НИСЭПИ прекращает опросы в Беларуси
«Власть пытается втянуть нас в грязную игру, заткнуть рот общественному мнению», — говорит Олег Манаев.
После показа по главному телеканалу страны фильма, «дискредитирующего» деятельность НИСЭПИ, руководство института решило свернуть проведение опросов общественного мнения в Беларуси. Как долго продлится эта ситуация, пока неизвестно. Но в любом случае, общественному мнению будет нанесен ощутимый ущерб, отмечают аналитики.
Напомним, суть фильма «Примат НИСЭПИ», показанного по телеканалу «Беларусь 1» вечером 31 июля, сводилась к следующему: реальных опросов Независимый институт социально-экономических и политических исследований в Беларуси не проводит, а люди, которые в документах указаны как координаторы исследований, никакого отношения к НИСЭПИ не имеют. Таким образом, делали вывод авторы фильма, социологи под видом опросов просто «распиливают» деньги спонсоров.
Основатель НИСЭПИ, профессор Олег Манаев отреагировал на этот телеопус специальным заявлением, в котором назвал всё показанное фальсификацией с целью дискредитации независимого социологического института.
В эксклюзивном интервью БелаПАН Олег Манаев развил тему отношения белорусских властей к НИСЭПИ и независимой социологии в целом.
Власть пытается заткнуть рот общественному мнению в стране
«Сначала белорусские власти поставили независимую социологию фактически в нелегальное положение, а потом, как ни в чем не бывало, требуют, чтобы независимые социологи действовали в этих «правовых» (на самом деле, антиправовых) рамках», — отметил основатель НИСЭПИ.
Например, по словам Манаева, для получения аккредитации в комиссии по опросам общественного мнения при Национальной академии наук необходимо согласовывать вопросники интервью «на предмет соответствия стандартам качества».
«Но масса вопросов, особенно «чувствительных» для властей, по определению не могут быть «согласованы», например — о реальных результатах выборах, рейтинге президента, отношению к текущей политике, — добавил он. — А ведь кроме «контента» необходимо представлять соответствующую информацию о сети интервьюеров, заказчиках и много чего еще. Кстати, то же относится и к публикации результатов опросов в СМИ».
Манаев напомнил, что в 2013 году Кодекс об административных правонарушениях был дополнен статьей 9.28 (незаконное проведение опросов общественного мнения). Она предусматривает штраф до 20 базовых величин (для юридического лица — до 100 базовых) за проведение без получения аккредитации исследований и опубликование результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, президентским и парламентским выборам. То же действие, совершенное повторно в течение года повлечет наложение штрафа от 10 до 50 базовых величин, на юридическое лицо — от 20 до 200 базовых величин.
«Согласно формулировке правонарушения, административная ответственность будет наступать при наличии двух последовательных действий: проведения исследования общественного мнения по общественно-политической ситуации в стране и опубликования результатов опроса, сделанного в рамках такого исследования», — отметил социолог.
Еще одной проблемой, по его словам, является регистрация в Беларуси грантов, которые выделяются для проведения исследований и которые необходимо регистрировать в департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами президента.
«Что на самом деле значит эта регистрация? Если любой из элементов поддерживаемого зарубежным грантом проекта не понравится властям (формулировки вопросов, тематика и участники конференций и семинаров) или же если донора посчитают «враждебным» политике властей, грант на этот проект попросту не будет зарегистрирован», — пояснил Манаев.
Кроме того, добавил он, если в демократических странах такого рода гранты имеют специальные налоговые преференции, то в Беларуси они подпадают по обычную «коммерческую деятельность» и соответственное налогообложение.
«Если же опрос проводится без аккредитации комиссии и регистрации гранта, его авторы и исполнители автоматически оказываются вне закона», — отметил социолог.
Это, по словам Манаева, подтвердил и глава аттестационной комиссии по опросам общественного мнения при НАН Игорь Котляров. Комментируя мартовский опрос НИСЭПИ, он, в частности, заявил, что проведение НИСЭПИ социсследований — «грубейшее нарушение законодательства».
В истории с появлением злополучного фильма, «нужно говорить не столько о манипуляциях заказчиков, сколько о манипуляциях властей в более широком смысле — использовании монополии на исполнительную, законодательную и судебную власть, а также СМИ в своих политических и экономических интересах», подчеркнул основатель НИСЭПИ.
«Белорусские власти как раз заинтересованы в том, чтобы мы начали оправдываться, спорить, приводить доказательства по каждому «пункту обвинения» — втянуть нас в свою «грязную игру» и в итоге дискредитировать НИСЭПИ и заткнуть рот общественному мнению в нашей стране», — убежден Манаев.
НИСЭПИ сворачивает проведение опросов в Беларуси
Показанный по центральному телеканалу «изобличающий» фильм о НИСЭПИ — не первая попытка дискредитации НИСЭПИ с помощью государственных СМИ. Но никогда прежде это не влияло на работу института в Беларуси. Почему же сейчас руководство НИСЭПИ решило прекратить проведение соцопросов
«Предыдущие атаки властей затрагивали тех, кто работал в институте (а в нем никогда не работало более десяти человек). Но на этот раз они пошли «вглубь» — затронули тех, кто работал на институт, а это свыше 100 человек. Поэтому в обозримом будущем НИСЭПИ не сможет проводить опросы общественного мнения, поскольку опросную сеть власти разрушили», — поясняет Манаев.
Да и сами люди в нынешних условиях вряд ли рискнут продолжать участие в проведении опросов НИСЭПИ, демонстрировать свою связь с институтом. «Никто не хочет «вылететь» с работы или учебы или, тем более, сесть в тюрьму», — отметил Манаев.
«Даже если завтра кто-то и согласился бы на такую работу, мы не можем рисковать людьми», — добавил он.
Приостановление опросной деятельности в Беларуси, по словам Манаева, может продлиться достаточно долго, так как «ни смены политического курса, ни смены власти в Беларуси в ближайшее время не предвидится, а в нынешних условиях воссоздать сеть подготовленных интервьюеров для проведения независимых от властей опросов, как это было возможно в начале 1990-х годов, невозможно».
«Но мы найдем другие формы продолжать свою деятельность и выполнять свою миссию», — подчеркнул основатель НИСЭПИ.
Такими формами деятельности, по словам Манаева, может быть подготовка аналитических текстов и их распространение через СМИ либо путем прямой рассылки адресатам, а также организация конференций, семинаров, встреч и дискуссий по актуальным проблемам общественного развития Беларуси за пределами страны.
Заменить НИСЭПИ на данный момент некому
Политолог Андрей Елисеев убежден, что отсутствие опросов от НИСЭПИ станет «сильным пробелом в понимании общественно-политических процессов в Беларуси».
«Кроме различных электоральных замеров, НИСЭПИ еще регулярно проводит опросы по другим актуальным вопросам — например, про отношение к строительству АЭС или про малое приграничное движение с Польшей и Литвой, — отметил Елисеев в комментарии для БелаПАН. — Отсутствие этих опросов лишит возможности замерять данные по разным актуальным вопросом внутриполитической и внешнеполитической жизни Беларуси».
По словам Елисеева, замерами общественного настроения занимается также частная независимая социологическая служба Novak, созданная в 1992 году социологом Андреем Вардомацким (компания специализируется на исследованиях в области маркетинга, медиа и общественного мнения). «Но надо понимать, что постоянно и регулярно опросы по политическим и электоральным предпочтениям делает только НИСЭПИ», — добавил политолог.
Периодически проводят опросы и контролируемые государством социологические службы, отметил Елисеев. «Особенно перед выборами они активизируются и свои данные закидывают про электоральные рейтинги и так далее. Но это смешно — когда там рисуются электоральные космические рейтинги Лукашенко, которые не соответствуют действительности», — отметил он.
«Доверия к государственным контролируемым социологическим службам нет. В Беларуси за исключением НИСЭПИ больше нет авторитетных социологических служб, которые регулярно делают измерения электоральных предпочтений, рейтингов политиков, так что отсутствие их опросов будет, несомненно, ударом», — резюмировал эксперт.
Обсудим?