Юлия Мицкевич. ГОМО-СОВЕТИКУС. Гомофобия как символ единения оппозиции и власти
Было такое время, когда людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией считали психически нездоровыми и даже пытались лечить, вскрывая мозг...
Юлия Мицкевич. Журналистка. Феминистка. ЛГБТ-активистка. Ценит работу в «Белорусских новостях» за возможность высказывать свою точку зрения «без купюр». |
Казалось бы, что общего у власти и оппозиции? Ведь представители и тех, и других при каждом удобном случае пытаются доказать и продемонстрировать разность во взглядах и мнениях. Но есть то, что их, несомненно, объединяет и роднит: отношение к гомосексуальности, вернее к тем самым ненавистным для них элементам: «пидорасам». Разница только в тональности: от незамечания и отгораживания до явно фашистских призывов к уничтожению. Помнится, один из лидеров «Молодого фронта» призывал всех людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией и вовсе содержать в резервации, подальше от «нормальных» людей. Ну, чем не концлагерь?!?
Кстати, белорусские власти в этом вопросе гораздо более терпимы. Как правило, они используют гомосексуалов как разменную монету, когда нужно в очередной раз через подконтрольные СМИ очернить оппозицию. Президент Лукашенко называл «джинсовую» революцию «голубой», намекая на принадлежность оппов к секс-меньшинствам, а переодетые брсмовцы с той же целью изображали трансвеститов перед зданием, где проходил Конгресс демсил. Оппозиция после таких заявлений в большинстве своем тут же отнекивалась: что вы, что вы, мы не такие.
Но когда вопросом «как же вы боретесь за свободу и демократические ценности и при этом не считаете гомосексуалов за людей» нашу оппозицию разные там журналисты и евроструктуры окончательно достали, они придумали новую отговорку. Теперь «борющиеся с режимом» заявляют, что не хотят сотрудничать с геями, потому что те, якобы, работают на спецслужбы.
Еще один интересный случай на эту же тему — из переписки между членами Белорусской социал-демократической партии (Грамада). Один молодой политик внес предложение ввести в партии ЛГБТ-комиссию, т.е. ту самую, которая будет отстаивать права секс-меньшинств и бороться с гомофобией, как проявлением дискриминации. Предложение вполне закономерное: ЛГБТ-структуры есть во всех европейских партиях и организациях эсдэков, коль скоро социал-демократия в основе своей направлена на отстаивание принципов демократического общества: справедливости, толерантности, защиту прав человека (всех без исключения) и уважение свобод. Но на упомянутое предложение старшие товарищи младшему тут же ответили в весьма категоричной форме: мол, за права «педиков» не боролись и бороться не будем. Удивительная страна Беларусь: в ней социал-демократы могут быть гомофобами и даже этим гордятся.
Ну и, наконец, мы подошли к «главному номеру нашей программы», который и послужил информационным поводом для этой статьи. На днях на нашем сайте в рубрике «Мнение» вышел материал Сергея Дубовца, также пожелавшего высказаться на предмет отношения к геям, вернее, в его интерпретации, к «гомикам». Автор в качестве примера для своего «исследования» рассматривает статью в газете «Наша Ніва», где рассказывалась история молодого парня, который открыто заявил о своей гомосексуальности и тем самым получил отсрочку от армии. С одной стороны, С.Дубовец говорит, что для него не важна сексуальность человека, главное — его личностные качества, а с другой вопрошает: как такая уважаемая газета как «Наша Ніва» могла сделать героем статьи «гомика», как будто тем других нет.
Человек, который именует себя писателем, и более того, указывает, что «пишет всю жизнь», не может не знать, что язык — это инструмент власти. Не только в том смысле, что им (языком) для своих целей пользуется власть в лице отдельных ее представителей, но и в том, что посредством языка выстраивается иерархия и зарождается неравенство. Именно по этой причине борьба с расизмом в США включала в себя, в частности, и борьбу со «словесными» ярлыками. Назвав чернокожего американца «негром» или тем более «нигером» сегодня в Штатах можно угодить за решетку за оскорбление личности.
Но Беларуси далеко до Америки, равно как и до многих цивилизованных стран. У нас уважаемый автор может запросто назвать свою статью «Наша Ніва» і гомікі», не удосужившись даже закавычить последнее слово. А, между прочим, «гомики», «голубые», «пидоры», «пидорасы», «педики» — это все ругательная лексика из тюремного слэнга, слова, в которых изначально заложен уничижительный и оскорбительный смысл. Называя кого-либо таким манером, вы сообщаете ему о вашем презрении и желании от него отгородиться. И какие бы на самом деле не были бы у вас чувства, словом-паразитом вы четко даете понять, как на самом деле относитесь к этому человеку. Даже привычное для нас слово «гомосексуалисты», казалось бы, нейтральное по своей сути, имеет ту же самую негативную окраску. Никогда не задумывались, почему большинство именуется гетеросексуалами, а меньшинство — гетеросекуалистами? Несколько разнящихся букв в конце слов, и такая большая разница в отношении. Например, в английском «homosexuals-heterosexuals» — окончание идентично. Разницу наоборот можно показать на примере слова «гей», которое в переводе с английского означает «веселый». И обозначать этим словом представителей секс-меньшинств было придумано с целью воспитания в обществе толерантности по отношению к ним.
Самое печальное, что в своей статье С.Дубовец не высказывает ни одной новой, своей собственной, мысли: все до боли избито и миллион раз проговорено. Цитата:
«Не, ён не займаецца прапагандай сваёй арыентацыі. Але на пытаньне «Які ён, сёньняшні гей?» адказвае: «досыць адукаваны, вольны чалавек, які любіць мастацтва». Ці пасьля гэтага яшчэ хтосьці з маладых людзей ня хоча стаць геем?»
Если следовать логике автора, то после прочтения этих, всего нескольких, строк и обнаружения позитивного образа гея, все молодые люди просто должны захотеть одномоментно стать гомосексуалами. Нелогично как-то выходит. Пропаганда гетеросексуальности у нас везде и повсеместно. С самого раннего детства нас учат, что любовь (отношения, семья) — это когда мальчик с девочкой. И никак иначе. Каждый день я езжу в метро, хожу по улице, где встречаю целующихся, обнимающихся и держащихся за руку разнополых индивидов. И никак иначе. Каждый день я, как и многие другие, читаю газеты, журналы, интернет, смотрю фильмы, программы, рекламу, где всё и все мне вокруг внушают: нормально и правильно — это, когда вместе люди разных полов. И никак иначе. Так откуда же, скажите мне, после такой тотальной гетеросексуальной пропаганды и «промывки мозгов», появляются эти самые «меньшинства». Ведь по логике автора статьи их тогда бы и в природе не было.
Но С.Дубовец уверен в обратном и заявляет, что «пропаганда гомосексуализма» только усугубляет в Беларуси проблему с этим явлением. Пропаганда в данном случае, если кто не понял, эта та самая статья в «Нашей Ніве», т.е. те самые несчастные пять тысяч знаков.
Неприятно еще и то, что автор апеллирует терминами, значения которых, видимо, не очень понимает или не знает. Гомосексуализм — это не культурное или социальное явление, как считает автор, а термин, возникшей из медикализации дискурса о сексуальности. Проще говоря, гомосексуализм — это обозначение гомосексуальности через признание ее болезнью. Было такое время, когда людей с «нетрадиционной» сексуальной ориентацией считали психически нездоровыми и даже пытались лечить, вскрывая мозг, дабы выявить причину отклонения от нормы. Но гомосексуальность была исключена из списка психиатрических заболеваний Всемирной организацией здравоохранения еще в 1990 году (!).
Когда моя статья уже была написана, стало известно, что белорусским ЛГБТ-представителям отказано в участии в акции по случаю Дня святого Валентина. Активисты «Молодого фронта» заявили, что «вынуждены будут соответственно отреагировать», если гомосексуалы посмеют к акции присоединиться.
Что тут скажешь. Open your mind, господа!
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?