Другие материалы рубрики «Политика»
-
Итоги заседания трехсторонней контактной группы по Украине
По словам Тальявини, очередной раунд переговоров «был не очень простой». Остались нерешенными вопросы по обмену пленными и судьбе Надежды Савченко… -
Второй тур выборов: пойдет ли Лукашенко на тонкую игру?
Высокий процент поддержки — это ядро идеологемы «народного президента»…
- Делегация парламента Беларуси примет участие в сессии ПА ОБСЕ
- ООН продлила на год мандат спецдокладчика по Беларуси и призвала Минск к сотрудничеству
- Порошенко: проведение выборов на территории Донбасса 18 октября будет означать жесткую атаку РФ на договоренности в Минске
- В Беларусь прибыл госминистр по вопросам обороны Катара
- Макей принял копии верительных документов нового посла Кыргызстана
- «Вопрос недели». Сколько вы готовы заплатить за независимость Беларуси?
- Лукашенко объяснил, что такое независимость
- Тальявини: пятый раунд переговоров по Украине был очень непростым
- Пушилин и Дейнего рассказали о результатах переговоров по Украине
- Три условия проведения выборов от Лукашенко — открыто, честно, спокойно
Политика
Чем грозит Беларуси выход России из ДОВСЕ?
Приближение четвертьвекового юбилея Договора об обычных вооруженных силах в Европе Россия отметила окончательным выходом из него. Это может привести к усилению военных угроз для Беларуси.
А ведь так хорошо начиналось
11 марта Россия «полностью приостановила» свое участие в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Целью документа, подписанного в Париже 19 ноября 1990 года, было предотвращение разрешения конфликтов с помощью силы путем устранения многократного превосходства армий Варшавского пакта над войсками НАТО на континенте в обычных вооружениях.
Первоначально участниками соглашения стали 16 государств НАТО и 6 стран Организации Варшавского договора (ОВД). Оно ограничивало количество танков, боевых бронированных машин, артиллерии калибра 100 мм и более, боевых самолетов и ударных вертолетов, а также устанавливало так называемые фланговые ограничения, не позволявшие сторонам сосредотачивать крупные военные объединения для стратегического охвата противника.
Договор позволил резко сократить военные потенциалы. Так, к 1996 году Соединенные Штаты, войска которых составляли значительную часть вооруженных сил альянса, сократили численность своих военнослужащих на континенте с 344 до 100 тысяч, боевых самолетов — с 666 до 168, а к 2011-му из почти 6000 танков у них здесь осталось только 100.
Кроме того, были созданы условия для обеспечения прозрачности военной деятельности (уведомления о количестве вооружений и военных мероприятиях, внезапные инспекционные проверки), в результате чего была существенно повышена степень доверия.
В общем, до поры до времени ДОВСЕ считался едва ли не самым успешным проектом в области разоружения. На нем не сказался даже распад СССР: его квота была разделена между новыми независимыми государствами.
Москва против
Увы, довольно скоро Россия начала выражать недовольство. В 1996 году по ее требованию в связи с войной в Чечне были пересмотрены границы фланговых зон — Ленинградского и Северокавказского военных округов.
Однако значительно более острые противоречия возникли в конце 90-х, когда страны Балтии и бывшие союзники Москвы по ушедшей в историю ОВД стали дрейфовать в сторону Североатлантического альянса и соотношение сил начало меняться в пользу последнего.
Понимая озабоченность российских властей, в НАТО согласились на адаптацию ДОВСЕ к новым условиям, и в 1999 году на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано соответствующее соглашение.
Прежний блоковый вариант трансформировался в систему национальных и территориальных уровней, примерно на 20% были сокращены суммарные уровни вооружений стран НАТО, а фланговые квоты РФ, напротив, увеличены в 1,3-3,7 раза. Принципиально новым положением адаптированного ДОВСЕ стало ограничение 21 днем пребывания транзитных вооружений на территории любого государства-участника.
Вдобавок вне рамок договора страны НАТО взяли на себя обязательство не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса.
Взамен Россия обязывалась вывести к концу 2002 года свои военные базы из Грузии и Приднестровья. Во втором случае этого, как известно, не произошло до сих пор. А поскольку для стран НАТО это было непременным условием ратификации договора, она не состоялась.
Что, впрочем, не мешало альянсу соблюдать положения документа. Так, при том что в его рамках нынешняя суммарная квота НАТО составляет 22 424 танка, в действительности на 1 января 2011 года их насчитывалось почти вдвое меньше — 11 624. Примерно такое же соотношение имело место и по остальным видам вооружений.
Тем не менее, российские высокопоставленные лица начали говорить о возможности выхода страны из ДОВСЕ. В итоге в 2007 году Москва приостановила свое участие в нем, перестав информировать партнеров о составе и дислокации своих войск.
Примечательно, что, несмотря на этот шаг, в 2009 году в порядке реформирования вооруженных сил в России намеревались сократить количество танков до двух тысяч, то есть почти в десять раз по сравнению с 2005 годом.
Беларусь между молотом и наковальней
Выйдя из ДОВСЕ, Москва попросила официальный Минск представлять ее интересы в Совместной консультативной группе. Как и следовало ожидать, тот возражать не стал.
Кстати, отношения белорусских властей с договором тоже не всегда были безоблачными. Поскольку Беларусь оказалась самым милитаризованным государством в Европе, на ее долю выпала и самая большая нагрузка — надлежало уничтожить 3127 единиц техники — в 2,8 раза больше, чем США, Великобритании и Франции вместе взятым.
За год до истечения срока (ноябрь 1995 года) было ликвидировано две трети этого количества. Однако в феврале Александр Лукашенко заявил о приостановке процесса, объяснив это поначалу намечавшимся расширением НАТО. А когда Запад потребовал выполнения обязательств, в качестве причины были выдвинуты экономические трудности с требованиями предоставить материальную помощь. В конце концов, с полугодовым опозданием процесс ликвидации излишков вооружения был завершен.
Вместе с тем, в 2007 году белорусские власти отказались последовать примеру Кремля и свое участие в ДОВСЕ не приостановили.
Вероятно, нет необходимости доказывать, что в отсутствие открытости и доверия в военных вопросах безопасность обеспечивается посредством сдерживания.
Не исключено, что в этой ситуации Москва потребует от нашей страны новых доказательств союзнической верности, например размещения на ее территории своих военных контингентов.
Но даже если этого не произойдет, ситуация вблизи белорусских границ в случае продолжения конфронтации России с Западом вполне может серьезно обостриться.
Последние Комментарии