Госаппарат испытывает кадровый голод
Условия работы в госорганах, существующие в настоящее время, не позволяют способным чиновникам раскрыться…
На минувшей неделе высшее руководство страны фактически признало, что в госаппарате существуют серьезные проблемы с кадрами. Выражаются они в том, что на руководящие должности (в чем мы за последний месяц могли убедиться) назначаются одни и те же лица. Президент констатировал, что обновление руководящих кадров идет медленно и поручил повысить престиж госслужбы. Интернет-газета Naviny.by решила разобраться, почему госаппарат испытывает кадровый голод.
Чиновники в поисках лучшей жизни
Серьезные проблемы с кадрами в госорганах начались еще в прошлом году в период валютно-финансового кризиса. В силу того, что курс доллара стремительно повышался, а зарплаты чиновников стояли на месте, даже в правительстве начался отток служащих. К слову, за январь-сентябрь 2011 года, то есть когда курс доллара резко скакал, из Совмина, по информации Naviny.by, уволились более 40 человек.
Осенью 2011 года ситуацию на валютном рынке удалось стабилизировать, а уже с начала 2012 года зарплаты чиновников верховная власть стала повышать. Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, в министерствах за первое полугодие текущего года средняя рублевая зарплата выросла на 30-40% и в июне, в зависимости от органа госуправления, зачастую находилась в коридоре от 400 до 600 долларов.
Тем не менее, вопрос о зарплате для госорганов остается актуальным – далеко не всех устраивает существующий доход. И те, кто может найти себе более достойную работу в реальном секторе экономики, покидают органы госуправления.
«Получать 4 млн. рублей при курсе 8500 рублей за доллар не хотелось», — говорит бывший сотрудник концерна «Белгоспищепром». Свой уход с прежнего места работы он аргументирует тем, «что уровень зарплаты не позволял ему кормить семью».
Некоторые покидают органы госуправления и идут в коммерческие структуры, другие – ищут лучшей доли в соседних странах.
В Евразийскую экономическую комиссию, находящуюся в Москве, уезжают работать и белорусские, и казахстанские специалисты. Зарплаты там заметно выше.
По имеющейся информации, заместитель департамента ЕЭК зарабатывает около 5 тысяч долларов в месяц, чиновники рангом ниже – около 3-4 тысяч. С учетом того, что сотрудникам ЕЭК предоставляется служебное жилье, переезд из Минска в Москву выглядит весьма привлекательным вариантом.
Правда, попасть на работу в ЕЭК белорусам непросто. Дело в том, что кадровый состав комиссии формируется пропорционально финансированию странами этого наднационального органа. Квота для белорусов в ЕЭК, по неофициальной информации, составляет всего лишь около 6% (от общего состава комиссии).
Тем не менее, как бы тяжело ни было искать более хлебные места, белорусские чиновники мотивированы это делать. «В России и Казахстане чиновникам государство помогает решить и жилищный вопрос, белорусским чиновникам нередко приходится работать за «голую» зарплату», — рассказал Naviny.by российский чиновник, знакомый с белорусскими реалиями.
Отсутствие серьезных материальных бонусов на белорусской госслужбе является одной из причин того, что в госаппарате наблюдается дефицит кадров. Это особенно заметно, если мы посмотрим на руководящие должности.
Лучше молчать, чем быть клоуном
Последние кадровые назначения (Петра Прокоповича – на должность помощника президента, Владимира Макея – министром иностранных дел, Андрея Кобякова – руководителем Администрации президента) показывают, что на высокие должности выдвигаются люди из старой «колоды».
И это неслучайно: Александр Лукашенко в августе дважды намекал на кадровый дефицит.
Назначая Макея министром иностранных дел, Лукашенко отметил, что «не слишком большой список у нас опытных, знающих дело профессионалов в этой сфере». Представляя коллективу президентской администрации Кобякова, белорусский лидер констатировал, что обновление руководящих кадров идет медленно и в связи с этим президент призвал повысить престиж государственной службы.
«Люди уходят не только из-за низкой зарплаты», — отметил в беседе с корреспондентом Naviny.by бывший работник министерства. Собеседник обратил внимание, что задачи, которые ставятся сегодня перед госорганами, не могут быть привлекательными для квалифицированных специалистов.
Действующая система доведения директивных показателей превратила чиновников республиканских органов госуправления в представителей Госплана. Естественно, такая система не может привлекать внимание квалифицированных работников. Поэтому понятно, почему у нас в госорганах практически нет сотрудников, которые получили образование за рубежом. Более того, людей со знанием английского языка в органах госуправления крайне мало.
Однако это еще полбеды. Эксперты говорят о том, что сегодня даже инициативные чиновники, наученные горьким опытом бывшего вице-премьера Сергея Румаса, предпочитают со своими идеями не высовываться.
«Людей, способных генерировать идеи, в органах госуправления становится меньше. А те, кто готов их генерировать, задают вопрос: зачем?» — отмечает эксперт, знакомый с положением дел в органах госуправления.
Пассивность и безразличие появились в органах госуправления неслучайно. История с Румасом, который неоднократно выступал с достаточно прогрессивными идеями, была весьма поучительной для всех тех, кто работает в госаппарате.
«Правильные вещи, сказанные с высокой трибуны высоким лицом, должны быть обязательно реализованы. Иначе получается профанация, а персоналии, которые озвучивали «правильные вещи», превращаются в клоунов», — говорят эксперты.
Именно такая история получилась с Румасом, который часто выступал с прогрессивными идеями, многие из которых так и не были воплощены в жизнь.
«Нельзя постоянно делать громкие заявления, а потом встречать непонимание. Начинается внутренний конфликт. Это неприятно:на личностном уровне и профессиональном. Поэтому все предпочитают молчать», — описывают эксперты ситуацию.
Таким образом, условия работы в госорганах, существующие в настоящее время, не позволяют способным чиновникам раскрыться. В то же время возможность профессиональной самореализации – одно из необходимых требований, которое выдвигают опытные управленцы, выбирая место работы. Если такая ситуация будет сохраняться в дальнейшем, свежая кровь вряд ли придет в организм, имя которому госаппарат Беларуси.
Обсудим?