин почти не скрывает своей личной антипатии по отношению к непредсказуемому Лукашенко, последний обязан своей властью политической и экономической поддержке со стороны Москвы" (Die Presse, Австрия).

Как и следовало ожидать, оценки наблюдателей от ОБСЕ и Европарламента оказались прямо противоположными. Правда, эти наблюдатели основное внимание уделяли парламентским выборам, а условия проведения референдума отслеживали только в той степени, в которой он влиял на выборы. Тем не менее, обнаруженные нарушения вполне относятся и к плебисциту: кампании были совмещены, и бюллетени вбрасывались в одну и ту же урну.

Соединенные Штаты устами представителя Госдепартамента Ричарда Баучера уже заявили о том, что "выборы имели серьезные изъяны" и "не отвечали стандартам". В свою очередь, в заявлении представителей ОБСЕ говорится, что в ходе выборов было допущено множество нарушений, и что "доминирующее влияние государственной администрации было явным на всех стадиях избирательного процесса". Генеральный секретарь Совета Европейского союза Хавьер Солана высказался в аналогичных тонах.

Таким образом, ситуация практически повторяет ту, которая уже имела место после парламентских выборов в 2000 году и президентских в 2001-м. В соответствии с этим можно попытаться спрогнозировать в общих чертах дальнейшее развитие событий.

Поскольку победа на референдуме формально ничего не меняет в сегодняшнем положении Александра Лукашенко, то, скорее всего, никаких дополнительных политических или экономических мер со стороны Запада в отношении белорусского режима пока применено не будет. Дело ограничится более или менее жесткими заявлениями.

Конечно, важным моментом является подписание американским президентом "Акта о демократии в Беларуси". Однако, как уже отмечалось, на данном этапе этот документ может оказать, скорее, психологический эффект.

Возможно, некие новые шаги будут предприняты через два года, когда нынешний белорусский руководитель официально заявит о своем желании баллотироваться на следующий срок. Хотя и в этом случае трудно представить себе применение каких-либо доселе не испробованных эффективных рычагов воздействия.

Кстати, известный российский политолог, председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов утверждает, что на выборах 2006 года Россия поддерживать Лукашенко не будет. Во-первых, в это слабо верится. А уж если, паче чаяния, так случится, то поддерживать Москва, без сомнения, будет какого-то полностью "своего" кандидата.

Судя по всему, не удастся улучшить международный имидж Палате представителей Национального собрания. Место в ПА ОБСЕ за ним будет сохранено, так как в этой организации честность и справедливость выборов критерием членства не являются. Хотя и там жесткой критики белорусским представителям не избежать.

Что же касается восстановления статуса "специально приглашенного" в Парламентской ассамблее Совета Европы, то об этом можно забыть. Точно так же, как и о возобновлении процесса ратификации Соглашения о сотрудничестве и партнерстве с Евросоюзом в Европарламенте и ряде национальных парламентов.

Таким образом, международная изоляция страны будет иметь явную тенденцию к усилению. Другое дело, что на внутренней ситуации это в ближайшее время не скажется. Гайки закручены надежно.