Другие материалы рубрики «Политика»
-
Ходьба на месте. Национальные интересы Беларуси определяют бюрократы
Сколько бы сил правительство ни тратило на разработку программ экономического развития, в рамках белорусской модели эти проекты не в состоянии… -
Евразийский валютный союз несет Беларуси «гибридные» угрозы
Путин форсирует валютный союз, пользуясь трудным положением Назарбаева и Лукашенко…
- Руководители органов госуправления каждую среду будут проводить личный прием, каждую субботу — телефонные линии
- Путин: пришло время поговорить о возможности валютного союза ЕАЭС
- Вопросы выхода из кризиса ЕАЭС будут обсуждены на трехсторонней встрече в Астане
- Лукашенко пожелал Назарбаеву победы на президентских выборах
- Парламент не видит повода для «Народного референдума»
- Лукашенко о ЕАЭС: негативные темпы накапливаются, нас это настораживает
- Принятие конституции, 1994 год
- Глава МИД: Беларусь поддерживает ОБСЕ по сохранению безопасности
- В Минске прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств Беларуси и КНДР
- Лукашенко требует держать спецназовцев в тонусе
Политика
Лукашенко пообещал найти адекватный ответ на плюшевые дела
9 августа Александр Лукашенко принял участие в церемонии закладки капсулы с посланием потомкам в основание будущей белорусской атомной станции. Внеся очередной вклад в атомизацию белорусского общества, официальный лидер использовал возможность внести и ясность по ряду актуальных вопросов экономической и политической повестки дня.
Дешево — значит лучше!
Новые задачи поставил перед строителями АЭС Александр Лукашенко. И его, похоже, совершенно не смущает, что задачи эти взаимоисключающие.
«Станция должна быть не только качественным объектом. Это не подлежит обсуждению. Она должна быть самой дешевой из всех тех, которые россияне и другие построили в мире», — сказал белорусский лидер. По его словам, стоимость российской станции наиболее дешевая, не считая китайских: «Но у нас она должна быть намного дешевле, чем россияне строят у себя и в других странах».
Строгую индустриальность атомной стройки глава государства расцветил неожиданной метафорой.
«Мы этим самым (строительством АЭС) просверлили скважину в земле, и оттуда пошел природный газ, которого у нас никогда не было и не будет. То есть эта станция заместит минимум 5-7 млрд. кубометров природного газа, который мы сегодня тратим на выработку электроэнергии.
У нас в стране дефицит электроэнергии. Поэтому всю электроэнергию с учетом развития нашего государства мы потребим с этой станции сами. Рынок для нашей электроэнергии будет. Это, прежде всего, внутренний рынок. Мы договорились с россиянами, что если будет желание и потребность в нашей энергии с этой атомной станции и с Калининградской, мы объединяемся вместе и продаем в Европу».
Отвечая на вопрос о том, что электроэнергия с белорусской АЭС, по некоторым оценкам, может оказаться невостребованной, Лукашенко объяснил вбросы подобной информации фактором конкуренции: «Явные противники — это поляки и литовцы, которые строят свои атомные станции. Поэтому это уже конкуренция».
«Мы прекращаем всякие разговоры и убеждения в нашей стране по поводу атомной энергетики. Уже если кому-то хочется поговорить о безопасности, о том, надо или не надо, пусть бьют языки о зубы, но мы больше в это втягиваться не должны. Решение принято бесповоротно и окончательно. Самой умной, самой современной, мощной атомной электростанции в Беларуси быть, и раньше, чем мы даже это планировали».
Раз уж Беларусь вышла в космос, то на Земле для нее неразрешимых задач и вовсе нет. Не знаем, считает ли так Александр Лукашенко, но официальный лидер уверен, что наша страна способнf участвовать в разработке и строительстве таких сложных объектов как атомные станции. Пока, правда, в связке с Россией.
«Везде следом за русским человеком должен идти белорус. Он должен научиться не только строить и проектировать вместе с россиянами, но и постараться сделать так, чтобы россияне нас привлекли и в технологии. Надо доказать, что мы можем, чтобы они могли привлечь нас к возможному созданию и строительству в будущем станций вместе с Беларусью и Россией в странах, где есть огромный спрос на подобного рода атомные станции. А спрос огромен, и россияне уже не успевают его удовлетворять. И мы должны вместе с русским человеком, подставив плечо, объединившись, идти и строить эти станции. То есть мы должны освоить эти высочайшие технологии».
По словам Лукашенко, сфера атомной энергетики в Беларуси будет развиваться аналогично тому, как это происходило с космическими технологиями:
«Сегодня уже в правительстве говорят, что не хватает мощностей, и надо строить новый завод по созданию космической техники. Потому что то, что мы делаем для космоса, оказалось востребованным и в других странах. Я хочу, чтобы мы были востребованы и в ядерной энергетике со временем точно так, как в космической промышленности. Это интеллектуальный потенциал нации, будущее нашего белорусского народа».
Мишки — отдельно, Эрикссон — отдельно
Пройти мимо конфликта со Швецией было, понятное дело, совершенно невозможно. Не так часто из страны выставляют посольство другого государства в полном составе. А тут еще с этими плюшевыми мишками никак не успокоятся. Хотя одно с другим, уверяет Лукашенко, никак не связано.
«Некоторые связывают эту проблему не то с плюшевыми медведями, не то со слонами. Но это абсолютно разные вещи», — подчеркнул официальный лидер.
По его словам, Беларусь и Швеция ранее договаривались обменяться новыми послами, однако эти договоренности были нарушены шведской стороной, в результате чего и возник нынешний дипломатический конфликт.
Лукашенко пояснил, что посол Стефан Эрикссон в Беларуси работал на протяжении 7 лет, хотя обычно срок нахождения дипломата в стране пребывания ограничивается 3 годами. Таким образом, Беларусь шла навстречу просьбам шведской стороны о продлении аккредитации их посла.
Однако около года назад Лукашенко доложили, что продлять аккредитацию Эрикссону никак не возможно из-за той деятельности, которой посол занимался в Беларуси: «Мы это видели. Я не говорю о том, что он во главе нашей пятой колонны ходил, вывучаў нашу мову i гiсторыю беларускага народа. Дай бог, сейчас времени больше будет. Вопрос в том, что он разрушал всякий позитив в отношениях Швеции и Беларуси».
«Это было год назад. Я выслушал и говорю: не надо лишать его аккредитации, ему осталось работать меньше года, давайте потерпим. Его аккредитация заканчивается весной 2012 года. Пускай он досидит. Без скандала пришлют они нового посла, и попробуем начать с нового листа отношения со Швецией. Пришло время, закончилась его аккредитация, после чего он уже в стране находится нелегально. И мы через министра иностранных дел Карла Бильдта, через Штефана Фюле договорились, что мы спокойно разрулим эту ситуацию и будем работать. Они пришлют нового посла. Мы туда послали нового — они аккредитовали без проблем. Пришло время, закончилась аккредитация, и мы им сказали: есть договоренность, мы не будем продлять аккредитацию вашему послу. Он в нарушение договоренностей, и для того, чтобы создать скандальную ситуацию, из страны не выехал и несколько месяцев здесь находился фактически нелегально без разрешения».
По словам Лукашенко, когда около месяца назад Стефан Эрикссон выехал в Швецию, белорусская сторона в очередной раз напомнила о предыдущих договоренностях: «Желательно, чтобы вы прислали нового посла, а этому мы аккредитацию не продляем». «Во-первых, его в Беларуси в это время не было, тоже сделали корректно, чтобы не пришлось ему нести сумки в аэропорт и уезжать. Сделали по-человечески. Они из этого раздули скандал. В чем же мы виноваты?» — задался вопросом Лукашенко.
Шведская сторона, подчеркнул официальный лидер, не только белорусскому послу, но и другим дипломатам запретила находиться на своей территории, «и наши дипломаты, кроме двух молодых ребят, вынуждены были покинуть Швецию».
Лукашенко рассказал, что поручил МИД вникнуть в ситуацию и определить, есть ли возможность отреагировать в спокойном ключе: «Таких возможностей нет. Они мне доложили, и я сказал: вывозите посольство, эвакуируйте из Швеции. У нас ноль товарооборота, ноль интереса в Швеции. У шведов больше к нам интерес, чья вина — судите сами. Но и мы сказали: ребята собирайте чемоданы, мы вас не торопим, как вы нас».
Говоря о проблемах, которые могут возникнуть ввиду закрытия белорусского посольства в Швеции, Лукашенко отметил, что в случае необходимости Беларусь может разместить его в соседних странах — Финляндии, Норвегии или Дании, и уже оттуда работать со Швецией: «Захотите вы с нами сотрудничать, милости просим, мы в любой момент вернемся на вашу землю и пригласим вас в Беларусь».
Что касается инцидента с полетом над Беларусью шведского самолета, Лукашенко сказал:
«Это другая тема. И эта тема требует ответа по международным стандартам от Швеции и Литвы, чем мы сегодня и занимаемся. И если этих ответов согласно международным нормам не будет, мы найдем адекватный ответ на плюшевые дела. И пусть молят бога, что наши памяркоўныя белорусы пожалели этих летунов. Их зарегистрировали сразу над границей. Пожалели, видите ли, фанерный самолет, а из этого вышел скандал. Но это было нарушение всех договоренностей. И Литва — пусть не сидят как мыши под веником. Они нам должны ответить, почему предоставили свою территорию для нарушения государственной границы. Кому-кому, а Литве в этом плане мало не покажется.
Когда мы начали расследовать (посол пусть не вертится, что он демократию у нас защищает), те, кто приезжали и готовили нарушение государственной границы, работали вместе с посольством. У нас есть этому доказательства. Следователи их представили. Поэтому мы еще разберемся, какую роль сыграло бывшее шведское посольство в этом инциденте».
Олимпиада-2012. Взгляд не из Англии
Международная повестка была бы закрыта не полностью, не коснись Лукашенко Олимпиады.
«Спорт не просто болен, он до мозга костей коррумпирован. Эти судьи, которые принимают решения, они берут деньги и присуждают победу тому, кто дает больше».
Лукашенко отметил, что правила проведения многих видов спорта меняются буквально на глазах в угоду отдельным спортивным чиновникам: «Все меняется на глазах. Например, условия, правила борьбы в спорте меняются под судью, чиновника, чтобы вмешаться и, на этом заработав деньги, кого-то загубить, кого-то выкинуть».
При этом представители Международного олимпийского комитета предпочитают не замечать происходящее, считает Лукашенко: «МОКовские начальники — они приехали туда как будто только для того, чтобы королеве медаль вручить. Их же нигде не видно и не слышно. Почему они не вмешиваются? Ходят, пальцы растопырив, деньги на этом зарабатывают, уничтожая спортсменов и унижая государства, которые туда приезжают. Вот в чем проблема».
В качестве примера Лукашенко привел ситуацию с белорусским метателем молота Иваном Тихоном. По словам Лукашенко, если бы о недопуске Тихона предупредили заранее, Беларусь могла бы произвести замену. Однако ему отказали в участии в Олимпиаде непосредственно перед стартом, и Лукашенко знает, почему это произошло: «Всемирную федерацию то ли возглавляет, то ли является там главным функционером гражданин Венгрии. А в отсутствие Тихона кто завоевал медаль? Венгерский молотобоец. Значит, ему расчистили дорогу, убрав Тихона. Мол, когда-то у Тихона 8 лет назад было что-то... Так его перепроверили десятки раз. Он абсолютно чистый белорусский парень. А его взяли и выбросили. А почему выбросили? Потому что ответственности не чувствуют».
«Вот что такое сегодня спорт — это не политика, это грязь и коррупция по всем направлениям, где только возможно. Я даже публично не могу говорить обо всех фактах, которые знаю. Но, думаю, у меня будет еще возможность (не в Англии, так в другой стране) все, что я вам сейчас сказал, сказать этим функционерам».
Недоволен Лукашенко и результатами белорусов на Олимпийских играх в Лондоне: «Мы вместе с россиянами пока проваливаем Олимпиаду. Они, конечно, много медалей завоевали, но не столько, сколько должны были. И мы тоже».
Так говорит Лукашенко: 500 долларов — это не деньги
Экономический блок президентского спича был посвящен проблеме внешнего долга — не такой страшной, как кажется со стороны; перспективам белорусской экономики после вступления России в ВТО — не таким мрачным, как рисуют независимые эксперты; и интересу Беларуси к покупке активов на территории РФ — настолько невоспринимаемому самой Россией, что непонятно зачем об этом вообще говорить.
В Беларуси достаточно средств для выплаты внешних займов и повышения заработной платы, заявил Лукашенко: «Для того чтобы пару миллиардов этих долгов выплатить — проблем никаких нет. Эти деньги уже есть сегодня без использования золотовалютных резервов».
Механика стабильности, кстати, очень проста. Лукашенко ее пояснил буквально на пальцах: Национальному банку доведено задание по наращиванию объема ЗВР, а правительству дано задание заработать деньги на развитие страны, на повышение зарплаты людям и на возвращение внешних займов.
Однако на ближайшие два года припадает пик выплат по внешним займам, и сможет ли Беларусь, выполняя долговые обязательства, сохранить темпы экономического роста и роста доходов населения?
«Абсолютно точно заявляю: если не хватит (финансовых ресурсов), и зарплату повышать не будем. Но то, что должны вернуть по долгам, вернем. Если бы не было этих долгов, конечно же, экономика развивалась бы более высокими темпами. Они и так приемлемые, но были бы более высокими».
Лукашенко еще раз напомнил, что для повышения заработной платы необходимо прежде всего повысить производительность труда, а уже после этого заработанные деньги отдать людям в виде повышенного размера заработной платы: «Я вижу, что это сделать можно. И требования небольшие — что такое 500 долларов? Это не деньги. Поэтому страха в этом нет».
Он подчеркнул, что в том случае, если бы не хватало денег для обеспечения и обслуживания внешних заимствований, то не могло бы быть и речи о повышении заработной платы: «Потому что если мы хоть на одну ступеньку сами свой рейтинг понизим, нам никто никогда не одолжит деньги и кредитов не дадут».
«Если уж мы будем видеть, что не успеем россиянам вернуть миллиард долларов, я уж как-нибудь договорюсь с президентом России, чтобы он отстрочил на год этот возврат», — сказал Лукашенко. Такой же фокус официальный лидер обещает в случае необходимости провернуть и с другими кредиторами — Китаем и Ираном.
Что касается вступление России в ВТО, то Лукашенко уверен, что это не окажет негативного влияния на белорусские предприятия и экономику в целом: «Вступление России в ВТО на наших производителях и экономике обязательно отразится. Нам надо будет работать еще более качественно и с меньшими затратами. Больше ничего не надо. А резервы у нас колоссальные».
«Мы сможем конкурировать. Но чтобы не потерять то, что есть, надо сокращать составляющие по себестоимости и улучшать качество, что мы, кстати, и делаем. И за счет строительства АЭС, которая даст электроэнергию наполовину дешевле, чем сейчас, мы тоже будем сокращать эти затраты», — считает Лукашенко.
Кроме того, он напомнил, что Россия, вступая в ВТО, взяла на себя обязательства поддержать в этом плане Казахстан и Беларусь: «Мы с Россией, и с Владимиром Путиным, и с Дмитрием Медведевым, этот вопрос обсуждали».
Лукашенко отметил, что Россия, вступая в ВТО, также получила для себя достаточно хорошие преференции и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и в других сферах: «Это и наши преференции. И рано или поздно, если мы хотим иметь что-то от ВТО, мы, туда вступив, все равно вынуждены будем с ними конкурировать. То есть, данный этап нашу страну и экономику подготовит к вступлению в ВТО. Поэтому не надо его демонизировать, все равно мы будем конкурировать и конкурируем».
«Если у них нет методов разумной конкуренции, они, знаете, как делают — санкции вводят и прочее. Нам никогда не было легко. Поэтому надо шевелить мозгами, напрягаться, видеть свою судьбу и рисовать ее в хороших красках. Ничего страшного не будет, будем жить, бороться по всем направлениям и защищать своих людей. Я не вижу здесь катастрофы».
Беларусь не теряет интереса к российскому производителю сельхозтехники «Ростсельмаш», строя планы по его объединению с «Гомсельмашем». Лукашенко уверен, что создании холдинга на базе этих гигантов «Беларусь получит огромные преимущества».
«Если они нам продадут завод, который остановлен (мы с Дмитрием Анатолиевичем Медведевым обсуждали этот вопрос), мы с удовольствием его заберем, сделаем холдинг, производственное объединение и будем выпускать различные комбайны и другую технику», — отметил Лукашенко. Он подчеркнул, что Беларусь интересует не столько «Ростсельмаш» сам по себе, сколько огромный российский рынок: «Если станем еще и российским предприятием, у нас не будет проблем работы на этом рынке».
Лукашенко намерен провести еще одни честные выборы
«Если бы сегодня наша пятая колонна с оппозицией чувствовали, что они победят, тогда не говорили бы, что выборы нелегитимны, потому что тогда и они были бы нелегитимными. А раз так говорят, значит, они понимают, что в данной ситуации они пролетят как фанера над Парижем.
Какую тактику они изберут — это их мышкование, и связано оно только с одним (другого, третьего нет) — получить деньги, хоть маленькие, сейчас Запад мало им дает. Хотя бы эту долю им дал Запад, они готовы тут шуметь, кричать, взрывать, стрелять, что угодно делать — это их политика. Это знают все. Уже простой народ это знает».
По словам Лукашенко, и в нынешнюю избирательную кампанию так и не появились альтернативные кандидаты со стороны оппозиции: «Все те же лица, замызганные, замусоленные, которые ездили и предавали страну и травили народ. Эти замызганные лица опять просятся во власть и ясно, какую политику они будут проводить».
Затронул Лукашенко и тему оценки выборов в Беларуси со стороны международных наблюдателей: «Пригласили, как вы видите, всех этих надсмотрщиков, кто был и кто не был у нас, пусть смотрят. Мы знаем, что они напишут. Мы уже первые доклады их получаем. Еще выборов нет, а мы уже прочитали. Мы знаем, что они будут нас долбать, как бы ни провели эти выборы, но мы идем на это, потому что мы открыты: идите и смотрите».
«Я прямо сказал чиновникам и вовлеченным в парламентские выборы: не делайте того, что вызовет некие подозрения и даст повод говорить о нелегитимности нынешнего парламента. Мы будем проводить, и на это нацелены, честные выборы».
Последние Комментарии