Другие материалы рубрики «Общество»
-
Государство борется с коррупционерами, но не с коррупцией
9 апреля Палата представителей приняла в первом чтении проект закона «О борьбе с коррупцией». Этим документом в законодательство вводится... -
БХК просит парламент отменить декрет о тунеядцах
Правозащитники приводят семь аргументов, почему декрет следует признать нарушающим Конституцию и международные договоры…
- При строительстве второй кольцевой вокруг Минска применяют европейские технологии
- В Беларуси разрабатывают плазменный осветитель
- В Бресте хотят провести акцию «Государство не выполняет обязанности перед народом»
- 70-летие Победы в ВОВ станет главной темой выставки «СМИ в Беларуси
- В Беларуси хотят ввести профильное обучение и изменение в ЦТ
- Вера Брежнева приехала в Минск в качестве посла доброй воли
- Грязь, пот и кровь. Спецназовцы боролись за краповые береты
- В Минске жильцы дома требуют вернуть им отчисления на капремонт за 40 лет
- Цыганский барон о тунеядстве: «Всем законам мы будем подчиняться»
- Беларусь доставила гуманитарный груз в Иракский Курдистан
Общество
Россия не допустит социальных волнений в Беларуси?
Британский журнал The Economist отнес Беларусь к группе стран с высокими рисками возникновения социальных волнений в 2014 году. Скорее всего, решение принималось до выделения Беларуси очередного российского кредита в размере двух миллиардов долларов.
Фото Nickolas
Как отмечается в опубликованном журналом The Economist исследовании центра Economist Intelligence Unit (EIU), в список стран с высоким риском социальных протестов кроме Беларуси вошли: Албания, Алжир, Бразилия, Болгария, Камбоджа, Камерун, Чад, Китай, Хорватия, Кипр, Эфиопия, Гаити, Гондурас, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Молдова, Марокко, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Шри-Ланка, Испания.
«Снижение доходов и высокий уровень безработицы не всегда сопровождаются беспорядками, — отметила представитель EIU Лаза Кекич. — Но если экономическим проблемам сопутствуют другие элементы уязвимости, то возникает высокий риск нестабильности. Такие факторы включают сильное неравенство в доходах, плохое управление, низкие уровни социального обеспечения, этническую напряженность и имевшие место ранее беспорядки. По-видимому, особое значение в возникновении беспорядков в последнее время имеет эрозия доверия к правительствам и институтам».
В статье отмечается, что данные прогнозы нельзя рассматривать как безошибочные. Например, Таиланд был оценен как страна со средней степенью риска возникновения массовых протестов, но после того как в ноябре парламент страны утвердил спорный законопроект об амнистии, там начались демонстрации протеста.
Между тем социальное напряжение в Беларуси успешно гасится посредством экономических подачек населению, устойчивость которых зависит от уровня финансовой поддержки со стороны России.
В результате социальные опросы фиксируют вполне удовлетворительное экономическое самочувствие населения. Хотя Независимый институт социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс) фиксирует, что доля белорусов-пессимистов, отмечающих ухудшение своего материального положения, ожидающих ухудшения социально-экономической ситуации в стране в ближайший год и негативно оценивающих курс развития страны, неизменно оказывалась выше доли белорусов-оптимистов.
Вместе с тем аналитики НИСЭПИ отмечают высокие доли респондентов, материальное положение которых за последние три месяца (по данным на сентябрь 2013 года) не изменилось. Улучшение своего материального положения в сентябре отметило только 11,6% респондентов, а доля оптимистов, уверенных в улучшение социально-экономической ситуации в ближайшие годы, не дотянула до одной пятой.
В итоге, тренд на снижение числа тех, кто считает, что «в целом положение вещей в нашей стране развивается в неправильном направлении» по сравнению с теми, кто дал противоположный ответ, зафиксированный во втором квартале, вновь поворачивается в обратном направлении: в июне было 45,5% против 39,6%, в сентябре — 46,7% против 39,1%.
По данным опроса НИСЭПИ за сентябрь 2013 г.
Несмотря на колебания «экономического самочувствия», готовность общества к переменам, включая поддержку оппозиции, остается невысокой. Хотя каждый второй опрошенный хотел бы, чтобы во внутренней и внешней политике Беларуси в ближайшие пять лет произошли кардинальные перемены (20,2% этого не хотят, а 21,1% это безразлично), только каждый четвертый считает, что они «вполне возможны», 56,1% — «маловероятны», а 13,8% — вообще «невозможны».
В такой ситуации очевидно, что для социального взрыва необходимы иные экономические и политические условия, возникновения которых власть по возможности не допустит.
Социологические опросы фиксируют отношение населения к тому или иному явлению, а экономисты строят свои прогнозы на основании экономических реалий, например, показателей инфляции, сальдо, о чем обычный человек мало что знает, отметил в комментарии для Naviny.by основатель НИСЭПИ социолог Олег Манаев.
Таким образом, возникает вопрос, когда скрытые, завуалированные в числе прочего российской поддержкой, проблемы белорусской экономики станут очевидными для людей?
Олег Манаев считает, что если «российская подпитка будет продолжаться», то Беларусь останется страной с высокими рисками возникновения социальных волнений, но реальностью эти риски не станут.
Эксперт отметил, что Россия не заинтересована в дестабилизации экономической и политической ситуации в Беларуси, так как это может сыграть против собственно российских интересов.
Социолог считает, что «российское руководство принимало, принимает и будет принимать решения о поддержке Беларуси».
«Даже если бы в России система управления изменилась на демократическую, Москва все равно продолжала бы поддерживать Минск, — отметил Олег Манаев. — Разве что средства выделялись бы с другими формулировками — например, на проведение реформ в Беларуси, и не в таком прямом виде, как теперь».
Последние Комментарии