О Второй мировой войне помним. А о первой?

 


Василий СЕМАШКО


 


Когда в Первую мировую войну в феврале 1916 года немецкие войска неожиданно начали мощное наступление на Верден, возникла угроза падения Франции, французское командование обратилось к союзнической России с просьбой начать наступление на Восточном фронте с целью отвлечь туда силы немцев от Франции. Русское командование пошло навстречу. В марте 1916 года в районе белорусского озера Нарочь в результате проведенной русскими военной наступательной операции ценой от 80 000 до 100 000 жизней русских солдат была спасена Франция. Потери противника составили около 40 000 человек. После этого на Нарочанском участке фронта больше серьезных боев не было.


В двадцатые годы прошлого века в городе Кассель был организован Немецкий народный союз по уходу за военными захоронениями. В него тогда входили бывшие фронтовики, чьи товарищи погибли в боях на разных фронтах. Поражение в Первой мировой войне во многом сплотило немцев, и на волне патриотического подъема организация по уходу за военными захоронениями пользовались уважением у правительства.


При благоустройстве военных захоронений Народный союз не делает разницы между своими и чужими солдатами. Смерть на поле боя уравняла их. Бывшие враги имеют одинаковые памятники и нередко покоятся рядом на одном кладбище.


 1.	Военное кладбище около деревни Муляры в Вилейском районе


Нарочанский край находился под властью Польши с 1920 года по 1939-й. В это время немцы часто приезжали сюда. При помощи местных жителей они раскапывали разбросанные по лесам воинские захоронения, по металлическому медальону определяли имя и звание погибшего и перезахоранивали останки на кладбищах. Рядом с германскими солдатами нередко хоронили и русских.


На каждом кладбище ставили памятник, поясняющий, воины какой дивизии или какого полка покоятся здесь. Все надписи на общих памятниках выполнены на немецком языке, надписи на могильных памятниках — на немецком и кое-где на польском языках. Частично благоустройство могил оплачивали родственники погибших: некоторые могилы оформлены богаче остальных.


2.	На самом большом в районе Нарочи военном кладбище в деревне Нарочь (Мядельский район). Под частью крестов могил не существует. При благоустройстве кладбища в середине 1990-х валявшиеся кресты были просто аккуратно расставлены 


Когда Западня Беларусь в 1939 году была присоединена к СССР, немцы продолжали искать и благоустраивать свои захоронения, попутно знакомясь с местностью для предстоящей войны.


Во Вторую мировую войну больших боев здесь не было. Глухой и болотистый Нарочанский край был партизанской зоной. Все сохранившиеся там до наших дней бетонные укрепления и остатки окопов — следы Первой мировой войны.


Если "за польскім часам" за русскими кладбищами хоть как-то присматривали, то за время советской власти они быстро заросли кустами и лесом. В послевоенное время местные власти не обращали внимания на запущенные захоронения, которые тогда не были еще стерты с лица земли. Большие деревянные кресты, указывающие на братские могилы, разрушились за несколько десятилетий, и захоронения стали неотличимы от окружающей местности. Часть запущенных кладбищ распахали под посевные поля или уничтожили во время осушения болот при строительстве мелиоративных каналов.


 3.	Остатки немецкого ДОТа


В Мядельском краеведческом музее я видел литую табличку с братской могилы русских солдат, так сотрудники музея даже не могли сказать, с какого места принесли им этот экспонат.


Благоустроенные немецкие захоронения власти тоже не трогали, но и не ухаживали за ними. Больше всего пострадали немецкие военные кладбища от "гробокопателей", пытавшихся найти там награды, которые немцы клали вместе с погибшим, а также от вандалов из числа местных жителей. Пожилые люди еще помнят имена буйных земляков, кто, выпив для храбрости, шел на кладбище мстить солдатам, погибшим задолго до своего рождения.


 Точное количество немецких военных кладбищ на Нарочи и вообще в Беларуси — неизвестно. Все они располагаются вблизи пересекавшей с севера на юг Беларусь линии фронта Первой мировой войны. Мне известно о пяти немецких военных кладбищах на месте проведения Нарочанской военной операции.


Только в 90-х годах на заброшенные немецкие военные кладбища обратили внимание. Не местные власти, а Немецкий народный союз. С 1994 года нанимаемые немцами местные жители стали приводить в порядок эти заброшенные кладбища.


4.	Разрушенный местным жителем памятник бывшего военного кладбища около деревни Карабаны (Мядельский район) 


На благоустроенных военных кладбищах немцы дополнительно к памятнику устанавливают одинаковые большие металлические кресты с памятной надписью у основания, поясняющей на русском и немецком языках: "Здесь покоятся солдаты — жертвы Первой мировой войны". Немецкий народный союз по-прежнему верен традиции и не делит погибших солдат на "своих" и "чужих".


Работы по благоустройству военных захоронений проводились в спешке. В результате многие могилы сравняли с землей. Нередко могильные памятники установлены на пустом месте для того, чтобы они смотрелись аккуратными ровными рядами. Некоторые могильные памятники вовсе исчезли. И все же благодаря проделанной работе вид этих кладбищ значительно изменился в лучшую сторону. Благоустроив воинские захоронения, немцы продолжают тщательно ухаживать за ними: несколько раз в год газонокосилками подстригают траву, подкрашивают цепи ограды и металлические кресты.


В лесу между деревнями Проньки и Занарочь находится место первоначального захоронения 266-го резервного пехотного полка, воевавшего в составе 80-й резервной дивизии. Это кладбище в 30-е годы перенесли в деревню Проньки, где на военном кладбище объединили павших воинов 80-й резервной дивизии. На памятнике, сложенном из ледниковых валунов, выбито: "Геройской 80-й резервной дивизии". 19 апреля 1916 года эта дивизия отбила у русских часть своих позиций.


5.	Памятник на военном кладбище в деревне Нарочь (Мядельский район). Местный житель отстрелил на памятнике голову орла в 1960-70 годы 


По дороге из деревни Проньки в деревню Помошье, на вершине пологого холма, откуда открывается прекрасный вид на озеро Нарочь, было кладбище 250-го резервного полка, воевавшего в составе 75-й резервной дивизии. Это кладбище переносили в 50-60 годах. Кому-то из местных руководителей захотелось сделать на месте кладбища посевное поле. Подогнали экскаватор, одним самосвалом перевезли могильные памятники, другим — кости. Кости захоронили на кладбище 80-й резервной дивизии в Проньках, а могильными плитами с именами погибших вымостили тропинку, проложенную вдоль этого кладбища. В течение трех десятилетий могильные памятники служили пешеходной дорожкой. В 1995 году при обустройстве захоронения позорную дорожку разобрали, разложив памятные плиты на кладбище, имитируя могилы.


6.	Обелиск на военном кладбище в деревне Буйки (Мядельский район) 


На месте снесенного кладбища все сровняли бульдозером, но красивый памятник с "вильгельмским" крестом не тронули. Посевное поле так и не сделали. Долго еще возвышался одинокий памятник, пока кусты и деревья не скрыли его совсем. В настоящее время это место расчистили, обустроили как военное кладбище, хотя останков там нет.


На маленьком местном кладбище рядом с деревней Карабаны сохранились остатки памятника в виде преклонившего колено солдата, опирающегося на меч, местами — каменная кладка фундамента ограды кладбища. Памятник настолько разрушен, что с трудом догадываешься о его первоначальном виде. Его разбил ломом пьяный местный житель в 1960-е годы. Это единственный немного сохранившийся на Нарочи памятник на месте первоначального немецкого захоронения. Примерно в 1938 году останки погибших были перенесены в д.Проньки, а на освободившемся месте стали хоронить местных жителей.


8.	Памятный камень на военном кладбище в деревне Буйки (Мядельский район) возможно с места первоначального захоронения 1916 года 


Немецкое военное кладбище около деревни Буйки расположено в глухом месте, долгие годы оно было скрыто лесом. "Гробокопатели" порылись здесь основательно. На небольшом четырехгранном обелиске едва проступает надпись: "Геройскому ополченческому полку №48. 1916г". Среди ровных рядов солдатских могил лежит валун с выбитым текстом: "Погибшим друзьям 2 роты ополченческого пехотного полка №48. 1915-1916". Наверное, этот камень перенесли сюда с места прежнего захоронения. В настоящее время захоронение обустроено.


Кладбище в городском поселке Нарочь — самое большое из всех. Особенно величественно смотрится высокий памятник, увенчанный орлом без головы и дырой в крыле (памятник повредил местный житель выстрелами из ружья 30 лет назад). Немного ниже прикреплена памятная доска с перекрещивающимися рыцарским мечом и лавровой ветвью:"Геройским солдатам, погибшим за Отечество". На основании памятника есть еще одна трудночитаемая надпись: "... 1916. 11 армкорпус". Здесь покоятся в основном воины 31-й пехотной дивизии, занимавшей в годы войны территорию между озерами Нарочь и Мядель. Кладбище это создано в 1929 году. Это подтверждает бетонный крест, отлитый умершей в 1929 году местной жительницей. Такие же кресты поставлены погибшим немцам. Там сейчас продолжают хоронить местных жителей.


На кладбище в городском поселке Нарочь среди немецких покоятся более сорока русских солдат: Иван Попов, Медведев и много неизвестных.


9.	Могильные камни на военном кладбище в д. Проньки. Эти камни были перенесены в Проньки в 1960-е годы из кладбища по дороге в д. Помошье, и в течении десятилетий служили пешеходной дорожкой. Под этими камнями нет могил (Мядельский район) 


До военного кладбища около д.Муляры, работы по благоустройству еще не дошли. Выглядит оно так, как выглядели десятилетиями все немецкие кладбища в Беларуси. Почти все кресты там повалены, все заросло густым кустарником. Не сразу понимаешь, что это и есть кладбище. Обычного памятника с поясняющей надписью здесь нет. Есть огромный камень с отесанной стороной, бывший, наверное, когда-то частью памятника. Все кладбище разрезает траншея времен Второй мировой войны. Так же, как и на остальных немецких кладбищах, здесь покопались "гробокопатели". Если Проньковское кладбище копали, в основном, отдыхающие на озере Нарочь, то в Буйках и Мулярах, что довольно далеки от Нарочи, копались студенты, приезжающие туда на сельхозработы.


Около шести лет назад местные власти установили на этом заросшем лесом и густым кустарником, перерытом гробокопателями кладбище табличку с текстом: "Немецкое военное захоронение Первой мировой войны. Охраняется государством". Лучше бы этого не делали — не позорились. В отличие от немцев, местные власти продолжают делить погибших в первой мировой войне на своих и чужих.


А ведь на этом кладбище вместе с немецкими похоронено около сотни русских солдат. Еще там покоятся солдаты германской армии со славянскими фамилиями. Это солдаты полка, сформированного из поляков-жителей Силезии, которая входила тогда в состав Германии. Именно после того, как на кладбище установили табличку, его с новой силой стали перекапывать "гробокопатели", словно издеваясь над словами "Охраняется государством". Вместо того чтобы последовать примеру немцев и привести в порядок хоть одно воинское захоронение Первой мировой войны, тем более что на нем похоронено много русских солдат, власти Вилейского района решили его "охранять". Может, лучше убрать эту глупую надпись вообще?


10.	Памятник в д. Проньки (Мядельский район) 


Тема установления монумента погибшим в Нарочанской операции русским солдатам обсуждается примерно с 1987 года. В том году белорусский писатель Михаил Круль издал книгу от тех событиях, являющуюся фактически художественным пересказом исследования майора Н.Е.Подорожного "Нарочанская операция в марте 1916г.". В книге он проводит тщательный разбор этой операции и исследует причины неудач русской армии.


На волне пробудившегося интереса Михаил Круль организовал сбор средств на строительства монумента погибшим на Нарочи в Первую мировую войну русским солдатам. Плохо ориентируясь на местах событий, он планировал установить монумент на маленькой вытянутой высотке, которую участники боев называли "Фердинандов нос". За эту высотку в 1916 году шли тяжелые бои. К счастью, там монумент не установили, иначе, чтобы подойти к этой высотке, пришлось бы преодолеть выпасное поле и маленькое болото.


Тогда, в конце 1980-х были еще живы местные жители, которые помнили это сражение, соглашаясь с необходимостью установки памятного монумента. А средства на это поступали от граждан и предприятий всего СССР.


11.	Памятник на месте бывшего кладбища по дороге в д. Помошье (Мядельский район)


Но, к несчастью, монумент не установили вообще. К 1991 году Круль собрал около 10 000 рублей, что было более чем достаточно для установки скромного монумента, подобного тем, что стоят на немецких кладбищах. После этого, по его словам, собранные деньги "съела инфляция". Тема строительства монумента затихла на несколько лет…


Теперь в печати опять периодически появляются статьи о необходимости установки памятного монумента погибшим на Нарочи в Первую мировую войну. К памятной дате — 90 лет со времени проведения Нарочанской военной операции — власти Мядельского района, как обычно, ничего не запланировали. Странно, что на Нарочи на местах боев Первой мировой войны, где погибло около 100 000 солдат русской армии Мядельские власти не могут установить даже простой памятный крест. Неужели не хватает средств? Или проблемы с исторической памятью и совестью?