Крути педали по правилам. Как я сменил машину на велосипед

Журналист Naviny.by решил проверить на себе, каково это передвигаться по Минску на двух колесах.

Как большинство автомобилистов, я недолюбливаю велосипедистов. Причина простая — нарушение правил дорожного движения. Вы когда-нибудь видели, чтобы велосипедист спешивался на пешеходном переходе? Между прочим, это его прямая обязанность! Но одно дело наблюдать это из машины и совсем другое побывать в ту сторону «барикад». Чтобы прочувствовать, что такое быть велосипедистом в Минске, я сделал то, чего не делал почти 20 лет – сел на велосипед.

 

 

Ни один велосипедист не спешился на переходе!

На часах 8:41 утра. Мой маршрут начинается от футбольного манежа в Веснянке в сторону центра города. Первый пункт назначения — Немига.

Скорость держу около 10 км в час, еду по тротуару. Первое пересечение с проезжей частью — нерегулируемый пешеходный переход, проще говоря «зебра» без светофора. Торможу, спешиваюсь – если не ошибаюсь, именно таких действий требуют от велосипедистов правила дорожного движения.

Кстати, именно за то, что 90% велосипедистов не спешиваются на переходах, водители их терпеть не могут, и я в том числе. Велосипедисты, услышьте нас наконец! Вы передвигаетесь гораздо быстрее пешеходов: секунду назад вас еще не было в поле зрения, а через мгновение вы уже перед капотом автомобиля. Поймите, вы сами провоцируете потенциально трагические ситуации! В подобных случаях у нас остаются доли секунды, чтобы среагировать. Если не желаете соблюдать ПДД и спешиваться, то хотя бы сбавляйте перед переходами скорость до минимальной!

В общем, спешиваюсь и иду по переходу. Проезжающий навстречу велосипедист (как ехал, так и поехал через пешеходник, даже не притормозил) смотрит на меня взглядом с ухмылкой, в котором читается: «Вот дурак, спешивается ещё».

 

 

От Веснянки до Немиги, если ехать вдоль проспекта Победителей, много светофоров и перекрестков. Если честно, уже к пятому-шестому из них меня начинает подбешивать частое спешивание. По-человечески я понял велосипедистов, которые так неохотно это делают.

Кстати, за все перекрестки до Немиги ни один велосипедист, двигавшийся в попутном или встречном направлении, не спешился на переходах. Еще большее раздражение вызвало отсутствие на некоторых перекрестках наземных переходов и возможность перейти только под землей.

Что касается взаимоотношений велосипедист-пешеход, то каких-то злых или неодобрительных взглядов я на себе не ощущал, хотя людей было относительно много – утреннее время перед трудовым днем. Главные сложности в этом плане – проезд мимо остановок, перед которыми я значительно снижал скорость.

И хотя в целом ехал на самом деле аккуратно и неспешно, у нескольких человек заметил некую боязнь или опаску перед велосипедистами. Они, завидя меня, или останавливались полностью, или пятились, или отходили в сторону. Такие люди очень бросаются в глаза на фоне общей массы.

Доехал до Немиги я минут за 20. Если бы не подземные переходы и спешивание, можно было бы минут на пять быстрее. «Чекпоинт» пройден. Куда дальше? На работу — в район Академии наук. Еду через центр города вдоль проспекта Независимости. По Богдановича доезжаю до оперного театра, там направо до цирка и пошел по прямой.

Ради эксперимента один переход решил проехать без спешивания. Сразу осознал, что я рассматриваю его в первую очередь, как автомобилист. То есть, только убедившись в том, что ни одна машина в ближайшие пять секунд не может въехать на этот перекресток, я выезжаю на проезжую часть и пересекаю ее.

 

Пешеходы занимают полосу для велосипедистов

Вдоль проспекта идет велосипедная дорожка. На протяжении пути от цирка до Академии наук мне попались человек 10-12, которые при фактически свободном тротуаре все равно шли по полосе для велосипедистов. Рядом с одним из них не выдержал и остановился. Спросил, какого лешего ты ходишь по «моей территории», если твоя рядом.

«Свободно, вот и иду», — сказал он и двинулся дальше, правда, с дорожки все же сошел.

От Немиги до Академии доехал за 15 минут. Заскочил в офис, выпил кофе и снова в седло. Дальше решил повторить автомобильный маршрут от работы до дома по улицам Сурганова и Орловской и сравнить время в пути.

 

 

Пока доехал до площади Бангалор, отметил для себя еще одну деталь – низкие бордюры при пересечениях тротуара с проезжей частью. То есть на велосипеде не нужно, как в детстве, запрыгивать на бордюры, резко дергая руль вверх и поднимая переднее колесо. Теперь велосипедист может просто ехать.

От Бангалор вдоль «Орловки» идет классная велодорожка. Решил попробовать разогнать мой агрегат, насколько хватит сил. Выжал 29 км в час. Пожалуй, был бы другой велосипед (в прокате выдали горник, а не городской), можно было бы разогнаться покруче.

До футбольного манежа (от работы это около 9,5 км) доехал за 27 минут. На машине в час-пик, бывает, едешь дольше.

Покружил по району, смотался до «Минск-Арены», потом к биологическому заказнику, вернулся. Больше ничего интересного для себя не отметил, в конфликтные ситуации не попадал.

 

Может ли велосипедист ехать по дороге?

Кстати, на проспекте Победителей всегда много патрулей ГАИ. По дороге домой подъехал к инспекторам.

 Лет 20 на велосипеде не катался. Подскажите, необходимо спешиваться на каждом пешеходном переходе? – спрашиваю у сотрудника.

— Нет. Есть переходы, через которые проходит велодорожка и переходы со специальной разметкой, допускающие проезд по ним на велосипеде. На других же по правилам велосипедист обязан спешиваться.

 

 

— А движение по проезжей части велосипедисту разрешено?

— В правилах есть пункт, что движение по проезжей части допустимо, если нет другого варианта движения. Езда велосипедистов по проезжей части, говоря по-простому, крайне нежелательна.

Как автомобилист я полностью это поддерживаю – присутствие на проезжей части велосипедистов серьезно затрудняет и тормозит движение.

 

Вывод: велосипедисты — самые недисциплинированные участники дорожного движения

Завез велосипед назад в прокат и пока шел домой сделал для себя несколько умозаключений.

Во-первых, чуть ли не все велосипедисты нагло нарушают ПДД – да, я о спешивании на переходах. За время эксперимента (а накатал я в общей сложности около 30 км за 4,5 часа) пару раз наблюдал вот какую картину: велосипедист едет через переход, мимо проезжает экипаж ГАИ или дежурит постовой, но не реагирует на это нарушение. Мне это не совсем понятно. Если введены данные нормы ПДД, значит, они чем-то мотивированы, и велосипедистов необходимо к ним приучать. А приучить, похоже, можно только штрафами. Если же на это требование ПДД все смотрят сквозь пальцы, тогда уж лучше вообще его отменить, чтобы водители, по крайней мере, хотя бы предполагали возможность влетающего на переход велосипедиста и были еще более внимательны и бдительны.

 

 

Во-вторых, нередко сообщается о конфликтах пешеходов и велосипедистов, причем о конфликтах серьезных, когда доходит до рукоприкладства. Исходя из проведенных на велосипеде часов, я уверен, что в абсолютном большинстве случаев провоцируют их именно велосипедисты (за исключением, пожалуй, одного варианта, который я опишу ниже).

У меня сложилось впечатление, что у велосипедистов неправильное отношение к пешеходам. Пешеход идет ногами, ты едешь на транспортном средстве, поэтому если случается столкновение, виноват априори велосипедист. Он должен осознавать ответственность, которую берет на себя, сев в седло, а не летать по тротуару, как сумасшедший, лавируя между людьми и распугивая их. То есть сознание велосипедиста должно быть таково – не пешеходы мешают мне ехать, а я мешаю им идти, опять-таки, если это не случай с…

В-третьих, вот этот самый случай – если конфликт происходит на обозначенной велосипедной дорожке. Тогда виноват только пешеход! Велосипедная дорожка для велосипедиста – это как проезжая часть для автомобилиста. Пешеходы, ответьте, вы часто гуляете по автомобильной дороге? Часто пробегаете перед едущими машинами? Такое же отношение у вас должно быть и к велодорожке!

Например, я искренне сочувствую велосипедисту, который стал фигурантом самого громкого за последние годы уголовного дела о конфликте велосипедистов и пешеходов.

Речь о так называемом «велосипедисте с битой». Напомним, двигаясь по велодорожке, он столкнулся с парнем, который шел по ней. В результате велосипедист упал, затем потерял контроль над собой, достал из рюкзака биту и стукнул парня. В итоге мужчина, у которого только-только родился ребенок, получил 5 лет колонии. Я сейчас не рассматриваю его хулиганское поведение в плане нападения с битой на пацана, я говорю лишь о первопричине конфликта, который спровоцировал именно пешеход!

В-четвертых, я считаю, что велосипедисты должны пройти курс правил дорожного движения, чтобы они могли анализировать ситуацию со стороны автомобилистов. Да и банально знать дорожные знаки и азы правил тоже лишним не будет.

В-пятых, я разрушил для себя миф: если будешь ездить на работу на велосипеде, будешь приезжать в офис потным и вонючим. На велосипеде я вспотел даже меньше, чем в салоне автомобиля в жару.

В целом же хочу сказать, что условия в Минске (по крайней мере в тех местах, по которым довелось проехаться мне) для велосипедистов созданы комфортные. Учитывая, что с каждым годом ребят на велосипедах становится все больше, хочется верить, что и культура велосипедистов будет расти. Пока же я склоняюсь к тому, что это все-таки самые недисциплинированные участники дорожного движения.


  • Иван Иванов
    Автор! Ты покатайся на велосипеде не для показухи, а для себя. Прокатись по всему городу и спешивайся на каждом переходе! Годика 3! А потом уже пиши статью.А то все такие очень умные, когда за рулём коробки.
  • Иван Иванов
    Автор! Ты покатайся на велосипеде не для показухи, а для себя. Прокатись по всему городу и спешивайся на каждом переходе! Годика 3! А потом уже пиши статью.А то все такие очень умные, когда за рулём коробки.
  • Юра Сербин
    Согласен с Иваном