В ООН признали, что государство нарушило право жительницы Гомеля на распространение информации

 

Комитет ООН по правам человека рассмотрел жалобу жительницы Гомеля Марии Тульженковой и признал, что государство нарушило ее право на свободу получения и распространение информации, сообщает БелаПАН.

Основанием для обращения в комитет послужил тот факт, что 14 марта 2008 года активистка молодежного демократического движения раздавала в Гомеле открытки, в которых были поздравления с Днем воли, а также информация о том, что 25 марта в Минске будет мирный митинг-празднование. Тульженкову задержали, обвинили в организации митинга в Минске, доставили в ИВС, где она пробыла двое суток. Затем суд признал ее виновной в организации митинга в Минске и наказал штрафом в 350 тысяч рублей.

«Исчерпав все средства внутренней правовой защиты, Тульженкова при содействии гомельского Центра стратегической тяжбы обратилась в Комитет ООН по правам человека. Девушка посчитала, что ее право на свободу распространения информации было нарушено (статья 19 Пакта о гражданских и политических правах)», — сообщил руководитель центра Леонид Судаленко.

«Комитет напомнил, что свобода мнений является необходимым условием для всестороннего развития личности и необходимым условием демократического общества. Комитет в решении сказал о том, что государство обязано обеспечить Тульженковой эффективные средства правовой защиты, включая возмещение размера штрафа по состоянию на март 2008 года, то есть тогда 350 тысяч равнялись 162 долларам»,— сказал Судаленко.

По его словам, Комитет ООН в течение 180 дней намерен получить от белорусских властей ответ — как было исполнено данное решение. «Решение государство должно опубликовать, причем комитет заметил, что необходима публикация на двух языках — русском и белорусском. В нашей практике мы впервые видим такое замечание — на уровне Комитета ООН поднимается проблема использования белорусского языка», — подчеркнул координатор программ Центра стратегической тяжбы Василий Поляков.

Также в ответе комитета один из его членов высказал особое мнение, что в данном случае государство нарушило не только статью 19 Пакта о гражданских и политических правах, но и статью 2. «То есть, сам факт установления в законе о массовых мероприятиях запрета на распространение информации до момента получения разрешения от властей — уже сами нормы такого закона нарушают право каждого на распространение информации. Такого быть не должно. Данное решение Комитета ООН носит беспрецедентный характер, особенно с свете последних поправок в закон о массовых мероприятиях, которые еще больше ограничивают права граждан», — добавил Поляков.

Правозащитники сомневаются, что государство будет исполнять решение Комитета ООН, исходя из практики. «Но надеемся, что придет время, у нас будет демократическое правительство, и все эти решения будут исполнены», — считает Судаленко.