Другие материалы рубрики «Политика»
-
Политологи не верят в успех минских переговоров ТС-ЕС-Украина
Украинские аналитики сомневаются, что на переговорах 26 августа в Минске будут приняты поворотные решения…. -
26 августа в Минске пройдут первые переговоры Путина и Порошенко
Минск превращается из рядовой переговорной площадки в плацдарм, на котором решаются судьбоносные вопросы для всего региона…
- Президенты Беларуси, Украины и России обсудили детали встречи в Минске
- Лукашенко, Путин и Назарбаев обсудили вопросы отношений с Украиной, Астана готова провести встречу ТС-ЕС-Украины
- 26 августа в Минске пройдет саммит ЕС – Украина – Таможенный союз
- В Могилеве КГБ ведет административный процесс против журналистов Александра Буракова и Михаила Аршинского
- Лукашенко посетит Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр под Минском
- Лукашенко: у Украины не должно быть вопросов к нашим пограничникам
- Лукашенко: к сожалению, мир в Украине никому не нужен
- Леонид Кучма: вопрос стоит ребром — быть Украине или не быть
- Лукашенко: народ должен знать, откуда у чиновников деньги и собственность
- Хроника правления Александра Лукашенко. 20 лет у власти
Политика
Оппозиция в погоне за призраком «единого кандидата». Четвертая попытка
«Единый кандидат от оппозиции». Про него много говорят, но его никто не видел. Да и по большому счету — его никогда не было. Хотя перед каждыми президентскими выборами оппозиция декларирует важность такого выбора. С этой задачей более-менее справились в 2001-м и 2006-м, в 2010 году действия БХД усложнили и в конечном итоге сорвали повторное выдвижение Милинкевича, открыв «парад кандидатов». В преддверии кампании-2015 оппозиция снова выбирает себе лидера… Станет ли предыдущий опыт наукой?
Вот ретроспектива тщетных попыток определения единого кандидата от демократических сил на президентские выборы в Беларуси.
Особенность выборов единого от оппозиции всегда была в том, что обстоятельства, настоящие мотивы, коалиции и прочие нормальные для политики вещи никогда не обсуждались. Простой человек в Беларуси, который немного интересуется внебытовым, слышит речи про важность единства, принципы и желание победить, но не знает, что находится за кулисами процесса. В итоге в какой-то момент оппозиция называет одно или сразу восемь имен — без объяснений, аргументов, фактов. Вне зависимости от количества «единых» они вызывают много вопросов, и главный — кто это?
Большинство белорусов хотят перемен и хотят видеть альтернативу Александру Лукашенко на выборах. Это еще не значит, что они готовы поддержать любого «без усов», но спрос на ответ «кто, если не Лукашенко?» есть. До президентской кампании 2015 года остается еще год. Оппозиция предпринимает четвертую попытку избрать единого кандидата.
Согласно июньскому опросу НИСЭПИ, наибольший рейтинг из тех, кто открыто заявил о своих планах участвовать в выборах 2015 года, имеет лидер гражданской кампании «Говори правду» Владимир Некляев — 6,2%. Но при выборе единого узнаваемость и рейтинг никогда не играли решающий роли, скорее наоборот — мешали, ведь никому не было выгодно усиливать сильного. К слову, такое уже случалось в 2007 и 2010 годах, когда самого рейтингового демократического политика того времени Александра Милинкевича «задвинули» сначала лидеры оппозиции на Конгрессе демократических сил (2007 год), а потом руководство БХД, которое своей позицией фактически разрушило «Беларускі незалежніцкі блок», призванный было стать для него опорой.
Итак, полгода назад решили — нужен новый Конгресс демократических сил: началась борьба за должность первого в своем кругу и второго на выборах.
Сейчас многие эксперты заявляют, что оппозиция уже проиграла президентскую кампанию, потому что личные амбиции выше всего остального. Давайте оглянемся назад и проанализируем все попытки оппозиции выдвинуть единого кандидата и причины их провала.
2001 — Гончарик и Домаш. Есть единый, нет единства
В 2001 году единого кандидата выбирали через КРДС (Координационную раду демократических сил) — пожалуй, самый эффективный центр оппозиции за все время. Однако к периоду выборов единого кандидата деятельность КРДС была значительно ослаблена из-за искусственного расширения его состава (в том числе за счет профсоюзов) и из-за создания под эгидой офиса ОБСЕ альтернативного Консультативного совета оппозиционных политических партий (КСОПП), в который входила и провластная Либерально-демократическая партия.
В качестве претендентов на звание единого кандидата были выдвинуты пять оппозиционных политиков — Владимир Гончарик, Семен Домаш, Михаил Чигирь, Павел Козловский и Сергей Калякин. Каждый кандидат оценивался по нескольким параметрам: количество собранных подписей, электоральный рейтинг, наличие дееспособных структур и ресурсов.
16 января 2000 г. в конференц-зале гостиницы «Беларусь» было оглашено заявление ряда общественных организаций, независимых профсоюзов и других объединений граждан о поддержке Семена Домаша как единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2001 года. На фото слева направо: Виктор Ивашкевич, Андрей Санников, Александр Милинкевич, Виктор Корнеенко и Семен Домаш |
|
Длительные споры в кругу оппозиции привели к тому, что на регистрацию пошли два кандидата от оппозиции — Владимир Гончарик, который в то время руководил профсоюзами, и Семен Домаш, управленец из Гродно.
До последнего момента КРДС не мог принять решения, кто лучше. Лидеры оппозиции лично принимали решение в закрытой комнате в прямом смысле слова в последнюю минуту. Надо признать, публично Семен Домаш выглядел гораздо более интересно — управленец, белорусскоориентированный, полный энергии. Просто мечта сегодняшней оппозиции — номенклатура, которая хочет видеть Беларусь независимой и белорусской.
Но это оказалось не важным. Мифическая сила профсоюзов, которые в критический момент якобы должны были выйти за своего лидера, стала решающим фактором. После регистрации обоих кандидатов Семен Домаш снял свою кандидатуру в пользу профсоюзного лидера Гончарика.
Семен Домаш и Владимир Гончарик
Однако Владимир Гончарик по-настоящему единым кандидатом от оппозиции не стал: в последний момент Домаш фактически отказался от борьбы, ни его электорат, ни его команда не пошли «под Гончарика», да и на площадь в день выборов миллионные члены профсоюзов за своего лидера не вышли.
После выборов профсоюзы получили нового главу, а оппозиция забыла имя «единого» буквально на следующий день. В новой коалиции демократов места для кандидата, набравшего 15,6% по официальным данным и 25,8% согласно данным НИСЭПИ, не оказалось.
2006 — Единый +1
Выборы единого на президентскую кампанию 2006 года проходили по иному сценарию — через Конгресс демократических сил (КДС).
Тут были и скандалы, и интриги. Среди претендентов — два очевидных лидера: представители партийной оппозиции Анатолий Лебедько и гражданского общества Александр Милинкевич.
Лебедько — молодой, энергичный, узнаваемый лидер Объединенной гражданской партии (к тому времени он возглавлял ее всего пять лет), получил поддержку коммунистов Калякина и, казалось, являлся очевидным фаворитом. Напомним — на тот момент его знали и как одного из главных лидеров Объединенных демократических сил (ОДС) крупной оппозиционной коалиции того времени.
Ему противостоял никому не известный представитель гражданского общества, а точнее, сети ресурсных центров БАРЦ Александр Милинкевич, которого поддержала Партия БНФ во главе с Винцуком Вячоркай.
Выдвижение делегатов через собрания оппозиции в районах сопровождалось регулярными скандалами, демаршами, конфликтами. За неделю до конгресса команда Милинкевича продавила изменения в процедуру выбора делегатов, что позволило открыть двери в делегаты конгресса представителям НГО в обход собраний. Это уничтожило первоначальный перевес Лебедько почти в 30% и он проиграл 8 голосов.
Результаты конгресса были неожиданными (как минимум для Лебедько) и показали важность процедуры выдвижения делегатов. Лидер ОГП признал поражение. Члены его команды заняли места в избирательном штабе Милинкевича, а возглавил его лидер коммунистов Сергей Калякин.
Александр Милинкевич и его жена Инна Кулей демонстрируют регистрационное свидетельство кандидата в президенты, 17 февраля 2006 г. |
|
В 2013 году Лебедько признавался: «Не все были уверены в абсолютной чистоте и честности этой процедуры, но мы приняли правила этой борьбы, и все обязательства, которые мы взяли на себя, мы выполнили. Это не страшно, что мы проиграли. В той ситуации очень важно было сохранилась цельность команды, только так много можно было что-то сделать».
«Единственность» Милинкевича омрачило выдвижение Александра Козулина, в недавнем прошлом влиятельного ректора БГУ. Его поддержала БСДП (Г) — выбрала своим лидером. Козулин вел себя вызывающе и агрессивно. Все запомнили его фразу «Саша, где деньги?» и неудавшийся прорыв на Всебелорусское собрание.
Александр Козулин со своими сторонниками на Октябрьской площади. 17 февраля 2006 года
Это демократическое раздвоение раскололо демократический электорат. В итоге, по данным независимых социологов, Милинкевич получил почти в три раза больше голосов, чем Козулин. Но даже вместе у них оказалось меньше голосов, чем у Лукашенко. Столь существенное различие в голосах социологи объясняют тем, что Милинкевич был выдвинут кандидатом на пост президента Конгрессом демократических сил, а не отдельной партией. Но Площадь-2006 была массовой и показала реальную поддержку кандидатов.
После выборов Козулин за организацию акции протеста попал в тюрьму, а вожди оппозиции заявили, что Милинкевич больше не ее лидер — он равный среди всех. Правда, забыть его, как когда-то Гончарика, не получилось. Александр Милинкевич создал свою организацию — движение «За свободу» — и стал самым узнаваемым белорусским демократическим политиком в Европейском союзе (в том числе был удостоен престижной премии им. Сахарова). В 2007 году Милинкевич отказался от должности сопредседателя оппозиции на Конгрессе демократических сил — это говорило о том, что он чувствует себя вполне уверенно. Его рейтинг, организация и признание внутри и вне страны давали все основания рассчитывать, что в 2010 году его лидерство будет неоспоримо.
2010 — «Парад кандидатов»
В 2010 году оппозиция выдвинула восемь кандидатов в президенты. Этот опыт закончился печально, тюрьмы избежали только двое: Ярослав Романчук и Григорий Костусев.
Готовиться к выборам начали заранее. В 2009 году ряд лидеров в демократических силах стали продвигать идею объединения на основе европейских и правоцентриских ценностей. Милинкевич не раз заявлял, что руководство Калякина в кампании-2006 связывало его по рукам и ногам в том, что он должен говорить избирателям. Такой подход делил всю оппозицию на правую, проевропейскую, и левую, пророссийскую.
До 2009 года действовала коалиция Объединенные демократические силы, у нее не было своего кандидата на выборы, как и процедуры его выдвижения, так как в ней точно не стал бы участвовать главный претендент на этот пост — Милинкевич. К слову, он сам тоже не горел желанием собирать конгресс, а был согласен на выдвижение от блока организаций и формального съезда активистов оппозиции (позже был проведен Европейский форум, на котором Милинкевич фактически предстал как лидер проевропейских сил).
В конце ноября 2009 года было объявлено о создании национально-демократической коалиции «Беларускі незалежніцкі блок» (БНБ), главными действующими лицами которого стали движение «За свободу», Партия БНФ и молодая амбициозная незарегистрированная партия «Белорусская христианская демократия» (БХД) во главе с Павлом Северинцем и несколькими сопредседателями.
Ради создания новой коалиции Партия БНФ под руководством нового лидера Алексея Янукевича вышла из ОДС, чем фактически приговорила ее к исчезновению.
Независимая пресса сразу же окрестила новую структуру «блоком Милинкевича». Несмотря на то, что Милинкевич растерял часть рейтинга 2006 года и не удержал лидерство в оппозиции, в 2009 году он оставался самым рейтинговым и влиятельным демократическим политиком в Беларуси и был фактически единственным кандидатом на звание единого.
Казалось, преграды сняты — путь открыт. Есть и сильная, правильная коалиция, и сильный кандидат.
Однако вместо одного правоцентристского кандидата на выборы ринулись сразу трое: председатель «Союза за модернизацию Беларуси» Алесь Михалевич, представитель Партии зеленых Юрий Глушаков и заместитель председателя Партии БНФ Григорий Костусёв. А самый рейтинговый кандидат остался в тени. Почему не договорились о едином?
«На тот момент предложенная Партией БНФ процедура выхода на единого кандидата от «Беларускага незалежніцкага блока» была торпедирована нежеланием представителя БХД идти на компромиссы. После этого стало понятно, что на выборах будет парад кандидатов, которые будут позиционировать себя самым различным образом. Стало очевидно, что для многих кандидатов задачи персональной раскрутки, имиджа политических структур становятся важнее всего остального», — объяснял причины фактического развала БНБ лидер Партии БНФ Алексей Янукевич в апреле 2013 года.
Руководство БХД не согласилось с ходом внутренних переговоров и начало войну в прессе против бывших союзников. В результате ухода БХД из БНБ и решения выдвинуть от БХД Виталия Рымашевского (Павел Северинец к тому времени еще не вступил в «президентский» возраст) правоцентристкий блок развалился и Александр Милинкевич отказался выдвигаться кандидатом.
Это создало возможность для других структур, среди которых появился новый игрок — гражданская кампания «Говори правду» (ГП) с ее лидером, известным белорусским поэтом Владимиром Некляевым.
Изначально ГП активно сотрудничала с ОГП, имея договор, что кандидат от ОГП Ярослав Романчук снимет свою кандидатуру после регистрации в пользу Некляева. Но, получив регистрацию, ОГП заявила о самостоятельном участии в выборах.
В итоге 18 ноября Центризбирком Беларуси зарегистрировал 10 кандидатов в президенты. Ими стали действующий глава государства Александр Лукашенко, а также Григорий Костусев, Алесь Михалевич, Владимир Некляев, Ярослав Романчук, Виталий Рымашевский, Андрей Санников, Николай Статкевич, Виктор Терещенко и Дмитрий Усс.
До сих пор идут споры, сколько кандидатов реально собрали 100 000 подписей, а сколько воспользовались политическим решением Администрации президента регистрировать всех.
Парад кандидатов закончился 19 декабря тюремными сроками и тотальным разгромом оппозиции…
2015 — Бесперспективный шанс
Вопрос об избрании единого кандидата на президентскую кампанию оппозиция подняла сразу после парламентской кампании 2012 года.
В 2013 году Владимир Некляев заявил о новом подходе в политике «Не кто, а что» и выходе из публичных переговоров по единому, а в мае 2013 года стартовала инициатива «Народный референдум», которая объединила движение «За свободу», Партию БНФ, «Говори правду», БСДП (Г), незарегистрированную Партию свободы и прогресса. Активный этап непубличных переговоров оппозиция начала нынешней весной — фактически за полтора года до кампании.
Сейчас оппозиция пытается согласовать процедуру выдвижения делегатов на Конгресс демократических сил, который должен пройти то ли в феврале, то ли в марте 2015 года — за полгода до выборов. От состава делегатов будет зависеть, кто станет единым кандидатом от оппозиции. Если таковой вообще появится.
БХД, не входя ни в одну коалицию и не имея своего кандидата (Северинец не может принимать участия в выборах), примеряет на себя роль главного модератора переговорного процесса. Это позволяет БХД остаться на плаву среди основных оппозиционных сил. Правда, новая цель подкрепляется методами, которые ими уже использовались в 2010 году в БНБ.
Так, сопредседатель оргкомитета по созданию партии «Белорусская христианская демократия» Павел Северинец недавно заявил в прессе, что процесс избрания единого кандидата тормозит кампания «Говори правду». Главным камнем на пути нового конгресса стало якобы желание ГП расширить способы выдвижения делегатов еще одним — сбором подписей.
«Они инициировали кампанию «Народный референдум», собирают подписи и хотят так же делегатов выдвинуть. Одним словом, неизвестно зачем затягивают процесс, — сказал Павел Северинец. — Теперь нужно выбирать одно из двух. Либо избирать единого кандидата без «Говори правду», либо брать быка за рога (Некляева) и пытаться решить ситуацию».
В ответ Владимир Некляев пояснил позицию «Говори правду» и ситуацию внутри оппозиции:
«Наши партнеры предложили выдвигать делегатов через собрания активистов оппозиции и через праймериз. Мы с этим согласились, предложив в дополнение к собраниям и праймериз еще и выдвижение через сбор подписей. То есть, любой гражданин Беларуси, желающий реально участвовать в политическом процессе, собирает определенное количество (например, 150) подписей и становится делегатом. Почему мы на этом настаиваем? Потому что хотим расширить представительство на конгрессе, выдвинуть единого кандидата в президенты не только от оппозиции, но и от того нового большинства, которое (по данным того же НИСЭПИ) составляет 52% граждан Беларуси, желающих перемен в стране…».
Александр Милинкевич надеется, что в июле оппозиции все же удастся согласовать процедуру выдвижения делегатов на конгресс, а затем и провести само мероприятие, на котором будет избран единый кандидат в президенты от демократических сил.
Но интрига на этом не заканчивается. Так, в социальных сетях стали появляться слухи, что «За свободу» и Партия БНФ намерены выдвинуть на конгресс своего кандидата — Алеся Логвинца, помощника Александра Милинкевича по международным вопросам. Это создает угрозу развала «Народного референдума».
А в октябре Союз левых партий (лидеры Сергей Калякин и Ирина Вештард) собираются проводить Конгресс левых сил, и кто знает — не выдвинет ли своего кандидата, чтобы поспорить за лидерство в «Толоке» с Анатолием Лебедько, который, как и в 2006 году, считает поддержку бывших коммунистов у себя в кармане?
Генерал Валерий Фролов уже объявил о самостоятельном плавании на президентских выборах. И еще пяток менее известных оппозиционных фигур готовы попытать счастья.
…Единый кандидат всегда был фигурой компромиссной, поэтому раз за разом мы видели, как выбирают не сильного, а приемлемого. Это соответствует интересам тех лидеров, которые должны уступить пост на долгих 6 месяцев кампании. Хотя даже слабый единый является силой оппозиции.
Фото photo.bymedia.net
Последние Комментарии