Вячеслав Бортник. МНЕНИЕ. Полюбят ли белорусские власти геев
Есть все основания полагать, что минские власти разрешат запланированное на 22 октября шествие в рамках «Минского гей-прайда 2011»...
Вячеслав Бортник. 37 лет. Правозащитник, педагог, психолог. ЖивЕт в Гомеле. Работал учителем в чернобыльской зоне, детским психологом, преподавал в Гомельском госуниверситете. В 2002-2006 годах возглавлял белорусскую структуру «Международной амнистии». В настоящее время консультирует НПО, сотрудничает со СМИ, занимается исследованием проблем белорусских ЛГБТ. Член оргкомитета Минского гей-прайда 2011 года. |
Есть все основания полагать, что минские власти разрешат запланированное на 22 октября шествие в рамках «Минского гей-прайда 2011». Ведь на пресс-конференции для российских журналистов президент заявил о том, что не запрещал бы гей-парад, который, по его словам, можно было бы провести «на диво людям, где-то на окраине Минска».
У белорусских властей не может быть никаких опасений по поводу того, что манифестация небольшой группы геев перерастет в массовый протест. Они прекрасно знают, что наша оппозиция еще более гомофобна, чем те же власти. Никто поддерживать геев не придет. Так долго готовящийся Народный сход хорошо выявил организаторские способности оппозиции: даже жесткий экономический кризис не погнал туда людей. Не придут и на геев. А если и придут, то разве что подивиться (выражаясь языком президента).
Сталкиваться с публичными выступлениями сексменьшинств белорусским властям не в новинку. Первый белорусский гей-парад (который был самым первым на территории бывшего «совка») в сентябре 2001-го никто не разгонял, а 14 февраля этого года минские власти даже разрешили небольшую манифестацию ЛГБТ за свои права. И ничего страшного не произошло. Кроме того, гомофобия Лукашенко не агрессивная (как и у большинства населения Беларуси), а, скорей, по незнанию. Психологи давно пришли к выводу, что агрессивные гомофобы — это прежде всего те, кто в себе подавляют гомосексуальные чувства. Волноваться по этому поводу Александру Григорьевичу не приходится: ни у кого не возникнет сомнения в том, что он любит женщин.
Неделю назад мне довелось побывать в Сербии, власти которой всё же запретили Белградский гей-парад за два дня до его проведения. Можно долго рассуждать об истинных причинах запрета, но нагляднее всего вырисовывается одна — политическая. Накануне выборов ни одна партия не решилась бы публично поддержать геев — чревато потерей голосов избирателей. Остаться у власти всё-таки важнее, чем крутить реверансы перед Европой, даже если на кону заявка на вступление в ЕС.
У режима Лукашенко такой проблемы не стоит — выборы не скоро, а реверансы перед Европой сулят весьма ощутимые дивиденды. «Болгарский сценарий» разворачивается успешно; пошла новая волна «либерализации» и «демократизации», за которой подтянутся и такие долгожданные европейские инвестиции. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски снова завел разговор о недопустимости изоляции режима, а его «обиженному» немецкому коллеге Гидо Вестервелле можно преподнести подарок в виде разрешения шествия. Сработает даже лучше, чем публичные «извинения».
Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». |
Обсудим?