Страсти в запретных «Дроздах». Чиновники опять соврамши?

Подразумевалось, что за ходом такого строительства будет особый контроль. А получилось черт те что. Что тогда говорить о других долгостроях...

 

Несмотря на заверения высокопоставленных чиновников о скорой сдаче жилого дома, который глава государства лично позволил построить в водоохранной зоне водохранилища «Дрозды», объект по-прежнему остается в списке проблемных.

Нет ничего удивительного в том, что чиновники без страха раздают обещания простым смертным. В данном случае — рядовым застройщикам жилищного кооператива «Лес-2010».

Напомним, в конце мая Генпрокуратура сообщила о проведенной проверке законности строительства и распределения жилья ЖСПК «Лес-2010». Земельный участок для строительства многоэтажного дома в исключительном порядке, предусмотренном законодательством, был предоставлен с согласия главы государства на территории ландшафтно-рекреационной зоны агрогородка Ждановичи Минского района.

Прокуроры установили массу нарушений. В их числе — «незаконное право строительства квартир представителями коммерческих структур» и «незаконное строительство офисных помещений вместо востребованного жилья».

По требованию Генеральной прокуратуры «неправомерные решения» были отменены. В результате одиннадцать частных застройщиков потеряли право на уже оплаченные ими квартиры. К слову, пятеро из них в настоящее время судятся с Минским райисполкомом, который принял решение об исключении их из членов кооператива. А против бывшего председателя ЖСПК Елены Вербицкой, якобы уличенной в коррупционных правонарушениях, Генпрокуратура возбудила уголовное дело по ч. 1 ст. 426 УК РБ (превышение власти или служебных полномочий). Расследователь дело поручили УСК по Минской области.

Легкий «танковый» наезд не по адресу

Интернет-газета Naviny.by подробно сообщала о природе возникшей конфликтной ситуации в серии публикаций. Тем паче, что и тема оказалась горячей — Александр Лукашенко грозил пройтись по строительной отрасли «гусеницами самого тяжелого танка».  Однако чиновники отдельных ведомств почему-то свои «боевые машины» решили направить на журналистов.

На статью «Кто хозяйничает в «лесном» доме, построенном с разрешения президента?»  последовала реакция из Минлесхоза. В телефонной беседе с автором представитель этого ведомства назвала публикацию необъективной, пообещала прислать опровержение и «пуганула» судом якобы за то, что были затронуты честь и достоинство министра. Министра мы не трогали, а просто опубликовали выдержки из коллективной жалобы членов ЖСПК в вышестоящие инстанции. Люди высказали свою позицию: по их убеждению, главный виновник возникших проблем — министр лесного хозяйства Михаил Амельянович. Впрочем, ни опровержения, ни других санкций со стороны ведомства мы так и не дождались.

На вторую публикацию «Страсти в запретных «Дроздах». Президент будет недоволен»  отреагировал начальник управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов Павел Родионов. Правда, он ограничился телефонным разговором с шеф-редактором Naviny.by Александром Зайцевым и сделал что-то вроде замечания по поводу публикации материалов из уголовного дела Елены Вербицкой. А затем Зайцева вызвал на допрос следователь УСК по Минской области Алексей Иванов. Журналист был допрошен в качестве свидетеля, у него взяли подписку о неразглашении тайны следствия. Надо заметить: той тайны, о которой он ничего не мог знать. По одной простой причине — к публикации «Страсти…» он имел чисто техническое отношение. И я как автор статей также в глаза не видел не только материалов уголовного дела, но даже и его обложку вместе со следователем Ивановым. Я готов был об этом лично сообщить следователю, но приглашения на допрос не дождался. Ну не странно ли это?

А потому позволю себе сделать вывод, что кто-то из представителей властей очень не желает, чтобы вся эта история дошла до ушей Александра Лукашенко, который дал разрешение на строительство на территории ландшафтно-рекреационной зоны. Подразумевалось, что за ходом такого строительства будет особый контроль. А получилось черт те что. Что тогда говорить о других долгостроях, ежели в таком ответственном случае чиновники маху дали!

При том, что всю вину свалить на бывшего председателя ЖСПК «Лес-2010» не получится. Пока Елена Михайловна возглавляла кооператив, дом исправно финансировался и строился с опережением графика. Потом начались многочисленные проверки, инициированные именно Министерством лесного хозяйства, и стройка замерла.

Но утечка неприятной информации все же случилась, и была сделана робкая попытка журналистам рот заткнуть. Такая у нас версия.

Та же песня

А что же с домом, который разрешил строить Александр Григорьевич?

В соответствии с графиком строительства 64-квартирный девятиэтажный дом типовых потребительских качеств планировался к сдаче в эксплуатацию 30 июня текущего года. 3 апреля на собрании кооператива представители Министерства лесного хозяйства (в лице почти всех заместителей министра), Генпрокуратуры и прочих обещали, что дом будет сдан вовремя. Ан нет!

31 июля на следующем собрании членов ЖСПК, на котором присутствовал корреспондент Naviny.by, та же песня, но без «припева», почему чиновники от власти словами на ветер бросаются.

Помнится, тогда первый заместитель министра лесного хозяйства Федор Лисица и директор КУП «УКС-стройинвест Минского района» Вячеслав Авдей в унисон заявили, что дом будет сдан к 15 августа. Правда, в «Графике ввода в эксплуатацию жилых домов, строительство которых осуществляется с превышением нормативного срока», утвержденном председателем Минского областного комитета Борисом Батурой, в графе «дата планируемого ввода» указан просто «август». Но и тот минул, а дом новоселов пока не принял.

По сведениям Naviny.by, срок возможной сдачи передвинут на 30 сентября. Не исключено, что объект будет принят в не совсем завершенном виде. Если жилая часть объекта готова практически на сто процентов, то офисные помещения на первом этаже и подземный гараж-стоянка остаются проблемной точкой. Не столько для строителей, сколько для будущего собственника.

На первоначальном этапе строительства застройщиком нежилых помещений выступило иностранное предприятие «РентЛидер», которое вынуждено было «добровольно» выйти из ЖСПК. Его место занял Республиканский учебный центр «Лес», подчиненный Минлесхозу. На конец июля правопреемник должен был строителям более двух миллиардов рублей и еще более полутора миллиардов обязан был вернуть «РентЛидеру». Рассчитался ли центр со строителями — неизвестно, но иностранному предприятию деньги до сих пор не вернул.

Примечательно, что в письме от 22 апреля текущего года председателю ЖСПК «Лес-2010» министр лесного хозяйства Михаил Амельнович предложил включить РУЦ «Лес» в члены кооператива, «которым будет продолжено финансирование строительства и обеспечены расчеты с выбывающими организациями по внесенным платежам».


Ждите, и вам ответят

Недовольные таким ходом вещей члены кооператива забросали жалобами всевозможные инстанции. Подписанты обращали внимание на многочисленные, по их мнению, нарушения и незаконное вмешательство в деятельность ЖСПК со стороны чиновников. Все обращения были спущены в Миноблисполком.

Аналогичным образом поступила и знаменитая рабочая группа по проблемным вопросам в строительной отрасли под руководством главы Администрации президента Андрея Кобякова, которая в ближайшее время должна отчитаться перед президентом.

… А в это время четвертый месяц продолжается следствие по делу бывшего председателя ЖСПК «Лес-2010» Елены Вербицкой. По сию пору женщина пребывает в статусе подозреваемой, официально обвинение ей не предъявляли. Что тоже наводит на определенные мысли, которые Naviny.by пока не будут озвучивать.

Единственное, что позволительно в данном случае, так это цитирование находящегося в открытом доступе УПК РБ. Одна из статей кодекса гласит: «Орган уголовного преследования обязан принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, собрать доказательства, как уличающие, так и оправдывающие…».


  • Когда в стране не действуют законы, а главенствует "телефонное право" порядка никогда не будет. Как говорится, что так долго строили, то в конце концов и построили.