Академия наук определила десятку лучших исследований отечественных ученых в 2016 году

Национальная академия наук (НАН) Беларуси определила десятку лучших результатов фундаментальных исследований отечественных ученых в 2016 году. Полный перечень лучших достижений, определенный бюро президиума НАН Беларуси, опубликован на сайте главного научного ведомства, пишет БелаПАН.

Академия наук отметила работу молодых ученых Института физики имени Бориса Степанова, которым удалось получить новый метод локализации квантовых состояний света на основе ограниченного числа реконструкционных измерений. С помощью этого метода можно эффективно проводить квантовую томографию света. Результаты исследований были опубликованы в престижном научном издании Nature.

Ученая коллегия также отметила другую работу сотрудников Института физики, которая связана с предсказанием и получением нового типа световых полей — перестраиваемых лазерных пучков Эйри, которые способны восстанавливать свою структуру после прохождения через рассеивающие и неоднородные среды. Это свойство можно использовать для увеличения расстояния, на которое можно эффективно доставлять световую энергию.

В десятку лучших результатов научных исследований за 2016 год вошел новый метод анализа сложных масштабных изображений на основе информационных технологий глубинного обучения, который разработали ученые Объединенного института проблем информатики. С помощью этого метода был разработан способ автоматического анализа изображений, по которым можно обнаружить рак груди на ранних стадиях развития.

Не осталась без внимания работа сотрудников научно-производственного объединения «Порошковая металлургия», которые определили, как можно формировать облегченные конструкционные элементы из композита на основе карбидокремниевой керамики с уникальными механическими и теплофизическими свойствами. Результаты их работы могут быть использованы при создании астрономических зеркал большого размера для использования в космическом пространстве.

Члены бюро президиума НАН Беларуси также отметили работу ученых научно-практического центра по материаловедению и Института физики, которые работали над изучением поведения прямозонных полупроводников из разных компонентов. Их работа будет использована для создания современных солнечных батарей.

Одним из лучших результатов в Национальной академии наук признали работу ученых из Института физико-органической химии по получению аминокислот, а также нуклеиновых и полиненасыщенных жирных кислот, модифицированных дейтерием. Эти кислоты способны замедлять биохимические реакции, которые вызывают различные патологии. Эффект достигается заменой атомов водорода на дейтерий в биомолекулах, неустойчивых к окислению. Работа ученых поможет создать лекарственные средства нового поколения.

Сотрудники Института физиологии и Института биофизики и клеточной инженерии приблизились к решению проблемы восстановления нервных клеток, за что и были включены в список лучших научных результатов НАН Беларуси.

Академия наук отметила ученых Института микробиологии, которые впервые обнаружили химические соединения, которые сильно ускоряют выработку микроорганизмами фермента глюкозооксидазы. Этот фермент используется в качестве основы для создания препарата с повышенной каталитической активностью, используемого в биоэлектронике.

Сотрудники научно-практического центра по земледелию разработали и успешно испытали технологию получения в пробирке регенераторов из пыльников ржи — культуры, которая трудно поддается регенерации на искусственной питательной среде. Работа ученых-аграриев позволит ускорить процесс селекции ржи.

Среди лучших результатов научных исследований за 2016 год также работа сотрудников Института истории, которые открыли и изучили археологический комплекс в районе деревни Кордон в Витебской области. Это уникальный для Восточной Европы памятник VIII–X веков, который доказывает, что викинги участвовали в развитии торгово-экономического потенциала региона Витебского Подвинья. Ученые установили важность этого места в формировании днепровско-ловатского отрезка пути «из варяг во греки» в IX — середине X века, то есть на ранней стадии образования государственных структур у восточных славян.