СОСТОЯЛСЯ ЛИ В БЕЛАРУСИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПАРЛАМЕНТ?

5 ноября завершили свою работу депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси второго созыва. Закрывая последнее пленарное заседание, председатель нижней палаты Вадим Попов самым важным итогом четырехлетней работы назвал становление профе

Если брать количественные показатели, то гордиться есть чем. По словам В.Попова, за это время в первом и во втором чтении принято 599 законопроектов, в том числе четыре проекта кодексов и 126 законопроектов о ратификации международных договоров, одобрено 96 декретов президента.

"Оглядываясь на пройденный законотворческий путь, мы можем с полным основанием сказать, что в нашей стране сформирована законодательная правовая база, ориентированная на решение стратегических социально-экономических задач, единая по своим целям и в целом сбалансированная по содержанию",- сказал Вадим Попов.

Однако независимые эксперты, да и часть парламентариев, категорически не согласны с этим тезисом.

"Что такое профессиональный парламент? Это же не означает только то, что люди ходят туда на работу и получают зарплату. В истории есть множество примеров, когда в парламенте работали на общественных началах, но, тем не менее, его не назовешь непрофессиональным. Функции белорусского парламента декоративны. И даже по статистике на 1 принятый законопроект приходится до 15 указов президента", - отмечает политолог Андрей Суздальцев.

Его мнение подтверждают и цифры: из более чем полутысячи принятых парламентариями законопроектов сами депутаты разработали не более двух десятков. "Это совершенно нормальное явление для парламента при авторитарном строе", - иронизирует А.Суздальцев.

О довольно низком качестве депутатской работы свидетельствует и тот факт, что многие из принятых вторым созывом законов уже подверглись корректировке. Каждый десятый проект возвращался в Палату представителей на доработку Советом Республики.

Более важным, чем профессионализм, можно считать появление в парламенте нескольких интересных депутатских групп. Всего их было сформировано 6 - "Республика", "Содействие экономическому развитию" ("СЭР"), "Народный депутат", "Единство", "Единая Беларусь" и "Друзья Болгарии". Но в памяти остались лишь две - "Республика" и "СЭР". Причем если вторая занималась исключительно экономическими вопросами, то первая выступала в основном с политическими инициативами.

"Республика" заявила о себе многочисленными обращениями в Конституционный суд, к премьер-министру и генеральному прокурору. Минувшим летом "республиканцы" через голодовку добились рассмотрения в парламенте проекта поправок в Избирательный кодекс, направленных на демократизацию избирательного процесса.

"То, что такая группа появилась, конечно, само по себе было достижением, - говорит один из бывших лидеров "Республики" Владимир Парфенович. - Но КПД нашей работы оказался невысоким, а все, кто с нами работал, кто имел свое мнение, уже не присутствуют в парламенте. Мы боролись за интересы наших избирателей, а из нас сделали врагов народа".

Группа "СЭР" разрабатывала альтернативную программу деятельности правительства, законопроекты о государственной поддержке предпринимательства, об основных направлениях внутренней и внешней политики и ряд других. Однако в перспективах ее существования в Палате представителей третьего созыва сомневается даже бывший лидер объединения Кирилл Холопик. Часть депутатов вышла из "СЭРа" накануне парламентских выборов, а многие из тех, кто остались (в том числе и сам Холопик), не переизбраны на новый срок.

Остальные депутатские группы, никакими законодательными инициативами не отметились, предпочитая принимать проекты законов, разработанные в Администрации президента или в Совете министров. Так что и здесь большинству депутатского корпуса профессиональными успехами хвастаться не стоит.

Подводя итоги четырехлетней работы депутатского корпуса, можно констатировать, что принятые им законы не слишком заметно способствовали развитию экономики страны. Но зато в части регулирования общественно-политических отношений успехи парламентариев налицо. Депутаты успели принять за четыре года закон "О массовых мероприятиях", несколько раз внести поправки в законы "О политических партиях", "Об общественных объединениях", "О собраниях, митингах, уличных шествиях, демонстрациях и пикетировании". Все эти поправки, по официальной версии, "упорядочивают" деятельность политических субъектов, а по мнению самих партий и общественных объединений - носят исключительно репрессивный характер.

А проект, принятый якобы в развитие положений Конституции, - "О порядке реализации гражданами права законодательной инициативы", из-за своей забюрократизированности, напротив, делает эту процедуру практически невыполнимой.

Стоит упомянуть и новую редакцию закона "О свободе совести и религиозных организациях", которая провозгласила православие доминирующей конфессией на территории Беларуси.

Во внешнеполитической сфере успехи депутатов второго созыва также очень скромны. Большинство западных парламентов не поддерживают официальных контактов с белорусскими депутатами. Единственным успехом белорусского парламентаризма за истекший период стало признание Национального собрания Парламентской ассамблеей ОБСЕ. Однако этому событию почему-то больше внимания уделили негосударственные СМИ, официальная пресса практически проигнорировала его.

В отсутствие официальных контактов с парламентариями ведущих стран мира Национальному собранию приходилось четыре года в основном работать на восточном направлении - в межпарламентских организациях, созданных на пространстве бывшего СССР. Это Парламентское собрание Союза Беларуси и России, межпарламентские ассамблеи СНГ и Евразийского экономического сообщества. Однако пока нет реального продвижения в строительстве самих союзов, парламентариям в названных ассамблеях, по сути, и делать-то нечего.

Несмотря на такие незначительные успехи второго созыва, 46 депутатов переизбраны на второй срок и 16 ноября приступят к исполнению своих обязанностей. По составу новый парламент представляется еще менее профессиональным, чем предыдущий. В нем намного меньше экономистов и юристов, сократилось количество предпринимателей. Зато возросло количество врачей, учителей, чиновников, представителей официальных профсоюзов и молодежи (в лице деятелей Белорусского республиканского союза молодежи). Кроме того, парламент стал более уравновешен в гендерном отношении. В нем, согласно пожеланию президента, значительно увеличилось (с 10 человек до 31) женское представительство. А работать с женщинами высокому начальству всегда было и проще и приятнее.