Другие материалы рубрики «Общество»
-
Байнет 1 апреля: русский тоннель, презервативы по рецепту и смартфон в тесте
1 апреля многие интернет-ресурсы имеют вполне легальное оправдание той фигне, которую обычно публикуют... -
В Могилеве вандалы снова повредили бюст Тарасу Шевченко
Это уже не вандализм, а проявление сепаратизма, считает глава местного объединения украинцев «Дніпро»…
- Возбуждено уголовное дело по факту гибели велосипедистки в Минске
- Белорусские военные переходят на летний «дресс-код»
- Белорусских нотариусов хотят сделать более ответственными
- Мнение специалиста: аутизм — педагогическая проблема
- Нынешним летом в Минске откроют гостиницу для животных
- Не расхохочетесь, так улыбнетесь…
- Хроники хрустального сосуда. Темнота — друг белорусов
- Опрос БелаПАН. Как изменились покупательские привычки минчан?
- Часы с белорусской символикой — уже в продаже
- Грызуны из Украины, России и Беларуси устроили в Минске шоу
Общество
Государство сбрасывает иждивенцев с шеи
Министерство труда инициирует ужесточение критериев нуждаемости для обращающихся за адресной социальной помощью. Чиновники говорят, что это позволит оказать помощь тем, кто в ней действительно нуждается. А кроме того — сэкономить бюджетные средства.
Речь идет о внесении изменений в указ президента от 14 декабря 2007 года № 638 «О некоторых мерах государственной поддержки населения», вышедшего накануне вступления в силу резонансного закона об упорядочении льгот, который одним махом эти льготы не упорядочил, а большинству белорусов обрезал.
Как сообщила заместитель министра труда и соцзащиты Валентина Королева 14 апреля в Минске перед заседанием комиссии Палаты представителей по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов, поправки в указ «увеличивают требования к лицам, которые обращаются за адресной социальной помощью».
Замминистра сообщила, что сейчас помощь получают семьи, в состав которых входят граждане трудоспособного возраста. «Возможность получения помощи снижает у таких людей желание активно искать работу. Если человек не хочет обеспечивать семью или скрывает свои доходы, то он помощь получать не должен», — подчеркнула В.Королева. Кроме того, как считает замминистра, повысятся требования к получению адресной социальной помощи неполными семьями, мать или отец в которых состоят в незарегистрированном браке.
О том, что среди бедных много иждивенцев, начали говорить не сегодня. Как сказал в интервью «Белорусским новостям» экономист, бывший министр труда Александр Соснов, во все времена были люди, склонные к тому, чтобы не работать, а жить при этом хорошо: «Посмотрите на число социальных сирот, на тех же нерадивых родителей, которые не воспитывают детей, обрекая их на полуголодное существование. Однако, говоря об иждивенчестве, важно подходить к ситуации индивидуально. Всегда будут люди, которые ограничены в своих возможностях зарабатывать в силу состояния здоровья или жизненных обстоятельств».
При этом Александр Соснов подчеркивает — государство не может отказывать своим гражданам в социальной поддержке. Но думать над тем, как организовать такую поддержку качественно и современно, нужно было раньше: «Очевидно, что надо было проводить экономические реформы, приватизацию, а не забирать предприятия под неэффективное управление. Сейчас оказывать социальную поддержку, конечно, трудно, потому что нет денег. Для качественной же социальной поддержки надо, чтобы работала экономика».
Исключить иждивенцев из числа соискателей адресной помощи Минтруда планировало и раньше. Еще год назад, как раз в апреле, заместитель министра труда и соцзащиты Марианна Щеткина заявила на республиканском семинаре в Минске, что «тревожным фактом является рост иждивенческих настроений среди отдельных трудоспособных граждан». Мол, люди стали рассматривать адресную социальную помощь как один из источников дохода, как прибавку к зарплате. «Такие настроения недопустимы, их надо пресекать, тем более что инструмент для этого имеется», — сказала она.
Положительное решение о назначении адресной социальной помощи (небольших, в общем-то, денег) может быть принято только в том случае, если среднедушевой доход семьи (гражданина) не превышает критерий нуждаемости по объективным причинам.
А вот само понятие объективных причин достаточно субъективно. Оценка объективности просьбы о помощи на местах — процесс вообще непростой. В комиссиях часто работают сотрудники социальных служб, которые теперь обязаны выезжать по месту жительства заявителей, чтобы провести обследование материально-бытового положения семьи и учесть все обстоятельства. Но, понятно, что понятия о благополучии у каждого свои.
Решением комиссии ежемесячное социальное пособие может быть назначено на срок до трех 3 месяцев с условием выполнения рекомендаций комиссии (например, по трудоустройству). Если человек или семья не предпринимают попыток увеличить свой доход, игнорируют рекомендации, то при повторных обращениях им в помощи может быть отказано.
Ситуации, в которых решение об оказании государственной адресной социальной помощи нельзя принимать:
• Когда трудоспособный член семьи может, но сознательно не желает трудиться на полную ставку или работает на условиях неполного рабочего дня.
• Когда индивидуальный предприниматель имеет лицензию, но не осуществляет предпринимательскую деятельность и не получает доходы.
• Когда члены семьи (граждане) имеют третью группу инвалидности, не обучаются в учреждениях образования, не работают и не состоят на учете в качестве безработных.
• Когда семья при наличии земельного участка не обрабатывает его или имеет сезонный доход с собственной огуречной, клубничной или медовой плантации, но скрывает его.
• Не стоит надеяться на адресную помощь тем, кто ездил за границу, поскольку выездной туризм — это основание для отказа в выдаче адресной помощи. Если комиссия увидит в вашем паспорте штамп о выезде за рубеж, а вы не сможете доказать, что ездили к родственникам, помощи ждать не приходится.
Теперь Минтруда предлагает:
• не назначать ежемесячное социальное пособие тем гражданам, которые в течение последних 12 месяцев, предшествующих обращению за адресной помощью, приобрели транспортное средство. Исключение — семьи с детьми-инвалидами, инвалидами первой и второй группы и многодетные семьи;
• отказать в пособии тем гражданам, которые работают на условиях неполного рабочего времени или не отработали полную норму выработки по необъективным причинам;
• изменить порядок расчета среднедушевого дохода семьи или гражданина для начисления адресной социальной помощи. В частности, для семей, которые состоят из двух и более человек, предлагается применять коэффициент, учитывающий эффект совместного проживания;
• в то же время срок выплаты ежемесячного социального пособия предлагается увеличить до шести месяцев (сейчас — три месяца).
Поправки в указ № 638 критерий нуждаемости для начисления единовременного социального пособия гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, планируется повысить со 120% до 150% БПМ (в настоящее время этот норматив составляет 234 370 рублей) в среднем на душу населения. Такая мера позволит увеличить численность людей, которые смогут претендовать на эту помощь.
В 2008 году за адресной социальной помощью обратились почти 320 тысяч человек, получили ее — 287 тысяч. Это больше, чем планировалось. По расчетам Минтруда, численность получателей адресной социальной помощи в 2008 году должна была составить 211,1 тысячи человек. Превышение прогноза министерство связывает с увеличением в прошлом году критерия нуждаемости для получения социального пособия с 60% до 100% от БПМ.
Насколько существующую систему оказания адресной соцпомощи можно принимать за действенную социальную поддержку, спросили «Белорусские новости» у политолога, эксперта аналитического центра «Стратегия» Валерия Карбалевича. Он высказал мнение, что в настоящее время власть стремится как можно быстрее сбросить с себя ответственность за социальную поддержку граждан, декларируя при этом свою приверженность социальному курсу. «Очевидно, что всем ведомствам дана команда урезать расходы, и каждое старается этой установке соответствовать», — сказал он.
Кроме того, Валерий Карбалевич подчеркивает, что «демонтаж социальной защиты граждан проходит с 2007 года, когда власти сделали первый решительный шаг и отменили льготы, которые имело чуть ли не большинство населения».
Валерий Карбалевич обратил внимание, что переход средней школы с 11-летнего на 12-летнее обучение в 2008 году также является звеном в цепи отказа от социального вектора государства: «Реформа школы была во многом вызвана экономией на образовании, в системе образования в вузах также существует явный крен в сторону платного образования».
Заметим, что, как заявлял президент Беларуси Александр Лукашенко, если бы в Беларуси и в дальнейшем практиковалась 12-летнее обучение в школах, это каждый год требовало бы около 150 млрд. рублей дополнительного финансирования. Ими решили распорядиться по-иному: «Эти деньги мы лучше отдадим на стипендии и зарплаты учителей. В течение этой пятилетки мы поставим среднюю школу на правильные рельсы, и она будет развиваться дальше».
Учителям действительно пообещали с переходом на 11-летку повысить зарплату на 25%, а в результате увеличили лишь на 5%.
Валерий Карбалевич подчеркивает: «Белорусские власти начали реформы не с экономики, а с социальной сферы. Если бы это была комплексная реформа, был бы другой результат. У нас же получается, что не включается рыночный механизм, людям не дают посредством развития бизнеса, самозанятости зарабатывать, и при этом государство сбрасывает с плеч ответственность за социальную защиту граждан».
В настоящее время комментариев к этому материалу нет.
Вы можете стать первым, разместив свой комментарий в форме слева