Спасет ли печатный станок белорусскую экономику?

Приведет ли острая рублевая недостаточность, с которой сталкивается реальный сектор экономики, к тому, что печатный станок вновь заработает в полную силу?

В коридорах власти пытаются найти выход из затянувшейся рецессии и продолжающегося на этом фоне снижения реальных доходов населения. Звучат разные предложения по восстановлению экономической активности, в том числе за счет увеличения денежной массы. По мнению экономистов, голоса лоббистов, которые предлагают запустить печатный станок, со временем могут усилиться.

Признаки острой рублевой недостаточности

У белорусских депутатов, которым на этой неделе премьер-министр Андрей Кобяков презентовал программу деятельности правительства на 2016-2020 гг., документ вызвал ряд вопросов.

Один из ключевых касался политики экономических властей на денежном рынке. Выяснилось, что отнюдь не все в коридорах власти разделяют жесткую денежно-кредитную политику, которую реализует Нацбанк совместно с правительством.

«Совершенно понятно, что для реализации программы правительства потребуются деньги», — заявила депутат Валентина Леоненко. В то же время, добавила она, политика Нацбанка последних лет привела к существенному ограничению объема денежной массы в стране.

«В 2014 году как результат жесткой денежно-кредитной политики денежная масса была сжата до 10,7% ВВП. Сегодня, по некоторым более оптимистичным оценкам, она находится на уровне 30% ВВП. Для сравнения — в Германии она составляет 90% ВВП», — заявила Леоненко и поинтересовалась у главы правительства, будет ли денежная масса в стране «приближаться к стандартам экономики».

Из вопросов депутатов становилось понятно, что курс на ограничение денежного предложения, который среди прочего уже привел к сокращению объемов жилищного строительства, не вызывает восторга и у других народных избранников.

Депутат Алексей Кузьмич констатировал, что на 2011-2015 годы правительство планировало строительство 42 млн кв. метров жилья, а на 2016-2020 гг. — только 18 млн кв. метров.

В результате, добавил он, резкого сокращения объемов строительства существующие мощности окажутся невостребованными. «Есть ли у правительства предложения по перепрофилированию строительных организаций?» — поинтересовался депутат Кузьмич у премьер-министра.

Отвечая на вопросы депутатов, Кобяков порекомендовал строителям и представителям других отраслей не надеяться на поддержку государства, а самим учиться продавать свои услуги и продукцию.

«Наши субъекты хозяйствования должны эффективно функционировать, а не ждать поддержки со стороны государства. А мы привыкли ничего не менять и говорить «дайце грошай». Такого больше не будет»,подчеркнул Андрей Кобяков.

При этом он выразил большое сомнение в необходимости вбрасывания денег в экономику. «Чем больше денег в предыдущие годы выделялось экономике, тем меньше составлял коэффициент монетизации», — напомнил Кобяков.

Можно предположить, что тему эмиссионного стимулирования экономики белорусский премьер-министр своими ответами не закрыл.

Судя по вопросам депутатов, на некоторых этажах власти присутствует недовольство нынешней монетарной политикой. И это недовольство, предполагают эксперты, может усилиться, если политика по ограничению денежного предложения будет продолжена, а экономическое положение предприятий не начнет улучшаться.

Приведет ли острая рублевая недостаточность, с которой сегодня сталкивается реальный сектор экономики, к тому, что печатный станок в Беларуси вновь заработает в полную силу?

Незаменимый фундамент

Белорусские экономисты видят сразу несколько негативных последствий эмиссионного стимулирования экономики, поэтому считают такой сценарий развития маловероятным в ближайшее время.

По мнению экспертов, если объем денежного предложения будет выше той величины, которую предприятия в состоянии эффективно освоить, это обязательно приведет к дисбалансам на денежном рынке.

«Запуск печатного станка в условиях экономического спада приведет к ускорению инфляции и девальвации белорусского рубля, а не к возобновлению экономической активности в стране. Возможный положительный эффект для предприятий реального сектора будет кратковременным, а расплачиваться за него придется всему обществу», — считает финансовый аналитик Исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха.

Рост рублевой денежной массы, если он не подкреплен ростом золотовалютных резервов и валютных поступлений, чреват очередным кризисом национальной валюты, подчеркнул эксперт.

Реализация сценария эмиссионного стимулирования экономики, считает Муха, однозначно осложнит переговоры белорусской стороны с кредиторами и может привести к снижению суверенных кредитных рейтингов страны.

Вместе с тем, белорусские экономисты предполагают, что голоса тех, кто выступает за вливание денег в экономику, со временем могут зазвучать громче.

«Соблазны стимулировать экономику эмиссионными методами последние полтора года сохраняются. Нацбанк неоднократно отмечал, что ощущает давление со стороны предприятий, которые обращаются за финансовой поддержкой. В сегодняшних условиях, когда в стране наблюдается экономический спад, давление со стороны реального сектора на Нацбанк будет возрастать», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

В 2015 году, напоминает экономист, на смену денежной эмиссии пришел другой инструмент поддержки экономики, когда старые долги предприятий рефинансировались за счет выпуска гособлигаций.

Использование этого инструмента, считает научный сотрудник BEROC, ведет к тому, что решение проблем в реальном секторе откладывается, но при этом возрастает государственный долг.

«К устранению основной причины многих проблем, которая заключается в том, что экономике нужен новый фундамент, в Беларуси пока не пришли», — резюмировал Дмитрий Крук.


  • на самом деле, решение тут просматривается довольно простое. после уже объявленной грядущей в июле деноминации Бр, можно будет без каких либо опасений включить печатный станок и спокойно накачать внутреннюю экономику свеже-эмитированными бел.рублями - как минимум до размера в 50 % - ов валового внутреннего продукта РБ. Но - СТАРЫМИ ( то естъ, сегодняшними, неденоминироваными ) бел. рублями. При этом, ввести ограничения на обмен старых "зайцев" на новые, а также - на свободно-ковертируемые валюты и драг. металлы ( а также отключить обслуживание рублёвых счетов и платёжных карточек, номинированых в старых бел.рублях, от международных систем виза и мастер ). а также, ввести между старым и новым "зайцами" плавающий и контролируемо опускаемый обменный курс. При этом, на все не-свободно-конвертируемые валюты стран б.СССР/СНГ ( и прочих азиатско-африканско-латинских ) и, особенно, рос. рубль - позволить обменивать старые неденоминированые "зайцы" - без ограничений, по свободно складывающемуся между старым бел/рублём и этими валютами рыночному обменному курсу. Такая внутримонетарная система называется "dual circulation". Это есть то, в сторону чего в Еврозоне движутся ( и рано или поздно там окажутся ) такие европейские страны как Ирландия, Португалия, Испания, Италия, Греция и Кипр. С той лишь разницей, что контроль на эмиссию основной, свободно-конвертируемой валюты "евро" - останется за Европейским Центробанком ( тогда как местные тугрики, обслуживаюшие сугубо внутреннюю экономику, будут эмитироваться нац. банками этих стран, по своему усмотрению ). Также, такая внутреняя монетарная система неуникальна уже и сейчас и давно практикуется в Великобритании ( в которой, помимо фунта стерлингов, параллельно с ними находятся в местном локальном обращении также и фунты Северной Ирландии, Острова Ман, Уэльса и, особенно, Шотландии, в которой местных фунтов имеется в хождении аж три разных вида, эмитируемых тремя разными частными банками по лицензии шотландского казначейства ). В случе с бел. рублями, при введении режима "dual circulation", наверное, имело бы смысл передать лицензию на продолжение эмитирования старых, неденоминированых рублей двум основным государственным коммерческим банкам - Белорусбанку и Белагро ( или Белсельхоз ) банку ( последнему вообще можно выдать спец. лицензию на эмиссию специальных "колхозных" бел. рублей, обслуживающих сугубо внутрибелорусскую сель.хоз экономику. Под это дело можно даже и самых старых, настоящих, первоначальных "зайцев", тех, что со зверушками, возродить. клише-то для их печати всё же сохранились как-никак, так что технических препятствий для этого нет ).
  • [quote="krendelsson"]krendelsson 08.04.2016 // 21:58[/quote] Dear krendelsson. Если вы думаете, что можно бегло прочесть такой брикет текста (а иначе как брикетом его и не назовёшь), то вы ошибаетесь. Пунктуация не мной и не для меня лично придумана. Но я прошёлся глазами по строчкам, заметил, что текст орфографически профессионально безукоризненно выверен, сокращения слов уместны, чувствуется рука аналитиков-референтов, копавших по разным направлениям. И смысловая нагрузка имеется. И адресат - не "Ваше Величество", но "Ваше Превосходительство" - это точно. Колитесь: откуда вы его сняли? :)
  • В статье пишется: «мы привыкли ничего не менять и говорить «дайце грошай». Такого больше не будет», —подчеркнул Андрей Кобяков» == Будет, будет. И еще как будет. Пишется: «Судя по вопросам депутатов, на некоторых этажах власти присутствует недовольство нынешней монетарной политикой.» == Личный интерес и депутатов, и вертикали, и родственников, и примазанных к ним ,все одолеет. Принцип бывших краснобаев жить не по средствам и не на одну зарплату – живуч, силен, вечен. Пишется: «Рост рублевой денежной массы, если он не подкреплен ростом золотовалютных резервов и валютных поступлений, чреват очередным кризисом национальной валюты» == Перевод экономики страны из разряда «потребительского общества» в разряд «военного коммунизма», бывшего во времена Троцкого, Ленина, чреват очередным огромным обогащением государственной казны, возможностями роста МВД, КГБ, чрезвычайных комиссий, золотовалютных резервов и валютных поступлений. Пишется: «голоса тех, кто выступает за вливание денег в экономику, со временем могут зазвучать громче» == А как бросить в банкроты назначенцев из свиты кум, сват, брат, родственник, собутыльник, собабник, совор общенародного..
  • нельзя выдавать лицензию на печатание гос. рублей комерческим банкам! В таком случае страной будет править кучка банкиров, а не избранные в ходе демократических выборов политические силы. Страна перестанет принадлежать народу, всё будет управляться банковским картелем. Откуда вылазиют такие умники интересно?
  • [quote="Стас"]нельзя выдавать лицензию на печатание гос. рублей комерческим банкам! В таком случае страной будет править кучка банкиров, а не избранные в ходе демократических выборов политические силы. Страна перестанет принадлежать народу, всё будет управляться банковским картелем. Откуда вылазиют такие умники интересно?[/quote] К "умникам и вы относитесь. Поскольку деньги является промежуточным потребительским средством обмена товаров и услуг. Производство количества товаров и услуг как и количества денег не являющимися спросом, есть только излишки, которые в потребительском обороте не участвуют. Когда же деньги, товары, услуги вне спроса выдаются в оборот в виде или в качестве не заработанной зарплаты, то здесь, в отношении неспросовых товаров и услуг идет простое их использование от потерь, но выдача лишних денег в виде зарплаты чревато тем, что лишнее их количество идет на вымывание потребительских спросовых товаров и услуг, которых не хватит для других, честно заработавших такое промежуточное средство обмена потребительских товаров и услуг, то бишь, денег. Следовательно, не важно кто печатает деньги, важно, кто их выдает в счет зарплаты не обусловленной и превышающей количество спросовых товаров и услуг.
  • Пишется: "По мнению экономистов, голоса лоббистов, которые предлагают запустить печатный станок, со временем могут усилиться. Читать полностью: https://naviny.by/rubrics/finance/2016/4/8/ic_articles_114_191397/ ." == От Мясниковича до последнего чина-депутата и омоновца печатный станок - золотое приобретение этого "народа", которое через кредиты и инфляцию-девальвацию правительственного воровства обворовывают "народец".
  • Экономику спасет только собственное производство