Ожирение у детей. Как остановить эпидемию
Если ребенка не радует то, что он видит и слышит вокруг, еда становится чуть ли не единственным источником радости и удовольствия.
В Беларуси — эпидемия детского ожирения. Так считает главный внештатный детский эндокринолог Минздрава, профессор первой кафедры детских болезней Белорусского государственного медицинского университета Анжелика Солнцева.
Почему молодые белорусы стали массово набирать лишний веси и как остановить эпидемию, об этом Анжелика Солнцева рассказала в интервью Naviny.by.
— Избыточный вес становится все большей проблемой среди детей?
— Можно говорить об эпидемии. В 2009 и 2011 годах проводились скрининговые исследования, которые показали, что самая большая доля детей с избыточным весом (18,67%) и с ожирением (7,95%) в городах. Согласно оценочным данным, в сельской местности эта доля почти в два раз меньше.
Показательным является тот факт, что из более 300 тысяч детей, живущих в Минске, у врачей по поводу ожирения наблюдается только 1086. Правда, на сегодняшний день данные по количеству детей с избыточным весом являются оценочными.
— Почему нет точных данных?
— Диагноз ставится по обращаемости, то есть кто-то должен озаботиться весом ребенка — родители или участковый педиатр. Это означает — измерить рост, массу тела, оценить эти показатели и направить при необходимости к эндокринологу.
Однако порой родители не видят или не хотят видеть, что у ребенка избыточная масса тела. А педиатры не всегда ставят диагноз. Кроме того, пациенты с ожирением часто не доходят до эндокринолога.
–– Разве во время ежегодной диспансеризации детей не взвешивают и не измеряют их рост?
— Это должны делать. Однако нередко мы сталкиваемся с тем, что к нам приходят подростки, в амбулаторной карточке которых есть данные о росте и массе только до возраста, когда они пошли в детский сад. Правда, в последнее время работа стала вестись более активно, потому что о детском ожирении стали больше говорить на разных уровнях.
— В первую очередь это родительская обязанность — следить за весом ребенка?
— Конечно, однако без профессиональной оценки и помощи родителям часто трудно осознать наличие проблемы.
— Современные дети толще своих ровесников, которые жили 15-20 лет назад?
— Да. Например, еще 15-20 лет назад среди детей в возрасте пяти лет ожирение было редкостью. Сейчас это очень распространенное явление.
Дети стали толще, потому что меньше двигаются. Теперь весь мир — в компьютере. Однако ребенок по-прежнему нуждается в получасовой ежедневной прогулке как минимум. Оптимально, если это будет час активных игр на свежем воздухе.
Однако у родителей нет времени гулять с детьми, а когда дети подрастают, у них нет времени это делать самостоятельно из-за уроков, репетиторов чуть ли не с начальной школы и различных кружков, не спортивных в большинстве случаев.
Когда у ребенка с избыточным весом стоит дилемма, заниматься музыкой или пойти в бассейн, я за бассейн при всем уважении к значимости музыкального образования. Если музыка забирает все свободное время, надо посмотреть правде в глаза и оценить перспективу. Ваш ребенок станет музыкантом? Или ребенок занимается музыкой, потому что так надо?
У нас в угоду образованию часто страдает здоровье. Некоторые мои пациенты — очень развитые дети, которые имеют экстремальное ожирение. При этом масса тела около 100 килограммов у 16-летнего мальчика невысокого роста не кажется проблемой ни ему, ни его маме, которая гордится успехами сына на различных олимпиадах. Между тем это проблема, которую врач в одиночку не решит!
— И речь идет не об эстетической проблеме, не так ли?
— Безусловно. Жировая ткань — это гормонально активный орган, вырабатывающий множество активных гормонов, которые участвуют не только в процессах регулирования массы тела, но и других, например, роста и полового развития. Это означает, что в будущем проблемы можно ожидать и в этих системах.
Доказано, что избыточная масса тела и ожирение у детей — факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранние инфаркты и инсульты, и диабета второго типа. Отмечу, что если среди близких родственников были случаи сахарного диабета второго типа, то у ребенка с ожирением сахарный диабет может развиться в раннем возрасте.
— А как же боди-позитив, приятная полнота и все такое?
— Я категорически против такого подхода, когда полнота у детей оправдывается.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует оценивать избыточную массу тела и ожирение с помощью индекса массы тела. Отмечу, что ВОЗ предлагает достаточно широкое толкование значений с учетом того, что есть различные наследственные конституции, физическая активность и так далее. Надо стараться в эту норму войти.
В нашей стране разработаны и внедрены в клиническую практику национальные популяционные референтные таблицы, учитывающие возраст и пол ребенка.
Медицинской наукой доказано, что излишние жировые отложения могут нанести ущерб здоровью. Избыточный вес в детстве приводит к тому, что в подростковом возрасте многие дети имеют экстремальную массу тела. Есть примеры, когда подростки весят 100-150 килограммов. Очевидно, что такая масса тела формируется годами. В пять-шесть лет этот ребенок был пухленьким, и на это не обращали внимания, полагая, что он перерастет. Однако так происходит не всегда. Более того, в школе эти дети вес набирают, а не наоборот.
— Почему?
— Часто дети оказываются в школе в состоянии хронического стресса. Случается, дети заедают семейные и школьные проблемы. Порой полные дети оказываются в социальной изоляции. При этом ребенок ищет возможность получить положительные эмоции, ищет компенсацию и возможность защититься от стресса.
Если ребенка не радует то, что он видит, слышит, вкусовая стимуляция заполняет всё. И ребенку оказывается больше ничего не надо. Еда становится источником радости и удовольствия.
Гормоны, которые регулируют пищевое поведение, связаны и с другими видами поведения. Например, гормон дофамин участвует в реакции получения удовольствия. У детей с экстремальным ожирением этот гормон вырабатывается в большом количестве. Однако этот гормон у них не выполняет свою функцию, то есть ребенок не получает быстрое удовольствие от приема пищи, как можно было бы ожидать. Этот гормон участвует в регулировании других зависимостей помимо пищевой — игровой, алкогольной. Это означает, что эта форма экстремального ожирения находится в одной плоскости с проблемами других зависимостей.
— Таким образом, для профилактики ожирения детей надо научить радоваться жизни?
— Да. Очень важно научить ребенка получать удовольствие от жизни. Научить его понимать искусство, природу.
И все же не стоит усложнять проблему избыточной массы тела. 90% случаев ожирения у детей — это алиментарное ожирение, то есть следствие избыточного потребления пищи и низкой физической активности.
Многие родители не хотят этого принять. Они обращаются к специалисту, чтобы он нашел сложный диагноз, а по сути — хотят убедиться в том, что не виноваты в происходящем с ребенком. Между тем необходимо осознанно подходить к питанию детей с рождения.
— И когда надо обращаться к врачу?
— Сразу, как только масса тела начинает приближаться к максимальной границе. Часто, когда ребенок начинает перебирать вес на первом году жизни, это вызывает умиление, мол, маленький, хорошенький, толстенький.
Однако к нам обращаются родители, дети которых уже в младенческом возрасте сталкиваются с очень серьезными проблемами. Например, малыш весит в четыре месяца 12 килограммов, это вес годовалого ребенка.
Если мы говорим о младенцах, то известно: риск появления избыточной массы тела больше у тех, кто питается искусственными смесями. Грудное вскармливание хотя бы на протяжении первых шести месяцев жизни является профилактикой раннего ожирения.
Порой родители начинают докармливать крупных доношенных детей, которые находятся на грудном вскармливании. И только потому, что те за первый месяц жизни набрали не 600 граммов, а 550. Сладкие смеси нравятся детям. Ребенок постепенно переходит на искусственное вскармливание, которое является фактором риска раннего ожирения.
Если младенцы перебирают массу тела, надо реагировать — увеличить двигательную активность, выполнять гимнастику ребенку, массаж, заниматься плаванием. И вводить прикорм не кашами, а овощами. Надо заниматься проблемой и не полагаться на то, что лишний вес уйдет сам по себе.
Что касается старших детей, отмечу: ребенок в 5-6 лет не ходит сам в магазин, не покупает чипсы и газировку, не готовит себе еду. Поэтому обеспечить нормальное сбалансированное питание — зона ответственности взрослых.
— Какие ошибки в рационе более всего распространены?
— Пациенты или родители ведут пищевые дневники, из которых очевидно, что дети едят много. Если говорить о качестве, в рационе часто вообще нет овощей или они заменяются фруктами.
Считается, что соки — это полезно, однако это не так, ведь они содержат много сахара.
Дети едят колбасы, что вредно, так как это скрытые жиры и соль.
Понимаю, что ребенку хочется сладкого, но нельзя давать ему конфеты перед завтраком, обедом и ужином или вместо них. Лучше заменить шоколадные конфеты мармеладом или зефиром, в которых много пектина, или предложить сухофрукты.
Иначе появится закономерный результат — лишние килограммы.
— Избавиться от лишнего непросто — и детям, и взрослым, не так ли?
— Да, это большая работа. Однако если есть мотивация, результат будет. Есть много примеров, когда девочки и мальчики хорошо сбрасывают лишнее, когда появляется стимул. Для подростков — это чаще всего внешний вид, влюбленность.
Часто для поиска мотивации нужен психолог и психотерапевт. Все-таки дети с лишней массой тела часто закрыты и говорят, что их устраивает их тело массой 120 килограммов. Поэтому вытащить из раковины, в которой они прячутся, очень важно. Да, такой ребенок не станет танцевать в балете, но может иметь приемлемую массу тела.
Считается, что в случае экстремального ожирения снижение веса на 10% — это хороший результат, при котором значительно уменьшаются метаболические и кардиоваскулярные (сердечно-сосудистые) риски.
— Часто можно услышать, что полнота передается по наследству...
— Чаще всего передается не полнота, а привычка много есть и в целом образ жизни. Генетическая предрасположенность реализуется под воздействием внешних факторов, которые я обозначила. Говорить, что генетическая составляющая в том или ином случае является доминирующей, нельзя. Те гены, которые участвуют в регулировании массы тела, называются гены-кандидаты, и их сотни. Нет какого-то одного гена ожирения.
— Дети перерастают лишний вес?
— Здесь правда только то, что дети растут. Однако большая ошибка только поэтому полагать, что с возрастом масса тела нормализуется без усилий. Для удержания нормального веса необходимо вести здоровый образ жизни — достаточно двигаться и правильно питаться. Другого способа нет.
Обсудим?