Последствия аварии на ЧАЭС — до сих пор загадка

Комитет «Дети Чернобыля» предложил провести независимые исследования «Репродуктивное здоровье населения в постчернобыльский период»...

 

Белорусский комитет «Дети Чернобыля» предлагает провести независимые параллельные исследования в Беларуси, России и Украине «Репродуктивное здоровье населения в постчернобыльский период» и обратить внимание мировой общественности на то, что экологические и медицинские проблемы Чернобыля не решены.

Фото mlk.livejournal.comС инициативой провести такие параллельные исследования выступила эксперт по экологическому менеджменту Белорусского комитета «Дети Чернобыля» Тамара Белоокая 3 декабря на XVI Международной научно-практической конференции «Экология человека в постчернобыльский период». Она подчеркнула, что сегодня пострадавшие регионы никак не реабилитируются.

Эти исследования «позволят проследить динамику и реально оценить состояние здоровья основных групп пострадавших, ликвидаторов, их детей, а также группу внутриутробно облученных их детей, детей группы радиационного риска» (0-6 лет на момент аварии)», людей 1986 года рождения и их детей. «Мы также можем получить объективную оценку эффективности работы образовательной системы, медицинской и других социальных служб», — отметила Тамара Белоокая.

«Репродуктивное здоровье — это не только медицинское понятие. Оно включает общесоматическое, психологическое здоровье и состояние здоровья репродуктивных органов у лиц детородного возраста, — подчеркнула эксперт. — Это также и социальное понятие, определяющее уровень развития и доступность информационных, медицинских, образовательных и других услуг».

В настоящее время, отметила Тамар Белоокая, реабилитация пострадавших районов не проводится. Между тем Белорусский комитет «Дети Чернобыля» предлагает направить на реабилитацию населения и регионов модельные, долгосрочные проекты, имеющие целью устойчивое развитие чернобыльских регионов.

Первый этап (1-1,5 года) — это комплексная реабилитация населения, подготовка населения для преобразований в регионе, второй этап (3-5 лет) — обеспечение устойчивого развития региона, организация ресурсных центров развития, третий этап (2-3 года) — поддержка устойчивого развития чернобыльских регионов.

Тамара Белоокая рассказала, что после проведенной эвакуации после аварии на ЧАЭС отселение из загрязненных районов происходило часто по медицинским показаниям. «Это означает, — заметила она, — что если был болен какой-либо член семьи, особенно ребенок, то члены семьи попадали под отселение».

Таким образом, пострадавшие от Чернобыльской аварии рассредоточились по всей территории Беларуси. Можно сделать вывод, заметила она, что в загрязненных районах оставались как раз более здоровые люди или те, кто по каким-то причинам не смог уехать. Таким образом, к концу 90-х годов ситуация с состоянием здоровья в стране снивелировалась и стала в загрязненных и в незагрязненных районах практически одинаковой. Однако в последние годы все изменилось, и состояние здоровья жителей загрязненных регионов, детей в частности, теперь значительно хуже, чем в условно «чистых».

В частности, растет число психических болезней и расстройств поведения в загрязненных районах. Так, в 2003 году их было зарегистрировано 4 301,3 на 100 тыс. детей. Заболеваемость эпилепсией увеличилась с 142,1 на 100 тыс. в 1994 году до 208,7 в 2003 году. Число случаев детского церебрального паралича увеличилось с 216,8 в 1994 году до 266,3 в 2003 году.

Во многом ситуация ухудшения здоровья, как заметил директор киевского института радиационной гигиены и эпидемиологи, доктор медицинских наук, профессор Владимир Бузунов связана с тем, что от проблем загрязненных районов отвернулись: «В Украине с 1996 года в регионы, пострадавшие от аварии на ЧАЭС, не завозятся чистые продукты. Люди едят то, что вырастят или соберут. В результате накапливают радиацию».

В Беларуси ситуация лучше. Однако, результаты радиационного контроля пищевых продуктов, проведенного Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, явственно свидетельствуют — радиация в Беларуси по-прежнему угрожает жителям загрязненных районов. В ходе проверки в октябре 2008 года в продуктах на домашних подворьях обнаружили превышение доз радиации в целом ряде населенных пунктов страны.

Самая большая проблема — молоко. В течение первой половины 2008 года в Брестской, Гомельской и Могилевской областях зарегистрировано 53 (57 в первой половине прошлого года) населенных пункта, в которых молоко не соответствовало требованиям по содержанию цезия-137. Таких населенных пунктов в Брестской области было 13, в Гомельской — 39, в Могилевской — 1. В Минской и Гродненской областях таких случаев не зарегистрировано.

Превышение допустимых уровней по содержанию стронция-90 было обнаружено в пробах молока из личных подсобных хозяйств в 20 населенных пунктах Гомельской области (Брагинский, Наровлянский, Хойникский районы).

Санслужба сделала вывод, что «причинами, обусловившими превышение норм по содержанию стронция-90 в молоке, являются использование кормов с содержанием стронция-90, превышающим допустимый уровень, выпас скота на естественных пастбищах, неудобицах, в лесных массивах, а также погодные условия».

Владимир Бузунов заметил, что не от хорошей жизни народ отправляется за дарами природы в зараженный радиацией лес: «Нам все говорят, что проблема в экономике, но что же делать людям, которые живут в таких сложных обстоятельствах на загрязненных территориях?»

Людям не остается ничего, как самим о себе позаботиться, тем более что никто не знает, что будет дальше: «В настоящее время наука знает не более 3% всей информации, касающейся последствий для экологии и здоровья аварии на Чернобыльской АЭС».

«Проблема Чернобыля и последствий для здоровья аварии на АЭС — это не только проблема трех пострадавших стран Беларуси, Украины и России, это мировая проблема. Необходимо не допускать ослабление интереса мирового сообщества к чернобыльским вопросам, а наоборот, обращать внимание на пострадавшие от взрыва районы, стимулируя тем самым их реабилитацию», — заключил он.