РЕФЕРЕНДУМ И ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ПРОШЛИ БЕЗ СЕНСАЦИЙ

17 октября в Беларуси состоялось главное политическое событие года - выборы в парламент и совмещенный с ними референдум. На него был вынесен вопрос о наделении президента Александра Лукашенко правом баллотироваться на пост главы государства как минимум е

Лукашенко победил на референдуме с более чем внушительным счетом. А на выборах в Палату представителей полнейшее преимущество оказалось на стороне кандидатов от власти.

Такой исход этих двух электоральных кампаний предвидели как белорусское руководство, так и оппозиция. Правда, каждая сторона трактовала этот фатализм по-своему.

Власти заявляли о громадной поддержке народа, а оппозиционеры - об использовании режимом административного ресурса, тотальной однобокой пропаганде в государственных СМИ и о массовых фальсификациях результатов голосования.

17 октября был основной день голосования. А по сути, парламентские выборы и плебисцит шли до этого почти целую неделю. Имеется в виду досрочное голосование, которое было организовано на протяжении пяти дней - с 12 по 16 октября.

Такая практика - одно из самых критикуемых мест в белорусском избирательном процессе. Причем критика звучит как из уст оппозиции, так и со стороны международных структур. Они утверждают, что процедура досрочного волеизъявления по-белорусски очень удобна для фальсификаций. Ведь ее ход и результаты сложно проконтролировать.

В досрочном голосовании, по данным Центризбиркома, принял участие примерно каждый шестой избиратель (более 17 процентов).

Оппозиция делала прогноз, что досрочно проголосуют 20-30 процентов граждан, обладающих избирательным правом. Мол, власти с помощью административного ресурса подтолкнут к досрочному голосованию как можно больше народа, потому что для выигрыша референдума Лукашенко нужна высокая явка. Чтобы получить право баллотироваться на пост главы государства в третий раз, требовались голоса половины не тех, кто придет голосовать, а общего количества избирателей.

В итоге, согласно данным Центризбиркома, процент досрочного голосования оказался несколько меньше, чем прогнозировала оппозиция. Впрочем, независимые наблюдатели заявляют, что на самом деле проголосовал каждый четвертый избиратель (свыше 25 процентов). Причем, по их утверждениям, досрочное голосование прошло в добровольно-принудительном порядке. Хотя власти могут объяснить высокую активность избирателей тем, что нынешняя электоральная кампания - двойная (выборы в парламент плюс референдум).

Начиная с 7 сентября, когда был объявлен плебисцит, официальная пропаганда демонстрировала уверенность в благоприятном его исходе для главы государства. Вместе с тем народу в расчете на эффект "спирали молчания" ежедневно внушалось, что большинство белорусов готово проголосовать на референдуме за президентскую инициативу. Параллельно до самого последнего момента не прекращалась достаточно интенсивная агитация за то, чтобы дать Лукашенко добро на третий срок.

Оппозиция еще до начала голосования заявила, что власти готовят фальсификации.

Социологические опросы таких известных служб, как Институт Гэллапа, накануне референдума также свидетельствовали, что без подтасовок властям референдум не выиграть. За пару недель до плебисцита голосовать "за" собирались только 37 процентов белорусских избирателей.

Правда, параллельно официальная пропаганда оперировала данными нескольких белорусских социологических служб, согласно которым поддержку Лукашенко готовы были оказать 65-70 процентов населения.

Однако эти данные вызывали сомнение у ряда специалистов. В частности, потому, что белорусам предлагался размытый вопрос о поддержке президента, а не вопрос, выносимый на референдум. А там речь идет не только о возможности Лукашенко пойти на новый срок, но и о переписывании Конституции. Конкретнее - о том, чтобы вообще снять ограничение в два срока на пребывание одного человека на посту главы государства. Это то, что оппозиция назвала вариантом пожизненного правления.

Как бы то ни было, в итоге Центризбирком огласил такие результаты плебисцита, которые свидетельствуют об убедительной победе Александра Лукашенко. Получается, что и власти, и оппозиция как в воду глядели.

Итак, явка избирателей составила почти 90 процентов. За президентскую инициативу проголосовало более 77 процентов всего белорусского электората.

Можно не сомневаться, что Запад результаты этого плебисцита не признает. Даже если массовых фальсификаций (скажем, подбрасывания в урны бюллетеней "за") не было, то проведение референдума все равно вызывает массу претензий с точки зрения общепризнанных демократических стандартов. Например, это касается ведения агитации в пользу президента даже в основной день голосования, что запрещено законом.

Так, по телевидению крутился ролик с лозунгом "За Беларусь!". По этим же призывным названием прямо на избирательных участках прошли концерты. Наконец, на государственных телеканалах целый день озвучивались данные экзит-пулов, согласно которым за право Лукашенко баллотироваться в третий раз уже проголосовали 75-80 процентов избирателей. Эти опросы проводили проправительственные организации, в частности Белорусский республиканский союз молодежи.

Вместе с тем правоохранительные органы мешали проведению опроса на выходе с избирательных участков сотрудниками балтийской службы авторитетнейшего Института Гэллапа.

Что касается парламентских выборов, то они из-за референдума отошли на второй план. Как для власти, так и для оппозиции, которая и здесь не питала больших иллюзий. Напомним, что оппозиционные политические партии из-за недемократических условий этой избирательной кампании даже подумывали снять с предвыборной гонки своих кандидатов в депутаты.

Согласно информации Центризбиркома, после первого тура парламентских выборов, которые проводились по 110 округам, депутатами стали 108 человек (для сравнения, на выборах в Палату представителей четыре года назад с ходу победил только 41 человек).

Парламент останется пропрезидентским. Представители оппозиционных партий туда не попали.

Зато в парламенте будут 12 человек от партий, лояльных к власти. 8 - это представители Коммунистической партии Белоруссии, 3 - Аграрной партии и еще 1 - председатель Либерально-демократической партии Сергей Гайдукевич. Последний, правда, претендует на некоторую оппозиционность, однако в лагере убежденных противников режима его, мягко говоря, не считают своим.

Еще немного цифр. Переизбралось 47 действующих парламентариев. В парламент попали 32 женщины. В этой связи напомним, что накануне выборов президент Беларуси высказывал пожелание, чтобы в новом составе парламента треть составили женщины и треть - парламентарии нынешней Палаты представителей. А также - чтобы выборы прошли без лишней возни, в один тур.

Высокий политический заказ практически выполнен.