Малый бизнес рискует попасть в пенсионную ловушку

Белорусы, откликнувшиеся на предложение государства заняться малым бизнесом по упрощенной схеме, могут остаться без пенсии.

В Беларуси увеличили количество видов деятельности, где можно работать без регистрации ИП и с упрощенным налогообложением. Не попадут ли те, кто решится так работать, в ловушку страхового стажа?

 

Хочешь в будущем иметь пенсию — плати сегодня в ФСЗН

В списке из нескольких десятков занятий есть ремесленничество, уборка помещений, уход за детьми, фотосъемка, дрессировка животных, сдача квартир в наем, ремонт обуви, штукатурные работы, парикмахерские услуги, репетиторство и многое другое. Можно ожидать, что либерализация малого бизнеса приведет к росту самозанятости, но будут ли эти люди иметь право на трудовую пенсию?

С позиции имеющегося законодательства ответ очевиден и однозначен — если не будут платить в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), то нет.

При начислении пенсии учитывается общий трудовой стаж (количество отработанных лет) и страховой стаж (количество лет, отработанных с уплатой взносов в ФСЗН).

Годы, отработанные с уплатой обязательных страховых взносов в ФСЗН, дают право на получение пенсии, а от общего числа официально отработанных лет зависит размер пенсии. Пенсионные взносы платят и работодатель (28% от фонда заработной платы), и работник (1% от заработка).

Для права на пенсию нужен страховой стаж. Сегодня это 16 лет работы с уплатой взносов ФСЗН, а к 2025 году минимальная планка постепенно поднимется до 20 лет.

 

Можно, но сложно! Схему надо менять

Можно ли человеку, который выберет самозанятость по расширенному списку, самому уплачивать определенную сумму в ФСЗН?

Как отметил в комментарии для Naviny.by заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков, сегодня добровольный порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН распространяется на ремесленников, творческих работников, людей, которые занимаются агроэкотуризмом, тех, кто работает за границей, некоторых ИП.

Всего на добровольной основе в 2016 году, например, уплачивали взносы в ФСЗН 124 тысячи человек, из которых ИП составили 122 тысячи. По этой схеме платили 317 ремесленников и 758 работающих за пределами Беларуси.

Сумма дохода, из которого платится налог, определяется самим плательщиком. Единственное условие — она не может быть меньше размера минимальной заработной платы. Страховой тариф такой — 29% составляет пенсионное страхование и 6% — социальное.

Необходимо понимать, что «доход, из которого платится взнос в ФСЗН, является основанием для определения размера пенсии», отметил замминистра. Если платить исходя из минимальной зарплаты, размер пенсии в будущем тоже будет минимальным. С 1 ноября это 181 рубль 50 копеек.

Также добровольный порядок уплаты страховых взносов в ФСЗН предусмотрен и для тех, кто при оказании услуг оформляет гражданско-правовой договор.

«Если два физических лица заключают между собой гражданско-правовой договор, предметом которого является оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, то тот, кто оказывает услуги по договору, имеет право на добровольное социальное страхование. За прошлый год таких людей было 22», — рассказал Валерий Ковальков.

То есть представители малого бизнеса, которые хотят начать работу по предложенной государством упрощенной схеме, пока делать взносы в ФСЗН смогут, только если будут оформлять договорами оказание услуг.

Очевидно, что такая форма работы неудобна и не устраивает людей. В Минтруда понимают, что механизм надо менять. В настоящее время «прорабатывается вопрос об упрощении процедуры»:

«Попробуем сделать так, чтобы человек мог стать на учет и платить взнос в ФСЗН в добровольном порядке после уплаты единого налога без заключения гражданско-правового договора при оказании услуг физическим лицам».

Почему этот механизм так сложно запустить? Валерий Ковальков пояснил: «Право на социальное страхование мы увязываем с осуществлением какого-то вида деятельности. Нельзя прийти в ФСЗН и, условно говоря, купить страховой стаж».

 

В ловушке страхового стажа всё больше жертв

Те, кто не будет платить в ФСЗН, смогут рассчитывать только на социальную пенсию. Она выплачивается женщинам с 60 лет, мужчинам с 65 лет в размере 50% от бюджета прожиточного минимума (сейчас это менее 100 рублей).

Валерий Ковальков отметил, что позиция Министерства труда и социальной защиты такая: трудовая жизнь человека начинается в 23-25 лет, и если он работает с этого времени, то в состоянии заработать страховой стаж.

Теперь на пенсию выходят поколения, которые работали еще при СССР — мужчины 1957-го и женщины 1962 годов рождения: «У большинства из этих людей страховой стаж зарабатывался еще в советский период. Что касается молодежи, которая принимает решение, например, заниматься ремесленничеством и не выплачивать взносы в ФСЗН, то надо понимать, что у них не будет ни права на больничный лист, ни на трудовую пенсию».

По оценкам Минтруда, в связи с нехваткой страхового стажа почти четыре тысячи человек, достигших пенсионного возраста за последние три года, не получили трудовую пенсию. Еще в 2015 году людей, попавших в такую сложную ситуацию, было около тысячи. То есть, как видим, их количество увеличивается.

И это при том, что 1 августа 2017 года в силу вступил указ президента от 29.06.2017 № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан». Этим документом для людей, которые длительное время занимались общественно полезной деятельностью, минимально необходимый страховой стаж снижен до 10 лет, правда при этом требуемый общий трудовой стаж увеличен до 35 лет у женщин и до 40 лет у мужчин (для остальных категорий сохранился порог в 20 и 25 лет соответственно).

 

«Время, чтобы заработать пенсию, есть». А жить когда?

Изменения в законодательство, повысившие планку страхового стажа, ввели одномоментно, переходный период не предусмотрели. Почему так получилось, ведь люди работали и строили планы на жизнь соответственно действующему законодательству?

Как считает Валерий Ковальков, увеличение трудового стажа не ухудшает положения людей, которые работали на протяжении своей взрослой жизни или занимались общественно полезной деятельностью. Страховая ловушка есть только для тех, кто не работал:

«Трудовая пенсия выплачивается тем, кто платит взносы в ФСЗН. Сегодня пенсия финансируется за счет взносов, которые выплачивает работающее население. Если человек длительное время взносы не уплачивал, у него нет оснований для того, чтобы ему в виде пенсии выплачивались деньги других работающих. Возможности ФСЗН ограничены — если выплачивать трудовые пенсии тем, кто не работал, размер пенсии для остальных будет меньше. Именно поэтому было принято решение увеличить страховой стаж, тем самым стимулировать граждан к уплате взносов в ФСЗН. Мы находимся в трудоспособном возрасте 40-45 лет, у нас есть время заработать пенсию».

Что касается нагрузки на социальную сферу в связи с увеличением количества людей, которые достигли пенсионного возраста, но не заработали на трудовую пенсию, Валерий Ковальков отметил, что социальная пенсия выплачивается не из ФСЗН, а из средств республиканского бюджета, то есть страховые взносы на это не идут. Кроме того, если у человека, который не получает трудовую пенсию, есть дети, то, согласно Кодексу о семье, именно они обязаны его содержать.

 

Даже пенсия выше средней по стране — это все равно слезы

Белорусский Хельсинкский комитет (БХК) серьезно занимается проблемой ловушки страхового стажа. Председатель юридической комиссии БХК Гарри Погоняйло говорит, что ловушки страхового стажа остаются для женщин, которые много лет провели в отпуске по уходу за детьми или ухаживали за немощными родственниками.

Люди не могли предусмотреть, что когда-то из-за этого окажутся без пенсии: «И хотя страховой стаж им уменьшили, но трудовой ведь увеличили. Это несправедливо, что люди, которые теперь сами нетрудоспособны, стоят перед необходимостью отрабатывать недостающие годы. Это надо исправлять».

Гарри Погоняйло считает проблемой, что в стране не проведена реформа пенсионной системы и не введена накопительная схема, которая для многих была бы более выгодной, чем уплата взносов в ФСЗН.

Если бы пенсия формировалась не по принципу солидарности поколений (когда выплачивается за счет взносов тех, кто работает, а не накапливается на будущее), то и зарплата была бы больше — в доход вернулись бы деньги, которые платят работники и работодатель в ФСЗН.

«Средства, которые наниматель отдает в пенсионный фонд, накапливались бы на счету работника. И, например, я бы имел серьезные сбережения, если бы так поступал на протяжении 44 лет трудовой деятельности. А так моя пенсия теперь порядка 440 рублей, это выше, чем в среднем по стране, но все равно это слезы. Механизма, позволяющего не выплачивать взносы в ФСЗН, к сожалению, нет, платежи в фонд являются обязательными. Людей обувают в лапти, обманывают. Количество получателей пенсии увеличивается, а число работников наоборот — промышленность не работает, люди уезжают из страны. Невозможно поднять пенсии до приемлемого уровня. Вот пенсионеры и существуют на уровне биологического выживания», — отметил Гарри Погоняйло.

Согласно анализу Минтруда, в Беларуси женщины в среднем получают пенсию в течение 25 лет, мужчины — только 16 лет. 


  • Nina Kukharskaya
    ...опять лапша!...